Оглавление
1.
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1.
Пояснительная записка
1.2.
Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3.
Содержание программы
2.
Комплекс организационно педагогических условий
2.1.
Календарный учебный график
2.2.
Условия реализации программы
2.3.
Формы аттестации
2.4.
Оценочные материалы
2.5.
Методические материалы
2.6.
Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (общий
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству».
Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Письмо
Минобрнауки
России
от
18.11.2015
№
09-3242
«О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
Положение
(общеразвивающей)
о
дополнительной
общеобразовательной
программе МУ ДО «Кижингинский ЦДТ» (приказ
муниципального учреждения дополнительного образования «Кижингинский
центр детского творчества» № 1/1 ОД от 25.01.2019г.)
Актуальность:
В современном мире возникла необходимость укрепления связей ребенка с
новыми информационными компьютерными технологиями и экранным
искусством. Актуальность данной программы, в том, что она позволяет
средствами дополнительного образования формировать художественноэстетический вкус учащихся, создает основу для образно-эмоционального
восприятия экранных искусств.
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
Студия мультипликации «KidsКадр»
Работа в программах «Рисуем Мультфильмы», Pencil2d, MOHO studio, paint
3D, Power Point
Работа с видеокамерой и цифровым фотоаппаратом
Творческий процесс создания видеофильма
Что такое видеомонтаж
Монтажный план сюжета
Работа с цифровым фотоаппаратом
Вид программы:
Модифицированная программа – это программа, в основу которой,
положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная
другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной
организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных
параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных
результатов.
Направленность программы: социально-гуманитарная
Адресат программы:
Данная программа рассчитана на учащихся 7-13лет, в группе до 15 человек.
На занятия отводится 6 часов в неделю. Сроки реализации – 3 года. Режим
занятий – 6 часов в неделю.
Одним из важных мотивов занятий с детьми школьного возраста является
интерес. Интерес – это активная познавательная направленность на предмет,
явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным
отношением к ним.
Помимо
интереса
мультфильм
имеет
прекрасные
возможности
для
интеграции различных видов деятельности детей (игра, рисование, лепка,
аппликация, чтение художественной литературы, сочинение историй,
музыкальное творчество, драматизация и пр.), способствующих созданию
творческого продукта, который смог бы иметь большую социальную
значимость в рамках ДОУ и за его пределами.
Всем известно, что мультипликация (анимация) – один из любимых жанров у
детей. А раннее приобщение ребенка к применению компьютерных
технологий
используемых
при
создании
мультфильма
имеет
ряд
положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для
последующего
подготовке,
обучения
облегчая
в
школе,
социализацию
в
дальнейшей
ребенка,
профессиональной
вхождение
информационное общество.
Особенности набора обучающихся – особых условий нет.
его
в
Срок и объем освоения программы:
__3__ лет, _576_ педагогических часов, из них:
«Стартовый уровень» - __1__ лет, __144__педагогических часов;
«Базовый уровень» - _2_ лет, _216_педагогических часов;
Форма обучения: очная, очная-заочная
Особенности
организации
образовательной
деятельности:
одновозрастные, разновозрастные, индивидуальные
Режим занятий:
Предмет
Мультипликация
Стартовый
уровень
Базовый уровень
_4_часов в неделю;
_6_часов в неделю;
_144_часов в год.
_216_часов в год.
группы
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель:
Эстетическое воспитание и художественное образование детей в
процессе
формирования
навыков
грамотного
зрителя
и
создания
собственного произведения на материале экранных искусств.
Задачи:
Образовательные (обучающие):
1.
Формировать представления о фильме как о произведении искусства.
2.
Изучать основы языка экранных искусств
3.
Обучать навыкам фото и видеосъемки, монтажа, озвучивания фильма
4.
Способствовать овладению начальными навыками работы сценариста,
режиссера, оператора, актеров в процессе работы над фильмом
5.
Сформировать
систему
знаний,
умений,
навыков
по
основам
киноискусства.
Развивающие:
1.
Познакомить ребят с образовательной программой, правилами работы
в творческом объединении и перспективами личностного развития;
2.
Развивать внимание и наблюдательность через восприятие, и анализ
фильмов.
3.
Развивать творческое воображение и фантазию, композиционное
мышление, художественный вкус.
4.
Развивать эмоциональные, артистические качества у детей средствами
киноискусства.
5.
Развивать
отзывчивость,
умение
выражать
свои
мысли,
коммуникабельность
Воспитательные:
1.
Создавать у детей положительный настрой на занятия в творческом
объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми
знаниями и умениями;
2.
Воспитывать
и
развивать
художественно-эстетический
вкус
и
уважение к основным видам и жанрам кинематографа.
3.
Воспитывать умственные и волевые качества, концентрацию внимания,
логичность воображения.
4.
Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.
Ожидаемые результаты:
Стартовый уровень
Базовый уровень
знать значение школьной
самодельной мультипликации в
знать особенности языка
Знать
кино, отличие языка кино от
других видов искусства
жизни человека; знать этапы работы
над созданием мультипликационного
фильма
знать в основных чертах специфику
языка кино; знать, какие существуют
этапы работы над фильмом
уметь выразить своѐ
отношение к игровому и
мультипликационному
фильму; -
уметь
рассказать о герое фильма,
Уметь
его характере, поступках;
различать основные виды и
жанры кинематографа различать основные
виды и жанры
кинематографа.
активно включаться в работу на
каждом из этапов, выполняя
различные виды работ, связанные с
созданием мультипликационного
фильма; уметь снимать натурные
мультики с помощью видео,
фотокамер уметь собирать и
комбинировать мультипликационные
сцены на столе из различных
материалов, уметь выразить свою
мысль, передать какое-то
содержание
объединять усилия в работе над
пониманием роли музыки в
Владеть
фильме; представлением о
том, что такое основная
идея фильма
фильмами, используя мультимедиа
проектор и компьютерную сеть;
Иметь представление, как написать
небольшой сценарий и подготовить
его к съемке (сделать монтажную
запись)
1.3.Содержание программы «KidsКадр»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
Название
п/
раздела, темы
п
1
Вводное занятие
Количество часов
Всего
2
Теория Практика
2
-
Формы
аттестации/контр
оля
Входная
диагностика
2
Развитие навыков
16
восприятия в
6
10
12
4
8
8
2
6
процессе
просмотра и
обсуждения
фильма
3
Сказка на экране.
Образ героя в
книге и на экране
4
Основы языка
кино: кадр
5
Монтаж в фильме
8
2
6
6
Сюжет фильма,
16
6
10
12
4
8
поступки и
характер героев
7
Работа с
фильмом-
Промежуто
чная диагностика
экранизацией
8
Развитие
12
2
10
10
2
8
представлений о
кадре:
план, ракурс
9
Звуки и музыка в
фильме
Тест
10
Фильмы
12
2
10
8
2
6
6
2
4
14
4
10
мультипликацион
ные и
художественные
игровые
11
Фильмы
художественные
и
документальные
12
Кадр как часть
Тест
фильма:
кинематографиче
ский кадр
13
Знакомство с
жанрами
художественного
кинематографа
14
Кино-викторина
4
-
4
15
Итоговое занятие
4
2
2
Итоговый
мониторинг
Итого
144
42
102
«KidsКадр»
Стартовый уровень (2 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
Название
п/ раздела, темы
п
1
Вводное
Количество часов
Всего
6
Теория
Формы
Практика
2
-
занятие
2
Экскурсия на
киностудию
аттестации/кон
троля
Входная
диагностика
24
6
-
3
Просмотры и
24
4
20
обсуждение
Обсужде
ние
мультипликац
ионных
фильмов
4
Самодельная
24
4
20
Самодельная
мультипликац
мультиплика
ия;
ция
учебнотренировочн
ые
упражнения
5
Знакомство с
22
4
20
24
4
18
22
4
20
6
4
18
тест
фото и
видеокамерой
.
Возможности
фотосъемки
6
Основные
принципы
производства
рисованных
фильмов
7
Кукольн
ые
мультипл
икационн
ые
фильмы
8
Маленькие
Промежу
мультики
точная
своими
диагностика
руками.
(Индивидуаль
ные проекты)
9
Экскурсия в
16
6
-
26
-
16
музей
10
Работа над
Обсужде
сценарием
ние, рассказ
мульти
сюжета
пликац
ионног
о
фильм
а
(Колле
ктивна
я
работа
)
11
Фотосъемка
6
4
22
мультипликац
Фото-
материал
ионного
фильма
12
Просмотр
8
-
6
Тест
4
2
6
Оценка
отснятого
материала.
Обсуждение
13
Монтаж
фильма,
проведенной
подготовка
работы
фильма к
демонстрации
14
15
Демонстраци
2
-
4
Оценка
я фильма.
проведенной
Обсуждение
работы
Итоговое
6
2
-
занятие.
Итого
Итоговы
й мониторинг
246
170
1
6
«KidsКадр»
Стартовый уровень (3 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
Название
п/
раздела,
п
темы
1
Вводное
Количество часов
Всего
6
Теория
1
Формы
Практика
1
занятие
аттестации
/контроля
Вход
ная
диагностика
2
Экскурсия
4
4
-
28
2
26
в город
3
Просмотры
и
Обсу
ждение
обсуждение
фильмов
4
Специфика
10
4
6
языка кино
Само
дель
ная
муль
типл
икац
ия
5
Знакомство
с
видеокамер
ой.
Возможност
и
видеосъѐмк
и
24
4
20
тест
6
Творческая
20
4
16
12
2
10
18
4
14
работа по
усвоению
языка кино.
Монтажная
запись.
7
Съѐмка по
монтажной
записи
(работа в
группах)
8
Сочинение
Про
небольших
межуточная
сюжетов.
диагностика
Творческая
работа.
9
Экскурсия
4
4
-
24
4
20
на
киностудию
10
Работа над
Обсу
сценарием
ждение,
фильма
рассказ
сюжета
11
Пробы на
16
-
16
роли.
Фото
материал
Репетиции.
12
Видеосъѐмк
20
4
16
Тест
8
2
6
Оцен
а фильма
13
Просмотр
отснятого
ка
материала.
проведенно
Обсуждение
й работы
.
14
Монтаж
8
-
8
Оцен
фильма,
ка
подготовка
проведенно
фильма
й работы
к
демонстрац
ии.
15
Демонстрац
6
2
4
12
-
12
ия фильма.
Обсуждение
.
16
Фестиваль
Итог
увлекательн
овый
ой науки.
мониторинг
Творческий
отчѐт.
Итого
216
41
175
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие.
Беседа о любимых фильмах и передачах. Знакомство с планом работы
творческогообъединения. Виды и жанры киноискусства.
2. Развитие навыков восприятия в процессе просмотра и обсуждения фильма.
Выяснение эмоциональной отзывчивости детей и их умения осмыслить
чувства в процессепросмотра фильма. Общее настроение фильма, смена
эмоциональных состояний в процессепросмотра фильма. Художественный
фильм «Сказка о потерянном времени», реж. А. Птушко.
3. Сказка на экране. Образ героя в книге и на экране.
Как в фильме показаны герои сказки? Почему они показаны именно такими
(роль автора всоздании образа героя, авторское видение героя)?
Развитие внимания к внешнему облику героя, месту действия.
Просмотр и обсуждение художественного фильма «Золушка», реж. Н.
Кошеверова.Рисование героев фильма.
4. Основы языка кино: кадр.
Первое представление о кадре. Кадр как часть пространства
(фотографический кадр). Работа скадрирующей рамкой.
Просмотр мультфильма «Старая игрушка», реж. С. Самсонов
5. Монтаж в фильме.
Первое представление о монтаже. Соединение кадров и рождение нового
смысла.
Работа по созданию фотофильма. Просмотр фрагментов
художественных игровых имультипликационных фильмов.
6. Сюжет фильма, поступки и характер героев.
Понятие о прямой последовательности событий. Непрямая
последовательность событий.Поступки и характер героев.
Совершенствование навыков восприятия.
Работа с художественным фильмом «Мио, мой Мио», реж.
Грамматиков, и другимифильмами.
7. Работа с фильмом-экранизацией.
Знакомство с литературным источником, просмотр и обсуждение
фильма.
Особенности литературного текста и экранного произведения,
их сходство и различие.Авторская позиция. Герои книги и герои
фильма – чем они отличаются.
П. Треверс. Мэри Поппинс и худ.фильм «Мэри Поппинс, до
свидания!», реж. Л. Квинихидзе.
8. Развитие представлений о кадре: план, ракурс.
Разный масштаб изображения – для чего это нужно? Крупный,
средний и общий планы.
Рисование раскадровки по сказке, стихотворению. Ракурс как
точка зрения камеры.Просмотр фрагментов художественных
игровых и мультипликационных фильмов.
9. Звуки и музыка в фильме.
Создание при помощи звуков образа реального мира в кадре.
Речь героев как средство иххарактеристики. Музыка в фильме:
музыка в кадре и за кадром. Работа с мультфильмом
«Ёжик в тумане», реж. Ю. Норштейн.
10.
Фильмы мультипликационные и художественные игровые.
Разные
виды
Мультипликация
кинематографа
рисованная
–
и
чем
они
кукольная.
отличаются?
Как
делают
мультфильм? Ожившие изображения. Актер в игровом кино.
Основные кинопрофессии.
Просмотр мультфильма «Фильм, фильм, фильм», реж. Ф.Хитрук,
1968;
11.
Фильмы художественные и документальные.
Художественный вымысел и правда жизни. Фантазия художника
и отражение подлинных фактов. Роль автора и его позиция в
создании художественного и документального произведения
экрана. Художественный кинематограф: обращение к миру
чувств и поступковчеловека. Просмотр и обсуждение
художественного фильма (по выбору). Документальный
кинематограф: правда жизни и роль автора в передаче ее на
экране.
Просмотр документального фильма (по выбору).
12.
Кадр как часть фильма: кинематографический кадр.
Кадр на пленке и продолжительность кинематографического
кадра. Движение в кадре.Границы кадра. Работа с фрагментами
художественных и мультипликационных фильмов.
13.
Знакомство с жанрами художественного кинематографа.
Фильм-сказка, приключенческий фильм, фантастический фильм,
фильм-детектив и другие.Просмотр фильмов и фрагментов
фильмов разных жанров. Отличительные черты жанров.
Обобщение художественного опыта детей. Его систематизация.
14.
Кино-викторина.
Подготовка и проведение игры кино-викторины. Деление на
группы для проведения викторины, отбор в каждой из групп
кинофрагментов для заданий викторины. Составление сценария
проведения викторины, выбор ведущих.
Основные вопросы викторины: угадай фильм по его фрагменту
или по фрагменту мелодии, звучащей в фильме; определи жанр
фильма, о чем он, кто его герои.
15.
Итоговое занятие.
Повторение изученного за первый год обучения материала.
Второй год обучения
1. Вводное занятие.
Выяснение у детей интересов и мотивов занятий в творческом
объединении. Рассказ о планах работы, о требованиях к его
участникам. Знакомство с правилами поведения и участия в
съемках.
2.
Экскурсия на киностудию Увлекательная экскурсия по
съемочным павильонам, где создаются анимационные фильмы,
встреча с любимыми мульт-героями и их создателями. А в
завершение в кинозале просмотр новых мультиков.
3. Просмотры и обсуждение мультипликационных фильмов.
История мультипликации. Мультипликационный фильм - как
старейшая разновидность "живых картинок". Хроника развития
анимационных технологий. Анимационное кино — особый вид
киноискусства, в основе которого лежит оживление на экране
различных неодушевленных объектов. Начало эпохи звезд в
анимационном кино. Примерный переченьмультипликационных
фильмов для работы:
«Буревесник» реж. А. Туркус, 2004;
«Ежик в тумане», реж.Ю.Норштейн, 1976г.;
«Клубок», реж.Н.Серебряков, 1968г.;
«Премудрый пескарь», реж.В.Караваев, 1979г.;
«Пуговица», реж. В. Тарасов,1982;
«Чуча», реж. Г.Бардин, 2000г.
4. Самодельная мультипликация (учебно-тренировочные
упражнения).
Примеры самодельных мультиков – от замысла до воплощения.
Различные способы создания мультфильмов. Природа
мультипликационного эффекта. Работа с разными материалами
(аппликации, пластилин, игрушки, детские рисунки), оживление
на экране различных неодушевленных объектов. Изображение
стихийных сил природы - грозы, бури дождя, пурги,шторма, огня
- разнообразными фазами движения различных начертаний в
виде пятен, линий,точек. Сборка мультипликационных сцен на
столе из других материалов. Примерный перечень
мультипликационных фильмов для работы:
«Весѐлый художник», реж. Н.Василенко, 1963;
«Падал прошлогодний снег», реж. А.Татарский, 1983;
«Пластилиновая ворона», реж. А.Татарский;
«Похитители красок», реж. Л.Атаманов, 1959;
«Приключение капитана Врунгеля», реж. Д.Черкасский;
5. Знакомство с фото и видеокамерой. Возможности фотосъемки.
Включение и выключение фотокамеры. Обзор возможностей
фотосъемки.
Начало
мультипликационной
и
окончание
съемке
камера
съемки.
В
устанавливается
стационарно, закрепляется на штативе. Фотосъемка сцены или
эпизода мультипликационного фильма. Экспонирования каждого
отдельного кадра фильма.
6. Основные принципы производства рисованных фильмов.
История
отечественной
профессиями
мультипликации.
(сценариста,
Знакомство
режиссера,
с
художника,
мультипликатора, оператора и т.д.)
Просмотр мультфильма «Фильм, фильм, фильм», реж. Ф. Хитрук,
1968;
Создание художественного мультипликационного фильма.
Выполнение графических работ: персонажа, масштаб персонажа
фильма, декорации (фона и панорамы), прорисовка (чистовые
рисунки). Одушевление рисованных героев мультфильма.
Простейшая рисованная мультипликация. Рисование
мультфильмов карандашом на бумаге.
Примерный перечень мультипликационных фильмов для работы:
«Винни-Пух», реж. Ф.Хитрук, 1969;
«Возвращение блудного попугая», реж. В Караваев,1988;
«Впервые на арене», реж.В.Пекарь, В Попов,
«Капитошка», реж. Б.Храневич,1980;
«Карлсон вернулся», реж. Б. Степанцев, 1969;
«Кошкин дом» реж.Л.Амальрик,1958;
«Петух и боярин», реж. Л. Мильчин,1986;
«Петух и краски»,реж. Б.Степенцев,
7. Кукольные мультипликационные фильмы.
История кукольной мультипликации. Знакомство с профессиями
мультипликаторы-
кукольники.
Подготовительный
период.
Изготовление мультипликационных кукол. Создание кукольного
мультипликационного фильма. Простейший способ плоской
перекладки.
Примерный
перечень
кукольных
мультипликационных фильмов для работы:
«В гостях у гномов», реж. В. Дегтярев, В.Данилевич;
«Волшебные фонарики», реж. В. Дегтярев;
«Варежка», реж. Р. Качанов, 1967;
«Домашний цирк», реж. В. Данилевич, 1979;
«Чебурашка», реж. Р.Качанов, 1971;
«Чебурашка идет в школу», реж. Р.Качанов, 1983;
«Шапокляк», реж. Р.Качанов, 1974;
«Шарик-фонарик», реж. В.Данилевич, 1980
8. Маленькие мультики своими руками. (Индивидуальные
проекты).
Придумать сценку воображаемого фильма. Выбрать персонаж
фильма,
прорисовать
отдельных
элементов.
Выполнить
оформление, фон. Представить, как содержание фильма можно
выразить в визуальных образах. Съемка натурных мультиков
фотоаппаратом (работа в группах). Просмотр. Идеи, советы,
замечания. Оформление и выпуск фильмов.
9.
Экскурсия в музей города. В программе экскурсии дети
знакомятся: с экспозиционными комнатами, где собраны куклы,
макеты, декорации к кукольным и рисованным фильмам. Дети
узнают процесс и технологии и изготовления мультфильма.
10. Работа над сценарием мультипликационного фильма
(Коллективная
фильма
и
Режиссерский
его
работа).
Сценарий
особенности.
мультипликационного
Подготовительный
период.
сценарий мультипликационного
сюжета. Литературный сценарий. Подготовка сценария для
съемки.
11. Фотосъемка мультипликационного фильма.
Мультипликационная съемка.
Основные
разработки движений
принципы
персонажа.
фильма. Изоб
Хронометраж
действия,
темп,
количеством
фаз,
протяженность действия, число кадров. Покадровая натурная
мультипликация.
перекладки
Плоская
с помощью
перекладка.
фотокамеры.
Создание
Съемка
плоской
отдельных
фрагментов фильма.
12. Просмотр отснятого материала. Обсуждение.
Выбор и обсуждение наиболее выразительных кадров для
монтажа. Обсуждение возможныхвариантов титров (шрифт, цвет
букв, фон и т.д.). Название фильма.
13. Монтаж фильма, подготовка фильма к демонстрации.
Выстраивание отснятых кадров в компьютерной программе.
Запись закадрового текста, музыкального сопровождения, шумов
и т.д. Озвучивание фильма. Запись и импортирование звука.
Работа с текстом. Проверка сцен по времени. Съемка титров и
названия фильма. Применение различных видов анимации.
Импорт, публикация и экспорт фильма.
14. Демонстрация фильма. Обсуждение.
Организация премьеры мультипликационного фильма в классе,
школе. Обсуждение как можно представлять результаты работы.
Выпуск видео. Публикация фильмов для Интернет.
15. Итоговое занятие. Творческий отчет.
Повторение изученного материала за второй год обучения.
Третий год обучения
1. Вводное занятие.
Выяснение у детей интересов и мотивов занятий в творческом
объединении. Рассказ о планах работы, о требованиях к его
участникам. Знакомство с правилами поведения и участия в
съемках.
2.
Экскурсия. Кино как вид искусства. Коллективное
творчество в кино, основныекинопрофессии. Известные актеры и
режиссеры. Актер в фильме.
3. Просмотры и обсуждение фильмов.
Особенности кино как искусства. Создание образа в кино. Автор
в экранном произведении. Звук и цвет в фильме. Музыка в кино.
Сюжет фильма. Настроение в фильме. Позиция автора. Позиция
зрителя.
Восприятие
как
сотворчество.
Развитие
навыков
обсуждения и анализафильма.
Примерный перечень художественных фильмов для работы:
«Каток и скрипка», реж. А. Тарковский, 1961г.;
«Золушка», реж. Н.Кошеверова, 1947г.;
«Сказка о потерянном времени», реж. А. Птушко, 1964г.;
«Ох, уж эта Настя!», реж.Ю.Победоносцев, 1972г.;
Киножурнал «Ералаш», различные выпуски.
4. Специфика языка кино.
Основные элементы экранного языка: план, ракурс, кадр. Кадр
как самая маленькая частичка фильма. План – масштаб
изображения, ракурс – точка зрения камеры. Монтаж – создание
фильма из отдельных кадров.
5. Знакомство с видеокамерой. Возможности видеосъемки.
Включение и выключение камеры. Начало и окончание съемки.
Крупные. Средние и общиепланы. Панорама. Переход от одного
плана к другому (общий – средний – крупный).
6. Творческая работа по усвоению языка кино. Монтажная
запись.
Придумать фразу из воображаемого сценария. Представить, как
содержание фразы можно выразить в визуальных (зрительных)
образах. Сделать монтажную запись этой фразы (работа в
группах).
7. Съемка по монтажной записи (работа в группах).
Сочинить короткую фразу. Обменяться фразами с другими
ребятами. Сделать монтажную запись полученной фразы, выразив
ее в 3-4 кадрах. Снять видеокамерой эти кадры в соответствии с
монтажной записью.
8. Сочинение небольших сюжетов. Творческая работа.
Выбор темы для сюжета. Придумать историю, где фигурировали
бы случайно выбранныепредметы. Сочинить историю, где
действовали бы случайно выбранные люди.
Сочинить сюжет видеозарисовки о школе (выбор интерьеров и
объектов для съемки,составление закадрового текста и т.д.)
9. Экскурсия на киностудию Экскурсия по одной из крупнейших
киностудий - уникальная возможность попасть в загадочный и
волшебный мир кино. Дети увидят знакомые костюмы и
декорации, в которых играли знаменитые актѐры в самых
любимых фильмах.
10. Работа над сценарием.
Структура
сценария:
композиция,
замысел,
тема,
идея.
Определение жанра будущего фильма. Выделение круга проблем,
которые могут рассматриваться в фильме. Индивидуальная и
групповая работа по сочинению историй, которые могут стать
основой сюжета (можно использовать случаи из школьной жизни).
Литературный сценарий. Подготовка сценария для съемки
(режиссерский
сценарий):
составление
монтажной
записи
сочиненного сценария.
11. Пробы на роли. Репетиции.
Распределение различных обязанностей в съемочной группе
(режиссер, оператор, художник, гример, костюмер и т.д.)
Выбор среди претендентов исполнителей героев и персонажей
игровых
сюжетов
или
чтецов
закадрового
текста
в
документальных фильмах. Проведение проб – съемка небольших
видеофрагментов с разными исполнителями.
12. Видеосъемка фильма.
Съемка по монтажной записи отдельных фрагментов фильма.
Съемки дублей с цельюполучения наиболее выразительных
кадров.
13. Просмотр отснятого материала. Обсуждение.
Выбор и обсуждение наиболее выразительных кадров для
монтажа.
Обсуждение возможных вариантов титров (шрифт, цвет букв, фон
и т.д.) Съемка титров.
14. Монтаж фильма, подготовка фильма к демонстрации.
Выстраивание отснятых кадров в соответствии с монтажной
записью.
Запись закадрового текста, музыкального сопровождения, шумов
и т.д. Озвучивание фильма.
15. Демонстрация фильма. Обсуждение.
Организация премьеры фильма в классе, школе. Обсуждение
фильма в студии.
16. Фестиваль увлекательной науки.
Демонстрация мультипликационных, игровых и художественных
фильмов в Центреобразования.
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
216
Продолжительность каникул
с 01.06 по 31.08
Даты начала и окончания учебного года
с 01.09 по 31.05
Сроки входной диагностики
Сентябрь
Сроки промежуточной диагностики
Январь
Сроки итоговой диагностики
Май
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты
Характеристика (заполнить)
Занятия по изучению киноискусства
Материальнотехническое
обеспечение
проводятся в большом помещении с хорошей
акустикой, вентиляцией. Учебный кабинет,
оформленный в соответствии с профилем
проводимых занятий и оборудованный в
соответствии с санитарными нормами.
Аспекты
Характеристика (заполнить)
Компьютерный класс для рисования,
обработки и монтажа мультипликационных и
видеофильмов на компьютере. В помещении
для занятий имеется шкаф с пособиями, а
также технические средства обучения
Информационное
обеспечение
Кадровое
Youtube.com
Rutube.ru
Tiktok.com
Педагог дополнительного образования
обеспечение
2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
Зачет
Творческая работа
Соревнования
Конкурс
Выставка
Фестиваль
Слёт
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации
Методики
ДООП
Уровень развития творческого
Методика «Креативность
потенциала учащихся
личности» Д. Джонсона
Уровень развития социального опыта
учащихся
Тест «Уровень социализации
личности» (версия
Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка
Уровень сохранения и укрепления
здоровья учащихся
здоровьесберегающей
деятельности образовательных
учреждений» под ред. М.М.
Безруких
Уровень теоретической подготовки
Тест «Вид искусства –
учащихся
мультипликация»
Уровень удовлетворенности родителей
предоставляемыми образовательными
услугами
Изучение удовлетворенности
родителей работой
образовательного учреждения
(методика Е.Н.Степановой)
Развитие творческих способностей
Методика исследования
Краткий тест П. Торренса
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
Словесный
Наглядный
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Частично-поисковый
Игровой
Дискуссионный
Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
Индивидуальная
Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Открытое занятие
Беседа
Встреча с интересными людьми
Диспут
Защита проекта
Игра
Презентация
Педагогические технологии:
Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Технология модульного обучения
Технология дифференцированного обучения
Технология проблемного обучения
Технология дистанционного обучения
Технология исследовательской деятельности
Проектная технология
Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
Инструкции
Образцы изделий
2.6. Список литературы
Книги.
1.
Д.Прайс Магия PIXAR. – 2012г.
2.
Нищева Н. Картотека подвижных игр, упражнений,
физкультминуток, пальчиковой гимнастики. ФГОС- ДетствоПресс, 2016 г.
3.
Холодное сердце. Учимся рисовать по шагам - Клевер
Медиа Групп, 2016 г.
4.
Ю.Б. Норштейн Снег на траве в 2 тома. – 2008г.
5.
Ф.С. Хитрук. Профессия – аниматор 2 тома. – 2007г.
6.
Голованов В.П. Методика и технология работы педагога
дополнительного
образования:
учеб.
пособие
для
студ.
учреждений сред. проф. образования.— М.: Владос, 2004.
7.
Дронов В. Macromedia Flash MX - «БХВ - Петербург, 2003.
8.
Залогова Л.А. Практикум по компьютерной графике. - М.:
Лаборатория Базовых знаний, 2001.
9.
Н. Шайдурова: Обучение детей дошкольного возраста
рисованию животных по алгоритмическим схемам - ДетствоПресс, 2015 г.
10.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий:
пособие для преподавателей. СПб: КАРО, 2004.
11.
М. Сафронов Книга вопросов. Как написать сценарий
мультфильма - 2019г.
12.
Новацкая М.: Большая пластилиновая книга. Как слепить
любую сказку - Питер, 2015 г.
13.
Ю.Б. Норштейн Классик по имени Леля в стране
мультипликации. – 2010г.
Сборники.
1.
Дополнительное образование детей: сборник авторских
программ/ред. сост. З.И. Невдахина.— Вып.3.—М.: Народное
образование, 2007.
2.
История лаборатории кино и кинообразования. – В кн.
«История художественного образования в России – проблема
культуры ХХ века» М.: РАО, 2003;
3.
Экранные искусства в школе // Медиаобразование сегодня:
содержание и менеджмент». Материалы международной научнопракт. конфренции.- М.- Таганрог - Апатиты, 2002.
4.
С. Белинг Дом совы. – 2021г.
5.
Л. Молтин О мышах и магии. – 2018г.
Статьи из журналов
1.
Баженова Л.М. Изучение экранных искусств в начальной
школе // Начальная школа.- 2000. №1.
2.
Горский
программы
В.А.
Технология
дополнительного
разработки
образования
авторской
детей
//
Дополнительное образование.— 2001, №1.
3.
Строкова
Т.А.
Мониторинг
качества
образования
школьника // Педагогика.- 2003, № 7.
4.
Чем фильм отличается от книги?// Искусство в школе. -
2004, № 2.
5.
Работа с «проблемным» фильмом в детской аудитории
//Искусство в школе. – 2004, № 1.
6.
Медиаобразование
как
средство
художественного
развития младших школьников// Начальная школа. – 2002, № 5.
7.
Фильм рождается из мыслей…// Искусство в школе. –
2002, № 6.
Электронные образовательные ресурсы.
1.
www.buryatia.org
2.
www. buryat-mongolia.info
3.
https://vk.com/clu
4.
https://www.youtube.com
1.5. https://www.youtube.com
1.6. https://www.infpol.ru
1.7. https://www.culture.ru
Приложение 1
Диагностический инструментарий оценивания качества
реализации
дополнительной общеобразовательной программамы
Мультистудия «KidsКадр»
МУ ДО Кижингинский ЦДТ
2022г.
Аннотация.
Данные
материалы
предназначены
для
мониторинга
результативности образовательного процесса на занятиях.
Диагностические материалы помогут педагогу определить
не
только
уровень
усвоения
содержания
дополнительной
общеобразовательной программы «Мультистудия KidsКадр», но
и определять способность обучающихся применять на практике
приобретенные знания, умения, навыки.
Использование диагностического инструментария на всех
уровнях организации образовательной деятельности позволит
систематизировать оценочный процесс и выработать критерии
оценки качества и формы фиксации результатов
Входная диагностика учащихся мультстудии «KidsКадр»–
это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности и
общая готовность учащихся
к освоению
дополнительной
общеобразовательной программы «KidsКадр».
Входная диагностика проводится в течение двух недель с
начала изучения образовательной программы.
Цель диагностики – выявление стартовых возможностей
и индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла
обучения.
Задачи:
-
прогнозирование возможности
успешного обучения на
данном этапе;
-
выбор уровня сложности программы, темпа обучения;
-
оценку дидактической и методической подготовленности.
Методы проведения:
- индивидуальная беседа;
-тестирование;
-наблюдение;
-анкетирование.
Этапы педагогической диагностики.
Организация и проведение педагогической диагностики
включает в себя несколько этапов.
Этапы организации:
-
подготовительный: подготовка анкет, вопросников, тестов,
заданий таблиц показателей;
-
обработка данных и их анализ;
-
оформление результатов диагностики.
Входная диагностика учащихся в мультстудии
проводится по следующим показателям:
1. Сформированность познавательной активности
2. Сформированность самостоятельности
3. Сформированность коммуникативных действий
4. Развитие творческих способностей
Остановимся на каждом подробнее:
Первый показатель - Сформированность познавательной
активности
Цель:
определение
уровня
сформированности
познавательной активности.
Метод оценивания: наблюдение и анализ результата.
Насущными требованиями сегодняшнего дня являются
личностная ориентация педагогического процесса, поиск и
развитие способностей, заложенных природой в каждом ребенке.
Одно
из
стратегических
направлений
развития
образования – формирование и развитие их познавательной
сферы.
Проблема
активизации
познавательной
деятельности
учащихся на всех этапах развития образования была одной из
актуальных, т. к. активность является необходимым условием
формирования умственных качеств личности
Т.е.
познавательная
активность
стремление учащихся к познанию
-
это
естественное
Методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих
признаков, характеризующих отношение учащегося к учебным
задачам и выраженность познавательного интереса.
Педагог отмечает наиболее характерные особенности поведения
при решении задач для каждого учащегося.
Критерии оценивания
Критерий оценки поведения
1. Отсутствие
Интерес практически не обнаруживается.
интереса
Исключение составляет яркий, смешной,
забавный материал
2. Реакция на
Интерес возникает лишь к новому
новизну
материалу, касающемуся конкретных
фактов, но не теории
3. Любопытство
Интерес возникает к новому материалу,
но не к способам решения
4. Устойчивый
Интерес возникает к общему способу
познавательный
решения задач, но не выходит за пределы
интерес
изучаемого материала
Шкала позволяет выявить уровень сформированности
познавательной активности суммируя критерии.
Уровень развития познавательной активности
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий
уровень
Уровень активности,
Ребенок недостаточно
Ребенок
самостоятельности
активен и
любознателен,
ребенка низкий, при
самостоятелен, но при
активен,
выполнении заданий
выполнении заданий
задания
требуется
требуется внешняя
выполняет с
постоянная внешняя
стимуляция, круг
интересом,
стимуляция,
интересующих
самостоятельно
любознательность не вопросов довольно
, не нуждаясь в
проявляется
дополнительны
узок
х внешних
стимулах,
находит новые
способы
решения
заданий
Второй показатель - Сформированность самостоятельности
Метод оценивания: наблюдение.
Если в школе самостоятельность входит в
универсальные
учебные
действия,
организацию
учебной
которые
деятельности:
регулятивные
обеспечивают
целеполагание,
планирование, составление плана и последовательности действий,
прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. То в системе
дополнительного образования
творческая самостоятельность
рассматривается как деятельность, которая направлена на
творческое усвоение результатов образования и осуществляется
без посторонней помощи.
В том и другом случае происходит формирование важных
личностных
качеств:
самостоятельности,
инициативности,
ответственности и относительной независимости.
Педагогический мониторинг уровня сформированности
самостоятельности у учащихся осуществляется пролонгировано,
на протяжении всего периода их обучения
Уровень сформированности самостоятельности
Низкий
Средний уровень
Высокий уровень
уровень
Все время ждет
Выполняет задание
Ребёнок сам берется
помощи,
сам, а при проверке
за выполнение
одобрения, не
ориентиру-ется на
любого зада-ния.
видит своих
других детей и де-лает
ошибок
так, как у них
3. Сформированность коммуникативных действий
Коммуникативные действия, направлены на организацию
сотрудничества.
Существует несколько методик.
«Ковёр»
(Овчарова
Раиса
Викторовна)
Проводится
коллективно. На каждом столе раскладываются одинаковые
наборы
всевозможных
фигур
(квадратов,
треугольников,
прямоугольников, овалов, окружностей и др.), выполненных из
цветной бумаги. Далее каждой команде предлагается изготовить
один, общий ковёр. При этом педагог демонстрирует образцы
нескольких готовых ковров.
Средства контроля: а) наличие центрального рисунка;
б) одинаковое оформление углов;
в) симметричное расположение деталей относительно
центра.
Инструкция: «Для того, чтобы сделать такие же красивые
ковры надо работать дружно и слаженно». Время выполнения для
всех одинаково. По окончанию работы организуется выставка
ковров, в ходе которой дети анализируют свою деятельность.
Проводится групповое обсуждение, целькоторого организация
рефлексивно-содержательного анализа совместного действия.
Команды обсуждают, что удалось, а что не удалось и степень
соответствия продукта их деятельности поставленной задаче.
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: на ковре нет ни одного, либо отмечается
только один оцениваемый признак;
2. Средний уровень: на ковре присутствуют два из
оцениваемых признака.
3. Высокий уровень: наличие трёх из оцениваемых
критериев.
Для проверки коммуникативных качеств учащихся в студии
использую тест Галины Анатольевны Цукерман «Рукавички» .
Форма: работа учащихся парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и
анализ результата.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по
одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы
они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные
рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы
получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы
сами можете придумать узор, но сначала надо договориться
между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к
рисованию».
Материал: Каждая пара учеников получает изображение
рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору
карандашей.
Критерии оценивания:
· продуктивность совместной деятельности оценивается по
степени сходства узоров на рукавичках;
· умение детей договариваться, приходить к общему решению,
умение убеждать, аргументировать и т.д.;
· взаимный контроль по ходу выполнения деятельности:
замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального
замысла, как на них реагируют;
· взаимопомощь по ходу рисования,
·
эмоциональное
позитивное
нейтральное
отношение
(работают
с
к
совместной
удовольствием
(взаимодействуют
друг
с
деятельности:
и
интересом),
другом
в
силу
необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга,
ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий
уровень
в узорах явно
сходство частичное:
рукавички
преобладают
отдельные признаки
украшены
различия или
(цвет или форма
одинаковым или
вообще нет
некоторых деталей)
весьма похожим
сходства; дети не
совпадают, но
узором; дети
пытаются
имеются и заметные
активно
договориться или
отличия;
обсуждают
не могут придти к
возможный
согласию,
вариант узора;
настаивают на
приходят к
своем
согласию
относительно
способа
раскрашивания
рукавичек;
сравнивают
способы действия
и координирую
их, строя
совместное
действие; следят
за реализацией
принятого
замысла
4. Развитие творческих способностей
Методика исследования Краткий тест П. Торренса
«Завершение фигуры» и «Нарисуйте картинку».
Тест. «Нарисуйте картинку».
Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка
возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги.
Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура
имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же
необходимо дать название своему рисунку.
Тест. «Завершение фигуры».
Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же
придумать название к каждому рисунку.
Показатели уровня развития творческих способностей
Низкий
Средний уровень
уровень
Высокий
уровень
образ не
«ухвачены» только некоторые
точность,
воспринят,
элементы, достаточно
целостность
выразительно
выразительный показ
переданного
сть
образа,
отсутствует
выразительн
ость показа