ДОП Я Лидер Природа вокруг нас

Пояснительная записка
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее,
ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому задача
экологического образования – формирование у детей экологической культуры, ответственного
отношения к природе, понимание неразрывной связи человеческого общества и природы,
включающего систему экологических знании, умении и мышления.
У детей, занимающихся в кружке, формируется экологическая культура, которая выражается
в гуманно – целостностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат:
доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость, интерес к природным
объектам, стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, желание и умение
заботиться о живом.
Дети узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой
природы и почв от загрязнения, сохранение многообразия видов организмов, охрана природы, как
необходимое условие сохранения здоровья людей. Данная программа выполняет важную функцию,
помогая детям через активное познание окружающего мира войти в новые современные,
экономические отношения и, преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа
жизни.

Экологическая

направленность

данной

программы

выражается

в

формировании

экологизирования мировоззрения, разумных взаимоотношений человека с социумом и природой
Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в
себя знания по охране окружающей среды, основы фитодизайна, практические занятия, а также
организацию и проведение творческих мероприятий.
Программа трехгодичного курса обучения составлена из расчёта 144 учебного часа на
первый учебный год (по 2 часа в неделю), второй, третий учебный год 216 часов (по 3 часа в
неделю).
Направленность программы
Программа направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху
современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и активных мероприятий
по ее защите; немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является работа с широкой
общественностью, а также вовлечению учащихся в практическую деятельность по решению
проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической
направленности – очистка территории, пропаганда экологических знании, газеты, листовки.
Программа включает в себя 3 блока, 3 ступени - 1 ступень изучение растений, уход и,
условия их содержания. Вторая ступень - знания об охране окружающей среды, практические
занятия, организация и проведение творческих мероприятий. Третья ступень - знакомство
необычными животными и растениями.

с

Актуальность программы
Понять проблемы окружающей среды во всей их сложности, определить пути их
разрешения для обеспечения устойчивого развития очень трудно. Для этого потребуется новый этап
образования – экологическое образование. Экологическое образование носит мировоззренческий
характер и строится на осознании человека как части окружающей среды.
Экологическое образование должно являться неотъемлемой частью общего образования
школьников. В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с
использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить
будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе.
Цель программы
Формирование экологической и

валеологической культуры, экологических знаний у

учащихся, вовлечение их в природоохранную деятельность и дать навыки поиска решения
поставленных экологических задач.
Задачи программы
1.

Формирование стремления учащихся к познанию современных реалий экологии;
2. Развитие экологического мышления у детей.
3. Формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности, эффективному
методу воспитания экологической культуры;
4. Обеспечение выработки у учащихся приемов и навыков самостоятельной и познавательной
деятельности;
5. Привитию интереса у учащихся к проблемам окружающей среды;
6. Воспитание чувства уважения, любви и гордости за природу своего села и страны;
7. Формирование устойчивого интереса к трудовой деятельности и гордости за результаты
своего труда.
8.

Вовлечение уч-ся в практическую деятельность по охране окружающей среды;

9. Развитие ответственности, значимости и важности в экологическом движении школы, села.
Отличительные особенности программы
Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального
взаимодействия учащихся между собой и учителем, а также поэтапного формирования
мыслительной деятельности.
Возраст детей
Программа рассчитана на учащихся 7 – 13 лет при трехгодичном цикле обучения.
Сроки реализации программы –3 года.
Формы занятий.

В программе предлагаются следующие формы работы:


теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии;



групповые практические и интегрированные занятия;



индивидуальные

занятия

(подготовка

докладов,

индивидуальных

проектов,

исследовательской деятельности);


общешкольные мероприятия по экологии;



участие в природоохранных акциях. Беседы, игры, экскурсии, выставки, конкурсы.

Режим занятий:
1-й год обучения – 144 ч – 2 раза по 2 часа в неделю;
2-й год обучения – 216 ч – 2 раза по 3 часа в неделю;
3-й год обучения-216 ч -2 раза по 3 часа в неделю.
Ожидаемые результаты
Изучив данную программу, учащиеся значительно повысят свои знания в области экологии.
Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся
самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды, в котором они живут,
научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических
нарушений в селе, районе; любить, ценить и оберегать окружающую их природу. Дети будут знать
названия декоративных растений, будут уметь осуществлять простейший уход за комнатными
растениями, осуществлять простейшие операции по посадке, пересадке растений, отображать
растения в рисунке, пластилине, в литературных произведениях, создавать картины из сухоцветов.
Учащиеся познакомятся с необычными животными и растениями. Дети приобретут уверенность в
своей способности творить и созидать, приобретут основные навыки работы в группе, навыки
аккуратности и трудолюбия. Результаты могут быть представлены в форме коллективных выставок
работ детей, открытых мероприятиях, итоговых занятий, участия в конкурсах, марафонах.
Методическое обеспечение программы
Программа предусматривает различные формы и методы организации образовательного
процесса.


групповые занятия, комбинированное занятие, лекция, диспут, теоретическое обсуждение
вопросов, практическое использование полученных знаний в дискуссиях и сообщениях с
использованием элементов ролевой и деловой игры, экскурсиях, массовых мероприятиях



работа с учебной и художественной литературой;



подготовка сообщений, рефератов, индивидуальных и групповых проектов;



работа с использованием компьютерных программ;



работа с наглядными пособиями и наглядным материалам;



практические занятия по изготовлению поделок из природного материала и оформлению
творческих отчетов о проделанной работе.
Формы подведения итогов реализации программы:

- выставки поделок из природного материала;
- фотовыставки;
- соревнования, КВН; участие в районных, республиканских, всероссийских, конкурсах, акциях;
- учебно-исследовательские конференции;
- экологические викторины;
- защита презентации;
- неделя экологии;
Формы контроля уровня достижений учащихся.
Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая
позволяет всем участникам реально оценить результативность их совместной творческой
деятельности, уровень развития способностей и личностных качеств ребенка, в соответствии с
прогнозируемым результатом.
Виды аттестации


Текущая аттестация – оценка качества усвоения материала какой-либо части (темы)
программы и проводится педагогом на занятиях.



Тематическая аттестация – это оценка качества усвоения учащимися конкретной темы или
блока программы и проводится педагогом по окончанию их изучения в соответствии с
требованиями данной образовательной программы.



Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения учащимися, какой либо части,
темы (тем) программы, по итогам учебного периода (полугодия, год) и проводится
педагогом.



Итоговая аттестация – это оценка овладения учащимися уровня достижений, заявленных в
программе по ее завершению.

Формы проведения аттестации
Для текущего и тематического контроля уровня достижений учащихся использованы такие способы,
как:






наблюдение активности на занятии;
беседа с учащимися, родителями;
экспертные оценки педагогов по другим предметам;
анализ творческих работ.
анкетирование, тестирование.

Формы проведения промежуточной аттестации: защита творческих работ и проектов, выставочный
просмотр, собеседование, игра.
Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется:




специальная зачетная работа (тест),
портфолио ученика, т.е. совокупность самостоятельно выполненных творческих работ и
документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы).

Формы проведения итоговой аттестации учащихся: презентация творческих работ, коллективная
рефлексия, самоанализ и др.
Результаты промежуточной и итоговой аттестации воспитанников оцениваются таким образом,
чтобы можно было определить:
– насколько были достигнуты, прогнозируемые результаты программы каждым ребенком;
– полноту выполнения образовательной программы
Критерии оценки результатов аттестации.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки: соответствие уровня теоретических знаний
программным требованиям; широта кругозора.
Критерии оценки уровня практической подготовки: соответствие уровня развития практических
умений и навыков программным требованиям: свобода владения специальным оборудованием и
оснащением; качество выполнения практических работ, развитость специальных способностей.
Критерии уровня развития и воспитанности: культура организации практической деятельностью,
культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и
ответственность при работе; развитость специальных способностей.

Учебно-тематическое планирование
Первый год обучения
№
темы
1.
2.

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

2
2

Введение в программу
Целебное лукошкопознавательная игра о
лекарственных растениях
Праздник Золотая осень

2
2

«Путешествие по лесной тропе» экологическая викторина
Целительная природа

2

2

4

2

6.

Вот и осень пришла. О сезонных
изменениях осенью.

2

2

7.

Лекарственные травы. Экскурсия
в аптеку

4

2

2

8.
9

Витаминная азбука
Целебные свойства цветов

6
6

2
2

4
4

10

Знакомство с комнатными
цветами

6

2

4

11

Цветы в доме

6

2

4

12

Правила ухода за растениями

6

2

4

3.
4.
5.

2

2

2

Формы аттестации,
контроля

Наблюдение
активности на
занятии.
Беседа с уч-ся,
родителями.
Викторина
Наблюдение
активности на
занятии.
Наблюдение
активности на
занятии.
Наблюдение
активности на
занятии.
тестирование
Наблюдение
активности на
занятии.
Наблюдение
активности на
занятии.
Анализ творческих
работ.
Наблюдение

13

Защита растений

4

2

2

14

Размножение растений

6

2

4

15

Пересадка растений

6

2

4

16

Икебана

10

4

6

17

Флористическая выставка

2

18

Викторина – загадки богини
Флоры
Растения и ткани

2

2

12

2

Экологическая игра «Счастливый
случай»
Отображение растений в рисунке

2

2

6

Отображение растений в
пластилине
«Отчего я пишу про лес»познавательная игра по
творчеству В.В.Бианки.
«В лес по загадки»- игра викторина по произведениям Н.
Сладкова
Ребятам о зверятах – беседа по
творчеству Е.Чарушина
Флористическое оформление
праздников. Пасха.
Природные стихи «Ее величество
вода», «Воздух- невидимка» ,«
Где живет вода» «Снежные
причуды»
Выставка картин,
флористических рисунков,
поделок.
Итоговое занятие

19
20
21
22
23
24
25
26
27

28
29

Всего часов:

2

активности на
занятии.
Наблюдение
активности на
занятии.
Наблюдение
активности на
занятии.
Наблюдение
активности на
занятии.
Анализ творческих
работ.
Анализ творческих
работ.
Викторина.

10

Анализ творческих
работ.
Игра.

2

2

6

2

4

2

2

2

2

2

2

14

2

Анализ творческих
работ.
Анализ творческих
работ.
Наблюдение
активности на
занятии.
Наблюдение
активности на
занятии.
Наблюдение
активности на
занятии.
Анализ творческих
работ.
Экспертные оценки
педагогов по другим
предметам.

12

8

8

10

10

2
144ч

2
.

Презентация
творческих работ
Портфолио уч-ся,
рефлексия.

.
Содержание тем 1-го года обучения.
Тема 1. Вводное занятие. (2ч)
Ознакомление c планом работы кружка, массовыми мероприятиями, в которых
будут участвовать кружковцы. Единство требований (правила техники безопасности).
Анкета «Визитная карточка». Тест.
Тема 2 Целебное лукошко.(2ч). Познавательная игра о лекарственных растениях.
Тема 3 Экскурсия в природу для сбора природного материала. (2ч) Праздник «Золотая осень».

Тема 4. Путешествие по лесной тропе- экологическая викторина. Загадки лесовичка о
лекарственных растениях. (2ч)
Тема5 Целительная природа (4ч)
Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения.
Практическое занятие. Работа с гербарием.
Тема 6.Вот и осень пришла.(2ч) Беседа о сезонных изменениях осенью.
Тема 7 Лекарственные травы(4ч). Беседа. Лекарственные растения Бурятии. Лекарства с клумбы.
Экскурсия в аптеку.
Тема 8. Витаминная азбука(6ч). История открытия витаминов. Значение витаминов для здоровья.
Практическое занятие. Тест «Мы и наше здоровье». Правила сохранения витаминов в продуктах.
Практическое занятие. Приготовление настоя «Витаминный». Свекольный сок.
Тема 9. Целебные свойства цветов(6ч). Беседа. Растения- санитары.
Практическое занятие. Целебная аптека (каланхоэ). Лечебные свойства алоэ.
Практическое занятие. Золотой ус - чудесный доктор. Растительная косметика.
Тема 10. Знакомство с комнатными цветами(6ч) Беседа. Значение цветов в жизни человека.
Практическое занятие. Праздник цветов. Искусство дарить цветы.
Практическое занятие. Язык цветов. Цветочный гороскоп.
Тема 11. Цветы в доме(6ч) Виды комнатных растений. Основные органы растений.
Практическое занятие. Интегрированное «Эти чудесные цветы»
Практическое занятие Цветы из квилинга.
Тема 12. Правила ухода за растениями, цветами(6ч). Световые условия. Тепловой режим.
Практическое занятие. Правильный полив. Удаление пыли с листьев.
Практическое занятие. Работа с таблицами. Знакомство с удобрениями для комнатных растений.
Тема 13. Защита растений(4). Заболевания растений и методы борьбы. Виды вредителей.
Практическое занятие. Обработка растений от тли. Работа с таблицами.
Тема 14. Размножение растений(6ч). Основные способы размножения растений. Размножение
стеблевыми черенками.
Практическое занятие. Размножение отпрысками. Размножение корневищами.
Практическое занятие. Размножение листовыми черенками. Размножение луковицами и клубнями.
Тема 15. Пересадка растений(6ч). Обработка горшков, вазонов. Земельные смеси.
Практическое занятие. Полная пересадка. Частичная пересадка.
Практическое занятие. Перевалка растений.
Тема 16. Искусство Икебаны (12ч) Художественно - композиционные принципы аранжировки
цветов. Первые шаги в икебане. Варианты композиций
Практическое занятие. Настольная композиция со свечой.
Практическое занятие. Плавающая композиция.

Практическое занятие. Композиция с использованием флористического материала. Контрольная.
Учащийся самостоятельно подбирает сосуд, форму, рисует эскиз и ставит композицию.
Тема 17. Флористическая выставка (2ч)
Тема 18. Викторина «Загадки богини Флоры» (2ч)
Тема 19. Растения и ткани (12ч). Беседа. Презентация «Виды батика». Цветы из ткани. Материалы
для изготовления. Инструменты и приспособления.
Практическое занятие. Подготовка ткани. Нанесение рисунка.
Практическое занятие. Рукотворная работа «Ромашка».
Практическое занятие. Рукотворная работа. Изготовление цветов, имитирующие натуральные.
Практическое занятие. Рукотворная работа. Роза открытая. Выполнение в материале
Контрольная. Самостоятельное изготовление цветка по выбору учащегося.
Тема 20. Экологическая игра «Счастливый случай» (2ч)
Тема 21. Отображение растений в рисунке(6ч). Азбука хохломской росписи. Составление
цветочного узора.
Практическое занятие. Жостовская роспись. Роспись подноса.
Практическое занятие. Цветочный декор в бурятском орнаменте.
Тема 22. . Отображение растений в пластилине(6ч). Беседа. Удивительный мир пластилина.
Практическое занятие. Цветочная страна, цветы из гипса.
Практическое занятие. Цветочная картина из пластилина.
Тема 23 «Отчего я пишу про лес»- познавательная игра по творчеству В.В.Бианки(2ч).
Тема 24. «В лес по загадки» игра-викторина по произведениям Н.Сладкова(2ч)
Тема 25. Ребятам о зверятах- беседа по творчеству Е. Чарушина(2ч).
Тема 26. Флористическое оформление праздников Пасха (14ч) Традиции и обычаи (основы
православной культуры). Атрибуты пасхальной флористики. Примеры пасхальных аранжировок.
Практические занятия.
1. Пасхальные яйца. Писанки. Выполнение в материале.(2ч)
2. Пасхальные яйца. Крашенки. Выполнение в материале. (2ч)
3. Флористические фигурки зверей и птиц. Выполнение в материале. (4ч)
4. Пасхальная композиция венок - гнездо. Выполнение в материале. (2ч)
Тема 27. Природные стихии «Ее величество вода», «Воздух-невидимка», «Где живет вода»,
«Снежные причуды» (8ч). Практические занятия, опыты.
Тема 28 Выставка картин, флористических рисунков, поделок (10ч)
Практические занятия.
1. Подбор материала. Поделки из природного материала. (2ч)
2. Флористические открытки ручной работы. Большие и малые. Выполнение в материале. (4ч)
3. . Творческие работы учащихся.(4ч)

Тема 29. Итоговое занятие. Подведение итогов работы. Задание на лето по сбору природного
материала.

Учебно-тематическое планирование
Второй год обучения
№

Количество часов

Тема занятий
Всего

1
2

3

4
5
6

7

8

9
10
11

Сентябрь
Экостарт. Экология: цели,
задачи и проблемы.
Введение в программу
Беседа с учащимися 6
класса по теме:
«Возрастные особенности,
специфика общения и
работы с учащимися
начальной школы»
Всемирный день без
автомобилей.
Интегрированное занятие
«ЮИД»

Теория

Практика

Формы аттестации,
контроля

3

3

собеседование

3

3

Наблюдение
активности на занятии

3

3

Наблюдение
активности на занятии

Экспертные
оценки другого
педагога

Работа с календарем
экологических дат.
Экскурсия в лес.
Всемирный день туризма
Акция «Чистый берег»

3

Организация и проведение
в начальной школе
конкурса «Уголок
природы».
День работников леса.
Праздник
древонасаждений .
Октябрь
1 октября
«Международный день
улыбки»
Всемирная акция. Очистим
планету от мусора.
Фотоконкурс «Наше село
крупным планом»

собеседование

3

3

3

Беседа с уч-ся,
родителями.

3

3

УЧАСТИЕ В
РАЙОННОЙ
АКЦИИ »Чистый
берег»

3

3

Экспертные
оценки других
педагогов

3

3

Наблюдение
активности на занятии

3

3

Наблюдение
активности на занятии

3

3

Наблюдение
активности на занятии

3

3

Фотовыставка

12

Подготовка посадочного
материала к проведению
акции «Озеленение
кабинетов»
Проведение акции
«Озеленение кабинетов»
День детского здоровья в
ЦДТ

3

3

Наблюдение
активности на занятии

3

3

Наблюдение
активности на занятии

3

3

15

День защиты животных

3

Экспертные
оценки других
педагогов

16

Всемирный
вегетарианский день
Ноябрь
Подготовка отчета о
проделанной работе в
октябре месяце и его
оформление.
Основные принципы
охраны окружающей
среды.
Синичкин день. День
встречи зимующих птиц
Кинолекторий для
учащихся начальной
школы.
Работа в библиотеке.
«Книги о природе»
Всемирный день домашних
животных
Съемка видеосюжета
«Экология и жизнь»
Подбор информации и
помощь в обновлении
материала
«Уголков природы» в
начальной школе.
Декабрь
Оформление отчета о
проделанной работе в
ноябре месяце.
Подбор природного
материала для
изготовления поделок к
Новому году.
Изготовление сувениров из
природного материала к
Новому году.
Поздравление педагогов.
Кинолекторий. Календарь
экологических дат.
Человек - часть живой
природы.
Международный день
добровольного

3

13
14

17

18
19
20
21
22
23
24

25
26

27

28
29
30

3
3

Наблюдение
активности на занятии
Наблюдение
активности на занятии

3

3

собеседование

3

3

Наблюдение
активности на занятии

3

3

игра

3

3

Наблюдение
активности на занятии

3

3

Наблюдение
активности на занятии

3

3

Игра КВН

3

3

Анализ
творческих работ

3

3

Наблюдение
активности на занятии

3

3

Собеседование

3

3

Наблюдение
активности на занятии

3

3

Анализ
творческих работ

3

3

Наблюдение
активности на занятии

3

3

тест

3

3

Наблюдение
активности на занятии

31
32

33
34
35
36
37

38
39

40

41
42
43
44
45
46
47
48
49

волонтерства.
Международный день
биологического
разнообразия.
Подготовка к проведению
акции «Покорми птиц
зимой». Изготовление
кормушек для птиц.
Январь
Оформление отчета о
работе в декабре месяце.
Проведение акции
«Покорми птиц зимой»
Изготовление наглядных
пособий из природного
материала для занятий.
День заповедников и
национальных парков.
Кинолекторий для
начальной школы
«Календарь экологических
дат»
Викторина в форме
устного журнала «Юные
экологи»
Внимание, акция!
Составление и оформление
листовок «Экология в
опасности»
Проблема мусора в твоем
доме и доме природы. Есть
проблема - ищем решение..
Февраль
Интеллектуальный
марафон «Пернатые
друзья»
Всемирный день защиты
морских млекопитающих.
Основные принципы
экомониторинга.
Всемирный день водноболотных угодий.
Викторина «Морские
обитатели»
Подбор природного
материала для
изготовления поделок.
Изготовление сувениров из
природного материала.
Экскурсия в музей
Природы.
Март
Игровое занятие

3

3`

3

3

Наблюдение
активности на занятии

3

Наблюдение
активности на занятии

3

3

Собеседование

3

3

Наблюдение
активности на занятии

3

3

Анализ
творческих работ

3

3

Наблюдение
активности на занятии

3

3

Наблюдение
активности на занятии

3

3

Викторина

3

3

Акция

3

3

Тестирование

3

3

Игра марафон

3

3

3

3

Участие в
районном
конкурсе.

Наблюдение
активности на занятии

3

3

Наблюдение
активности на занятии

3

3

Викторина

3

3

Наблюдение
активности на занятии

3

3

3

3

Анализ
творческих работ
Экскурсия

3

3

Игра

50
51
52
53
54

55
56
57
58

59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

«Счастливый случай»
Кинолекторий «Календарь
экологических дат»
День кошек.

3

3

Наблюдение
активности на занятии

3

3

Наблюдение
активности на занятии

тест

Разнообразие растений
вокруг нас.
Мониторинг состояния
окружающих улиц.
День Земли

3

3

3

3

Наблюдение
активности на занятии

3

3

Разработка
«Экологической тропы».
Международный день леса.

3

3

Праздник,
участие в
районном
конкурсе.

Наблюдение
активности на занятии

3

3

Наблюдение
активности на занятии

3

3

Наблюдение
активности на занятии

3

3

Наблюдение
активности на занятии

3
3
3

3
3
3

Игра КВН
Участие в акции.
викторина

3

Наблюдение
активности на занятии

Апрель
Практикум. День
экологических знаний.
Связь с районными
службами охраны
окружающей среды.
Трудовой десант.
День птиц
Весенняя неделя добра.
День экологических
знаний.
Проведение акции
«Озеленение ЦДТ »
День подснежника.
Всемирный день Земли.
Май
Оформление отчета о
работе в апреле месяце.
Спортивная эстафета
«Природа вокруг нас».
Кинолекторий «Календарь
экологических дат».
Всероссийский день
посадки леса.
Методы изучения видимой
флоры и фауны.
Единые дни действий в
защиту малых рек и
водоемов.
Подведение итогов работы
учащихся. Награждение.
Оформление и сдача
отчета о проделанной
работе.
Всего часов:

3

3

3

3

Наблюдение
активности на занятии

конкурс

3

3

3

3

Собеседование

3

3

Эстафета

3

3

Наблюдение
активности на занятии

3

3

Участие в акции.

3

3

Наблюдение
активности на занятии

3

3

Экскурсия

3

3

3

3

Портфолио уч-ся
рефлексия
Анализ

216 ч
Краткое описание тем

1. Природа вокруг нас. В данном разделе предполагается изучение природных комплексов
недалеко от учреждения и
изучение характерных представителей живой природы для
данной местности. Основная работа по данной теме – создание уголков природы, создание и
обновление которых, позволит каждому учащемуся прикоснуться к удивительному миру
природы. Создание поделок, гербариев из природного материала, позволят развить
творческие способности детей. Также данный раздел предполагает осмысление
накопленного материала.
2. Экология – наука о нашем доме. В связи с возрастающей важностью знаний об экологии в
данном разделе освещены основные принципы данной науки, ее значимость в повседневной
жизни людей. Большое внимание в данной теме уделено проблемам экологии села.
Учащиеся познакомятся с важнейшими экологическими терминами, словарями и
справочниками о природе.
3. Человек и природа. Данный раздел рассматривает теоретическое и практическое знакомство
с воздействием на окружающую среду. Занятия включают яркие примеры из жизни,
природоохранные акции и мероприятия. День птиц – время возвращения птиц на
гнездование из мест зимовок. Для привлечения пернатых в зеленые массивы города в этот
день сколачиваются скворечники и искусственные гнездовья. Проводятся викторины и
конкурсы. На природных территориях
села устанавливаются кормушки для птиц,
информационные щиты о птицах.
4. Экомониторинг. Занятия по данной теме включают в себя практическое применение знаний
о мониторинге окружающей среды, наблюдения за динамикой природных явлений, что
способствует повышению интереса детей к изучению природы села получить информацию
о состоянии природных территорий района. Результат школьного мониторинга – это
выставки, посвященные природе, школьные проекты, изготовление эколого информационных стендов.
5. Охранять и защищать. Данный раздел включает в себя природоохранные акции,
направленные на осознание и понимание важности охраны и преобразования окружающей
среды, знакомство ребят с основными законами РФ «Об охране окружающей среды», что
поможет им повысить уровень экологически-правовых знаний. Данная тема познакомит
учащихся с деятельностью общественных экологических организаций, с работой
экологической милицией.
6. Театр экологических знаний. Данный творческий раздел поможет учащимся в наглядной
форме запомнить необыкновенное разнообразие экологических терминов и понятий,
раскрыть свой творческий потенциал.
7. Календарь экологических дат. Занятия по данной теме помогут учащимся быть в курсе
основных событий и знаменательных дат, связанных с экологическими проблемами страны и
мира в целом. Данная тема познакомит учащихся с историей образования ведущих
экологических дат. К основным датам данного календаря будет организован кинолекторий –
это демонстрация видеосюжета с познавательными комментариями по данной дате
календаря.
8. Экология и жизнь. Это занятия - практикумы. С помощью конкретных примеров учащиеся
рассмотрят примеры из жизни, важность и значимость которых для окружающей среды
очень важны. Учащиеся познакомятся с целым рядом профессий, которые стоят на страже
охраны и преобразования природы.
Учебно-тематическое планирование
Третий год обучения
№

Тема занятий

1
2

Введение в программу.
Наука о живой природе.
Природа- источник
познания.

Количество часов
Всего

3
3

Теория

3
3

Практика

Формы аттестации,
контроля

собеседование

Наблюдение
активности на занятии

3

Самые, самые.
Самые быстрые
животные в мире.
Самые маленькие
животные в мире.
Викторина «Кто я?»

Наблюдение
активности на занятии

6
3
3

3
3
3

3
3

3

3
Викторина
3

Конкурс

Самые громкие животные
в мире.
Конкурс рисунков.
4

Мир Байкала
Животные озера Байкал
Растения озера Байкал
Викторина
«Удивительные животные
озера Байкал»
Конкурс рисунков «Среда
обитания животных»

3
3
3

Наблюдение
активности на занятии

3
3
3

Викторина

3

3

3

3

3
3

3

3

Экспертные
оценки другого
педагога
Анализ
творческих работ.

Викторина

Составление альбома по
исчезнувщим видам
растений и животных
озера Байкал.
Мозговой штурм: А
знаете ли вы, что?
Викторина «Озеро
Байкал»
5

Необычные растения
Белые мангровые
деревья
Морские водоросли
Баньян
Тропические растения
Кактусы
.Определение видов
разнообразных
представителей семейства

3
3
3
3
3

Наблюдение
активности на
занятии

3
3
3
3
3

6

кактусовых в кабинете.
Живые гиганты.

3

3

Африканские слоны

3

3

Индийские слоны.

3

3

Синий кит.

3

3

3

3

3

3

3

3

Белуха и нарвал.

3

3

Афалины.

3

3

Касатки и морские
свиньи.

3

.
Наблюдение
активности на
занятии.

Гренландский кит.
Серый кит.
Викторина- кроссворд
«Киты»
Речные дельфины..

3

Анализ творческих
работ.

3

Пластилиновая
аппликация животных на
картоне
7

Похожие на людей
(приматы)
Ай- Ай
Лори
Галаго
Долгопяты
Лемуры
Индри
Игрунки

8

Легенды и факты о
животных» викторина
Ровесники динозавров.

3
3

3
3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Щелезуб

3

3

Гимнуры Тенреки

3

3

Звездокрыл

3

3

Наблюдение
активности на
занятии.

Наблюдение
активности на
занятии

9

Златокрыл

3

3

Землеройки

3

3

Выхухоль

3

3

Крот

3

3

Составление
кроссворда на тему
«Ровесники динозавров»

3

Произведения и легенды
о цветах

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Растения-хищники
Дерево, которое тонет
Дерево бодрости
Запасливое растение
Викторина
10

11

12

3

Кроссворд.

Наблюдение
активности на занятии

Викторина

Сумчатые животные.

Наблюдение
активности на занятии

Сумчатый дьявол.

3

3

Сумчатый волк.

3

3

Поссумы.

3
3

3
3

Викторина

Сообщения о
животных нашего
края.

Викторина.
Животный мир нашего
края.
Животные лугов.

3

3

Животные болот.

3

3

Животные водоемов.

3

3

Животные лесов.

3

3

Коллекция животных по
технике квилинг.

3

Охрана природы

3

Конкурс рисунков «Среда
обитания животных»

3

Растительный мир нашего
края

3
3
3

Анализ
творческих работ.

Экспертные
оценки другого
педагога.
Наблюдения
активности на

Растения лугов.

3

3

Растения болот.

3

3

Растения водоемов.

3

3

Растения лесов.

3

3

Охрана природы.

3

3

Работа с гербарием.

3

3

Викторина.

3

13

Итоговое занятие

3

3

14

Всего часов.

216

183

занятии.
Сообщения о
растениях нашего
края.

3

Викторина.

33

Портфолио
учащихся,
рефлексия

Содержание тем 3-го года обучения.
Тема 1. Вводное занятие. (3ч)
Ознакомление c планом работы кружка, массовыми мероприятиями, в которых
будут участвовать кружковцы. Единство требований (правила техники безопасности).
Тема 2. Наука о живой природе.
Природа- источник познания.(3 ч)
Тема 3. Самые, самые.
Самые быстрые животные в мире. (6 ч). Практическая работа. Работа со справочной литературой.
Самые маленькие животные в мире.(3ч)
Викторина «Кто я?» (3ч)
Самые громкие животные в мире. (3ч)

Конкурс рисунков. (3ч) Практическая работа.
Тема 4. Мир Байкала
Животные озера Байкал. (3ч)
Растения озера Байкал. (3ч)
Викторина «Удивительные животные озера Байкал» . (3ч)
Конкурс рисунков «Среда обитания животных» . (3ч) Практическая работа.
Составление альбома по исчезнувщим видам растений и животных озера Байкал.(6ч) Практическая
работа.
Мозговой штурм: А знаете ли вы, что? . (3ч) Практическая работа.
Викторина «Озеро Байкал» . (3ч)
Тема 5. Необычные растения
Белые мангровые деревья . (3ч)
Морские водоросли (3ч)
Баньян
Тропические растения. (3ч)
Кактусы
.Определение видов разнообразных
представителей семейства кактусовых в кабинете. (3ч) Практическая работа.
Тема 6
Живые гиганты.
Африканские слоны.(3ч)

Индийские слоны.(3)
Синий кит. .(3ч)
Гренландский кит. .(3ч)
Серый кит. .(3ч)
Викторина- кроссворд «Киты» .(3ч)
Речные дельфины.. .(3ч)
Белуха и нарвал. .(3ч)
Афалины. .(3ч)
Касатки и морские свиньи. .(3ч)

Пластилиновая аппликация животных на картоне.(3ч) Практическая работа.
Тема 7.
Похожие на людей
(приматы)
Ай- Ай(3ч)
Лори (3ч)
Галаго (3ч)
Долгопяты (3ч)
Лемуры (3ч)
Индри (3ч)
Игрунки (3ч)
Легенды и факты о животных» викторина.(3ч)
Тема 8.
Ровесники динозавров.
Щелезуб. .(3ч)
Гимнуры Тенреки .(3ч)
Звездокрыл .(3ч)
Златокрыл .(3ч)
Землеройки .(3ч)
Выхухоль.(3ч)
Крот .(3ч)
Составление кроссворда на тему «Ровесники динозавров» .(3ч) Практическая работа.
Тема 9.
Произведения и легенды о цветах.(3ч)
Растения-хищники.(3ч)
Дерево, которое тонет.(3ч)
Дерево бодрости.(3ч)
Запасливое растение.(3ч)

Викторина.(3ч)
Тема 10.
Сумчатые животные.
Сумчатый дьявол.(3ч)
Сумчатый волк.(3ч)
Поссумы.(3ч)
Викторина.(3ч)
Тема 11.
Животный мир нашего края.
Животные лугов.(3ч)
Животные болот.(3ч)
Животные водоемов.(3ч)
Животные лесов. (3ч)
Коллекция животных по технике квилинг.(3ч) Практическая работа.
Охрана природы(3ч). Красная книга.
Конкурс рисунков «Среда обитания животных»(3ч)
Тема 12.
Растительный мир нашего края
Растения лугов.(3ч)
Растения болот. (3ч)
Растения водоемов.(3ч)
Растения лесов.(3ч)
Охрана природы.(3ч). Красная книга.
Работа с гербарием.(3ч). Практическая работа.
Викторина.(3ч)
Тема 13.
Итоговое занятие. Подведение итогов работы.

Список литературы для педагога.
1. А.Н. Денисова «Экологическое образование и экология» Улан-Удэ 2003 г.
2. Н.Г. Елаева. Э.Н.Елаев. «Экологические экскурсии в природу» Улан-Удэ 2007 г.
3. Л.А. Кустова. Вредители и болезни овощных культур. Улан-Удэ 2003 г
4. Журнал «Приусадебное хозяйство» 2005 г. № 1-6
5. Подписка газет «Сад, огород» 2006 г № 1-11
6. Подписка газет «Домашний круг» 2009 г № 1-8
7 Бабин Д.Н «Мир комнатных растений»
8 Воронцов В.В «Уход за комнатными растениями» Москва, ЗАО «Фитон+»,2002.
9 Зверев А.Т «Экологические игры» Москва 1993г
10 Тавлинова Г.К «Цветы в комнате и на балконе». Ленинград. Агропромиздат.
11 Николаенко Н.П Композиция из цветов. Икебана».

Список литературы рекомендуемая для детей.
1 Аксаков С.Т. Рассказы о родной природе, М: Дет. Лит., 1988 – 143 с.
2 Александров В.А. Живая вода. – М: Мысль, 1982 – 126с.
3 Агесс П. Ключи к экологии. – Л., 1982.
4 Астанин А.П., Благосклонов К.Н. Охрана природы. – 2 – е издание , 1974. – 255с.
5.Арманд – Ткаченко Г.В. Календарь по охране природы: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение,
1964. – 132 с.
6.Артамонов В. И. растения и чистота природной среды – М.: Наука. 1986, — 172 с – ( Серия
«Человек и окружающая среда»).
7.Муранов А.П. В мире необычных и грозных явлений природы. Пособия для учащихся. М.:
Просвещение, 1974444 – 176с.
8.Муранов А.П. Волшебный и грозный мир природы. Пособия для учащихся. М.: Просвещение,
1974 – 143с.
9. Романов Н.е. Целебные силы природы. – М.: Знание, 1969. – 64с.
10.Турманина В.И. Растения рассказывают. – М.: Мысль, 1997. – 156с.
11 Бендер Лайонел. Гамлин Линда. Энциклопедия живой природы. Москва, «Махаон»,2005г.
12 Красная книга Бурятской АССР. Улан-Удэ .Бурятское издательство.

ДОКУМЕНТ
ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОНН
ОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О
СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

266592536671298867531651571396054376186336389007

Владелец

ТАРНУЕВА СОЕЛМА БАТУЕВНА

Действителен

С 08.04.2024 по 08.04.2025


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

80 лет ПОБЕДЫ

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».