ДОП Я Лидер Культура и искусство Ургыхан

I. Пояснительная записка
1. Концептуальная часть программы
Настоящая

программа

предназначена

для

дополнительного

образования учащихся в общеобразовательной школе, что важно для
развития и воспитания детей на народных традициях. Программа
напоминает, что основной путь воспитания общечеловеческих качеств –
это приобщение ребенка к своей национальной культуре. По данной
программе дети имеют возможность не только обучаться устному
народному творчеству, но изучать обряды, отдельные предметы культуры,
принимать участие в народных праздниках, играх, которые способствуют
« погружению» в удивительный мир бурятской культуры.
Играя в народную игру, исполняя песни или хороводы, готовя
традиционные обряды, они размышляют над смыслом тех или иных
сторон народного мировоззрения.
В результате у детей складывается потребность в духовном общении,
возникает общий круг интересов, особая эмоциональная и нравственная
атмосфера.
Новизной программы является собирание, и изучение детьми
традиционного фольклора своего родного села, то есть этнопоходы к
старожилам.
Актуальность

–

духовный

человеческой значимостью и

опыт

каждого

народа

обладает

ценностью. Этот опыт важен тем, что

способствует сохранению национальной культуры, традиций, обычаев. На
современном этапе идет возрождение и развитие национальных культур,
формируется национальное самосознание, освоение детьми родной
культуры. Именно поэтому необходимо вести работу с детьми, чтобы они
знали и соблюдали традиции и обычаи бурятского народа.

Цели и задачи образовательного процесса.
Воспитывая

детей

на

народных

традициях

развить

у

них

национальное самосознание, а значит и уважение к своему народу.
Творчество для любого человека это вдохновение, замысел, логика,
сопоставление, чувство. Развитие этих качеств с детского возраста станет
тем фундаментом, который обеспечит успешность жизни ребенка в
будущем. Одной из основных задач курса является формирование у детей
навыков правильного пения в народной манере.
Задачи 1 года обучения.
Образовательные:
- получение и развитие определенных знаний, умений и навыков в
области пения и хореографии;
- - привить детям любовь к народной песне, через призму знаний о ней,
развитие навыков пения в народной манере;
- формирование

художественного

образного

мышления

детей,

повышение речевой культуры, развитие координации движений
Воспитательные:
- создание своеобразной воспитательной среды, способной влиять на
воспитание личности, трудолюбия, целеустремленности, жизни и
устойчивости и т.д.
- вовлечение детей в самостоятельное творчество, способствующее
развитию эстетического чутья, которое позволит определить цену и
место различных пластов культуры;
- организация эмоционально -духовной жизни детей, творческого досуга,
имеет большое воспитательное значение, способствует формированию
устойчивых интересов к занятию искусством.
Развивающие:
- пробуждение творческой активности ребенка;
- раскрытие индивидуальных способностей;

- обучить пению в народной манере (правильная установка, певческое
дыхание).
Задачи 2 года обучения
Образовательная:
- формирование умения совмещать пение и хореографию;
- формирование специальных знаний по предмету
Воспитательные:
-формирование любви и уважения к народному искусству, к родной
природе;
-формирование

культуры

делового

и

дружеского

общения

со

сверстниками и взрослыми, культуры речи.
Развивающие:
-развитие познавательной и творческой активности;
-развивать активное восприятие музыки посредством музыкального
фольклора.
Продолжительность освоения образовательной программы
Программа рассчитана на два года обучения. Знание устного
народного творчества
1 год обучения-144 ч
2 год обучения-216 ч.
Ожидаемые результаты
За первый год обучения дети должны:
- освоить язык и образы народной культуры, возникшие в результате
осмысления мира нашими предками
- отстукивать ритм мелодии
- петь дружно и слаженно
- четко, легко выполнять движения ехора
- иметь навыки актерской выразительности

За второй год обучения дети должны:
- понимать необходимость добросовестного отношения к общему делу,
различными мероприятиями
- продолжать учить петь дружно и слаженно в коллективе
- двигаться ритмично и точно под музыку
- уметь инсценировать песни
- открыть закономерность красоты и добра в течение исторической
жизни народа, воспринимать прекрасное и эстетически оценивать
окружающую действительность
Формы подведения итогов реализации
образовательной программы и критерии оценки
К числу важнейших элементов работы по данной программе
относится отслеживание результатов. Способы и методики определения
результативности

образовательного

и

воспитательного

процесса

разнообразны и направлены на определение степени развития творческих
способностей каждого ребенка, сформированности его личных качеств
(любовь и уважение

к Родине, бережное сохранение и продолжение

традиций своего народа, умение общаться со взрослыми и сверстниками, в
дальнейшем развитие профессиональных умений и навыков и т.д.)
На протяжении всего учебного процесса предполагается проводить
следующие виды контроля знаний:
- беседы в форме «вопрос-ответ» с ориентацией на сопоставление,
сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля
развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость
его внимания. Опрос проводится доброжелательно и тактично, что
позволяет снимать индивидуальные зажимы у детей, обеспечивает их
эмоциональное благополучие.
- беседы и лекции с элементами викторины или конкурса, позволяющие
повысить интерес обучающихся и обеспечить дух соревнования

- основной формой подведения итогов обучения является участие детей
фольклорной группы ансамбля «Аянга» в районных, республиканских
конкурсах.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1.Учебно-тематический план 1-го года обучения
№
I

1

2
3
4

II
1
2
III
1
2
IV
1
2
V
1
2
VI
1
2

Название разделов
и тем
Вводное занятие
«Танилсая »,
«Бурятский
фольклор»
Прослушивание
голосов. Разделение
на подгруппы
«Сэсэг соогуур»
«Хатар наадан»
Техника
безопасности. Охрана
жизни, здоровья

Теория

Практика

2

-

Общее колво часов
2

2

2

4

2
2
2

2
2
2

4
4
4

«Обоо тахилган»
Обычаи и традиции
4
4
К Светлому дню
4
4
Устное народное творчество
Эпос улигер
6
4
Пословицы и
6
4
поговорки
Устное народное творчество
Мифы и легенды
2
6
домог -түүхэ
Сказки - онтохонууд
2
6
Бурятские народные игры
Бээлэй наадан
6
4
Шагай наадан
6
4

Обычаи и традиции
Повторение
пройденного

VII
1 «Баабгалдай»

Белый месяц
4
4

8
8
10
10

8
8
10
10

4
4

8
8

Бурятские народные песни
2
8

10

2 «Бүмбэгэмни»
VIII Фольклор нашего села
1 Этнопоход к
старожилам, святые
места
IX Итоговое занятие
Всего часов

2

8

10

-

16

16

84

2
144

2
60

2.Учебно-тематический план 2-го года обучения
№

Название разделов и тем

Теория

I

Вводное занятие
«Бурятский фольклор»
Повторение
пройденных тем
«Баруун шугы
шууяатай

2

2

2

2

4

4

4

8

1

Ямар сэсэг һайхан бэ?

4

4

8

2

Тохой зандан эмээлээ

4

4

8

3

Яхуусай

2

6

8

1
2
II

III

Практика

Общее кол-во
часов

4

Ехор

Устное народное творчество (повторение)

1

Загадки – таабаринууд

2

4

6

2

Песни- дуунууд

2

8

10

3

Повторение

2

2

4

пройденных тем
IV

Бурятские народные песни

1

Шуур шуур дуутай

2

8

10

2

Арбан саган хурган

2

8

10

3

Аялгаар һайхан

2

8

10

дуунуудаа
V
1

Готовимся к Белому месяцу
Подготовка к конкурсу

2

14

16

Дангина -Гэсэр
VI

Песни о весне, о матери

1

Эжы

2

4

6

2

Борбилоохой

2

4

6

VIII
1

Обряд «Ýхибүү үлгыдэ оруулга»
Обычаи и традиции

4

4

8

«Буряад ороноор аяншалга»

IХ
1

Обычаи и традиции

10

8

18

2

Буряад ороной газар

10

8

18

дайда. Байгаали.
Бурятский народный костюм

ХI

2

6

8

2

6

8

3

Мужской костюм, его
символы и
составляющие
Женский костюм, его
символы и
составляющие
Девичий костюм

2

6

8

4

Детский костюм

4

4

8

8

10

1

2

Обряды и обычаи

ХII
1

«Тоонто тайха»

2
Народные песни

ХIII
1

«Колхозой трактор»

2

2

4

2

«Эжым түрэһэн

2

2

4

2

4

нютагта»
XVI
1

Фольклор нашего села
Этнопоход к

2

старожилам
Всего часов

216

Тематика занятий
1. «Бурятский фольклор, его виды и жанры»
2. «Кто такие буряты?»
3. Культура бурятского народа
4. «Обоо тахилган»
5. «Обычаи и традиции праздника «Сагаалган»
6. «Бурятский народный костюм»
7. Обряды и обычаи «Тоонто тайха»
8. «Свадебный обряд»
9. Обряд «Ýхибүү үлгыдэ оруулга»
10.Бурятские народные песни
11.Фольклор нашего села
12.«Ехор наадан hайхан даа»
13.«Устное народное творчество»
14.Обряд «Милан»
15.«Бурятские народные игры»
16.Обряд «Хадаг табилган»
17.«Приветственная песня»
18.«Дангина-Гэсэр»
19.«Уг гарбал» (родословная)
20.Песни о родной земле
Формы и методы проведения занятий
Приобщение детей к творчеству немыслимо без создания особой
атмосферы увлеченности. Чтобы создать такую атмосферу, используются
беседы, диалоги с учащимися, игровые ситуации, конкурсы, викторины.
Обучение музыкальному фольклору опирается на такие виды
деятельности

детей,

как:

исполнительство,

творчество,

слушание

и

музыкально-образовательная деятельность. Исполнительность и детское
творчество в музыкально-фольклорной деятельности являются действия
игровых и танцевальных движений и создание вариантов исполнения
мелодии игры. Это практический этап освоения народной культуры.
Большое внимание следует уделять непосредственному восприятию
фольклора: слушание записей народных песен, направленных на развитие

образного восприятия, формирующих эмоциональную отзывчивость детей,
способствующего накоплению фольклорного багажа.
Главное внимание педагогической деятельности нами уделяются
правилам воспитания голоса ребенка. Они включают:
-

понимание того, что выразительность пения будет зависеть от «технологии»
владения голосом: владением дыханием, опорой звука, его динамикой,
атакой звука, работой резонаторов, артикуляционного аппарата. Для
передачи эмоционального состояния музыкального произведения требуется
создание соответствующего по тембру звучания;
-

основными приемами в работе с детьми является объяснительноиллюстративный, включающий в себя объяснение и профессиональный показ
правильного народного звучания.
Методы обучения:
- устные: рассказ, беседа и др.; наглядные – показ учителя, наблюдение,
просмотр.
- практические
Формы обучения – теоретические и практические занятия, репетиции,
концерты.

Список литературы:
1. Бабуев С.Д., Бальжинимаева Ц.Ц. « Буряад зоной урданай hуудал
байдалай тайлбари толи», Улан-Удэ, издательство «Бэлиг, 2004г.
2. Базарон Я.О. «Дуунууд», Улан-Удэ, издательство ОАО
Республиканская типография, Улан-Удэ, 2006г.
3. Бардаханова С.С. «Малые жанры бурятского фольклора», Улан-Удэ,
1982г.
4. Бардаханова С.С. «Система жанров бурятского фольклора
5. «Материальная и духовная культура бурят», Центр сохранения и
развития культуры бурят, Улан-Удэ, 2004г.
6. Михайлова В.Т.»Традиции бурятской кухни», издательство «ГУЗ
РЦМП МЗ РБ» 2008г.
7. Нимаева И.Б. «Бурятский фольклор», Улан-Удэ, 2003г.
8. Хамаганова Н.П. «Бурятская фольклористика», Улан-Удэ, 1962г.
9. Шаракшинова Н.О. «Бурятский фольклор»
Список, рекомендованный для родителей:
 Базарон Я.О. «Дуунууд», Улан-Удэ, издательство ОАО
Республиканская типография, Улан-Удэ, 2006г.
 Бабуев С.Д., Бальжинимаева Ц.Ц. « Буряад зоной урданай hуудал
байдалай тайлбари толи», Улан-Удэ, издательство «Бэлиг, 2004г.
 Михайлова В.Т.»Традиции бурятской кухни», издательство «ГУЗ
РЦМП МЗ РБ» 2008г.
Список, рекомендованный для детей:
 Балдаев С.П. «Бурятские народные песни», Улан-Удэ, 1961г.
 Тугутов Б.Б. «Игры в общественной жизни бурят», Улан-Удэ, 1984г.
 Хубриков М.Б. «Дунай эхин маанадтаяа», издательство «Бэлиг», УланУдэ, 2006г.


Цыремпилов О.Д.»Буряад дуунууд», Бурятское книжное издательство,
Улан-Удэ, 1997г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

80 лет ПОБЕДЫ

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».