ДОП ДОРОГА безОпасности

Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………..........3
1. Нормативно-правовое обеспечение программы
1.2. Направленность
1.3. Актуальность
1.4. Новизна программы
1.5. Практическая значимость
1.6. Цель и задачи
1.7. Возрастные особенности обучающихся
1.8. Направления деятельности по освоению содержания программы
1.9. Формы подведения итогов реализации образовательной программы
2. Результаты освоения программы………………………………………………………….....6
3. Содержание курса……………………………………………………………………………….9
3.1. Принципы реализации программы
3.2. Методы обучения
4. Тематическое планирование…………………………………………………………………11
4.1. Учебно-тематический план первого года обучения
4.2. Учебно-тематический план второго года обучения
5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение …………………….....47
5.1. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
5.2. Дидактическое и методическое обеспечение
5.3. Информационно-коммуникативные средства для обучающихся и родителей
6. Используемая и рекомендуемая литература………………………………………………50

1. Пояснительная записка
Одна

спасённая

детская

жизнь

–

несколько

поколений

в

будущем.

Значит, есть ради чего жить, учить, воспитывать.
1.1. Нормативно – правовое обеспечение программы
Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
разработана на основе:


Конвенции

«О

правах

ребёнка»

(принятой

резолюцией

44/25

Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 год);


Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 15 ноября 1995
г. (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185ФЗ, Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 285-ФЗ, Федеральным законом
от 5 мая 2014 года N 132-ФЗ);



Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения
в 2013-2020 годах» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3
октября 2013 г. № 864 «Об утверждении федеральной целевой программы
«Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»);



Правил дорожного движения Российской Федерации;



Типовой (примерной) общеобразовательной программы по профилактике детского
дорожно-транспортного

травматизма

«Школа

светофорных

наук»

(для

обучающихся 1-11 классов).
Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть
общей воспитательной работы Центра детского творчества. Чтобы ребёнок чувствовал
себя комфортно, уверенно, безопасно в мире спешащих людей и машин, необходимо с
раннего детства учить его правилам поведения в этом мире. Ведь всегда проще устранить
причину, чем затем всю жизнь преодолевать её последствия. А одна из причин того, что
ребёнок по своей недисциплинированности и безответственности попадает в ДТП,
кроется в том, что родители НЕДОсмотрели, воспитатели НЕДОвоспитали, учителя
НЕДОучили,

сотрудники

ГИБДД

НЕДОорганизовали,

водители

НЕДОстаточно

профессионально повели себя в непредвиденных обстоятельствах. Многие родители
сегодня именно на школу возлагают ответственность за формирование у детей навыков
культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению
здоровья, потому что дети очень много времени проводят в образовательном учреждении.

Хотя вклад семьи в процесс воспитания должен быть не менее серьезным и значительным.
Только совместными усилиями можно добиться весомых результатов.
В свете складывающейся ситуации становится всё более очевидным, что систему
деятельности по изучению и пропаганде правил дорожного движения, агитации,
профилактике

и

предупреждению

детского

дорожно-транспортного

травматизма

необходимо развивать и усовершенствовать. Чем раньше начнётся процесс обучения
правильным действиям на улице и дороге, тем шире будет возможность воспитания
грамотного пешехода и значительного уменьшения дорожно-транспортного травматизма
среди детей и подростков.
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению
правил дорожного движения среди учащихся младшего школьного возраста следует
рассматривать как составную часть общей воспитательной работы.
Наиболее распространёнными методами ведения занятий является беседа в сочетании
с практическими упражнениями, использование схем улиц и дорог, учебного перекрестка,
настольные и подвижные игры, викторины, конкурсы, праздники и т.д.

1.2 Направленность программы:
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в
себя

разноплановую

именно:

социально

-

деятельность,

объединяет

гуманитарное

По

своей

различные

направления.

продолжительности

А

программа

является долгосрочной.
1.3 Актуальность программы
Данная программа является современным педагогическим средством формирования
социальной компетентности школьников в вопросах безопасности жизнедеятельности.
Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики
дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса и
предусматривает систематическую работу в трёх направлениях:


знакомство с историей ПДД;



развитие практических навыков;



применение их в реальной жизни.
1.4 Новизна программы

Вопросы дорожно-транспортного травматизма и изучения правил дорожного движения
рассматриваются как один из аспектов личной безопасности ребенка. В программе
учитываются требования и рекомендации работников ГИББД, интересы и возрастные
особенности детей и подростков, а так же предложены организационные мероприятия и
содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма.
Каждое занятие по программе направлено на успешное усвоение обучающимися правил
дорожного движения, знание их истории. Практические занятия помогают обучающимся
ориентироваться в дорожных ситуациях, наглядно увидеть, как выполняются правила
дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников
ГИБДД.
1.5 Практическая значимость
программа способствует:


умственному развитию – учащиеся закрепляют знания по безопасности
дорожного движения, учатся логически выстраивать свои мысли и грамотно их
излагать, обобщать полученную информацию, выстраивать диалог;



нравственному воспитанию – через занятия у учащихся формируется культура
поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки безопасного
поведения на дороге, формируется общая система ценностей – уважительное
отношение

к

людям,

развитие

личностных

качеств

(самостоятельности,

аккуратности), личной ответственности за поведение на дороге, за сохранение
собственной жизни и здоровья, их дисциплинированности как участников
дорожного движения;


эстетическому воспитанию – участвуя в художественных, литературных, иных
творческих конкурсах, учащиеся повышают свой общекультурный уровень.

1.6. Цель данной программы – создание условий для воспитания дисциплинированных
участников дорожного движения, владеющими устойчивыми навыками безопасного
поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы:
для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Образовательные:


вооружить школьников знаниями по ПДД РФ;



усвоение требований разделов ПДД, касающихся всех участников движения;



способствование выработке навыков по оказанию первой доврачебной помощи;



способствование приобретению навыков социально значимой деятельности
(волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма.

Развивающие:


развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;



способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции, внимательности,
наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления,
самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих
улучшению поведения на улицах и дорогах.



сформировать личностные качества и общекультурные компетенции.

Воспитательные:


воспитание дисциплины и ответственности за своё поведение на дороге;



формирование сознательности и ответственного отношения к собственной жизни и
здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих;



привитие культуры поведения на дорогах и улицах, необходимой для устранения
опасных ситуаций.

1.7 Возрастные особенности обучающихся
Данная программа рассчитана на детей с 1- 6 класс. Поскольку именно на этом
возрастном этапе начинается осознанное формирование личности человека в освоении им
теоретических и практических умений.
1.8. Направления деятельности по освоению содержания программы
- проведение учебных занятий по обучению правилам дорожного движения, оказанию
первой медицинской помощи;

- проведение внеклассных мероприятий (познавательные игры, экскурсии, выставки
детского творчества, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений), обеспечивающих
прочное усвоение обучающимися навыков безопасного поведения на дороге и улице;
- создание отряда юных инспекторов движения;
- работа с родителями по воспитанию культуры поведения детей на улице, транспорте;
- сотрудничество с учреждениями здравоохранения и ГИБДД по обучению школьников
правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.

1.9. Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Оценкой результативности обучения по программе является участие обучающихся в
мероприятиях: смотрах, конкурсах, фестивалях, выставках. В процессе обучения
школьники овладевают разными ролями в сотрудничестве со сверстниками, педагогом,
увеличивая тем самым свой арсенал познавательных стратегий, приобретают различные
формы познавательной и коммуникативной деятельности, что приводит к более
эффективной самореализации обучающихся и сохранению их индивидуальности.
Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.

2. Результаты освоения программы
Предполагаемым результатом эффективной организационной работы должна стать
сформированная жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении
Правил дорожного движения. В процессе изучения программы у обучающихся будут
сформированы:
личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;
- установка на здоровый образ жизни; здорового образ жизни и навыка самостоятельное
физическое совершенство;
- самостоятельность в принятии правильных решений;
- способность к самооценке
регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
- способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска
способов её осуществления;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку педагога;
- устанавливать причинно-следственные связи
познавательные УУД:
- осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на
основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;
- отвечать на простые и сложные вопросы педагога, самим задавать вопросы, находить
нужную информацию в разных источниках;
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на
события, поступки;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
(задачи);
- не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций;
- внимательность и вежливость во взаимоотношениях
предметные УУД:
учащиеся должны знать
- название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
- дорожную разметку на проезжей части и в местах остановок транспортных средств;
- условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населённых пунктах и
вне населённых пунктов (загородных дорогах);

- опасные и безопасные для пешеходов участки дорог;
- значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
- виды автомашин специального назначения и особенность их движения;
- положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для участников
дорожного движения;
- виды перекрёстков;
- значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые, световые,
рукой;
- наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие
к ДТП;
должны уметь
- выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при
переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;
- определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;
- пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения
пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного
транспорта;
- выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке транспортных средств;
- выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.
3. Содержание курса
Программа имеет теоретическую и практическую части. Рассчитана на 3 года обучения и
направлена на формирование значимых компетенций учащихся (учебно-познавательных,
личностных, ценностно-смысловых и коммуникативных) средствами активных форм и
методов обучения безопасному поведению на дороге.
Изучение правил дорожного движения осуществляется с 1 класса вне сетки часов
учебного плана. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3ч с продолжительностью 35 – 45
мин в каждой группе по темам, предусмотренных программой и предлагаемым далее.
Целью внеурочной работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма
является обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения знаний и умений,
познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации,

вовлечение учащихся в творческую деятельность. При подготовке которых учитываются
возраст учащихся, актуальность и доступность темы, подбор наглядного и предметного
материала, литературы.
Формы учебных занятий:
акция, беседа, выставка, защита проектов, игра, конкурс, конференция, круглый стол,
лекция, наблюдение, практическое занятие, презентация, семинар, творческий отчёт,
экскурсии, учебные занятия, тематические классные часы, тренинги по обучению
правилам дорожного движения.
Успешное проведение занятий достигается с соблюдением основных дидактических
принципов и методов реализации программы.
3.1. Принципы реализации программы
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт
личностных, возрастных особенностей обучающихся и уровня их психического, а так же
физического развития для воспитания положительных привычек, дисциплины, культуры
поведения в сфере дорожного движения.
Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Детское восприятие окружающей
среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых,
обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость
движения машин.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожнотранспортного происшествия. Обучающиеся должны знать, какие опасности могут
подстерегать их в дорожной среде.
Принцип возрастной безопасности. Формирование, развитие, совершенствование
целостного восприятия опасной дорожной среды и выработка привычек, умений и
навыков безопасного поведения с показом конкретных безопасных действий выхода из
опасных ситуаций.
Принцип социальной безопасности. Соблюдение определённых норм и правил
поведения как личной безопасности для него самого, так и для окружающих.
Принцип

самоорганизации,

саморегуляции

и

самовоспитания.

Регуляция

собственного поведения, наблюдение за сверстниками, выполнение и соблюдение правил
дорожного движения.

Принцип системности, который подразумевает четко спланированную систему занятий,
бесед, игр, объединенных общей целью.
Принцип поэтапности, т.е. построение работы от простого к сложному, от частного к
общему.
Принцип доступности, который подразумевает подачу материала в понятной игровой
форме, с учетом возрастных возможностей детей.

3.2. Методы обучения
На занятиях создаются все необходимые условия для познавательной деятельности
обучающихся. Каждое занятие строится в зависимости от темы и конкретных задач,
которые предусмотрены программой, с учётом возрастных особенностей детей, их
индивидуальной подготовленности.
Методы и приёмы: внушение, убеждение, яркий пример, упражнения, поощрения, а так
же

методы

и

приёмы

образовательной

деятельности:

репродуктивный,

словесный (объяснение, беседа, диалог, консультация), работа со схемами, метод
проблемного обучения (постановка проблемных вопросов и самостоятельный поиск
ответа), технология игрового обучения (на развитие внимания, памяти, глазомера,
воображения,

игра-путешествие),

ролевые

игры,

соревнования,

викторины,

наглядный (рисунки, плакаты, схемы, видеоматериалы, литература), создание творческих
работ для выставок и конкурсов,моделирование опасных и безопасных дорожных
ситуаций тренинговые игровые упражнения и задания, метод наблюдения и беседы,
обращение к собственному опыту.
Основные требования к знаниям, умениям и навыка обучающихся
Должны знать:
- основные термины и понятия;
- общие положения Правил дорожного движения;
- правила перехода проезжей части на площадях, перекрёстках;
- правила посадки и высадки из общественного транспорта;
- правила поведения при перевозке детей на грузовых автомобилях, в салонах легкового
автомобиля

Должны уметь:
- правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги;
- пользоваться общественным транспортом;
- самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности
4. Тематическое планирование
4.1 Учебно-тематический план
1-й год обучения
№

Темы занятий

1

Вводное занятие

2

Правила движения – закон улиц и дорог.

3

Основные
причины
Дорожнотранспортного травматизма.
 Пешеходы на дороге.
 Сигналы
регулировщика
и
светофора.
 Велосипед и мопед.
 На загородных дорогах.
 Скоростной режим.
 Обгон,
остановка,
стоянка
транспортных средств.
Шествуем над малышами.

4

Игротека «Зеленый огонек».
Экскурсия «Азбука дорог».
Малыши рисуют улицу.
«На огонек » (просмотр видео по
ПДД).
 Мастерская
«Умелые
улицы
светофора».
Несем патрульную службу:

5

 Рядом с инспектором ГАИ.
 По опасным адресам.
 Это не мелочи!
 После рейда.
 Ваш – друг велосипед.
 На дежурстве в штабе.
Пропагандируем дорожную азбуку:

Всего
часов

Часов

Часов

теории

практики

2

2

-

60

28

32

44

14

30

40

12

28










Убеждать словом.






6

Слово у киноэкрана.
Агитбригада «Светофор».
Строительство автоплощадки.
Приглашаем на праздник.
Наглядным языком плаката.

30

10

20

Школа первой медицинской помощи при
травмах и несчастных случаях

7

Переломы.
Травматический шок.
Правила наложения
повязки.
Резервное время

8

Итоговое занятие





20

20

стерильной

Итого

20

1

1

2

1

1

216

76

140

4.2 Учебно-тематический план
2-й год обучения
№

Темы занятий

1

Вводное занятие

2

Изучение ПДД:

3

Ответственность за нарушение ПДД.
Расположение транспортных средств на
проезжей части.
 Правила движения для мотоциклиста,
мопедиста.
 Остановка, стоянка, остановочный путь
транспорта.
 Разводка транспорта.
 Решение карточек (категория А).
 Фигурная езда на велосипеде.
Медицинская подготовка:

Всего
часов

Часов

Часов

теории

практики

2

2

60

40

20

7

11








Раны, кровотечения, повязки, ожоги,
шок, обморок, переломы.
Транспортировка пострадавших.
Способы искусственной вентиляции

18

4

5

6

легких.
Агитационно-массовая работа:
 Игровые программы и соревнования.
 Выступления с рефератами.
 Выпуск стенгазет.
 Дежурство в микрорайонах школ.
Мастерская «В помощь отрядам ЮИД».
Изготовление пособий, дорожных знаков,
макетов, уголка по БДД.

50

12

38

36

4

32

36

4

32

командиров

6

6

школьных

4

4

20

20

Работа отряда «Маячок». Сбор информации в
школе, в микрорайоне на темы БДД для
местной газеты, работа с корреспондентами
клуба.

7

Проведение семинаров
школьных отрядов ЮИД

для

8

Проведение районного
отрядов ЮИД

слета

9

Резервное время

10 Итоговое занятие
Итого

2

1

1

216

72

144

5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
№
п/п

Количест
во

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
5.1. Материально-техническое оснащение образовательного процесса

1. Технические средства обучения по классам
Мультимедийное оборудование:
1

универсальный настольный компьютер

1 шт.

2

цифровой проектор

1 шт.

2. Экранно-звуковые пособия по классам
1

Экран

1 шт.

2

Колонки для воспроизведения звука

2 шт.

3. Оборудование уголка ЮИД
1

Стол для документации

1 шт.

2

Стол экспозиционный

1 шт.

3

Книжные стеллажи

2 шт.

4

Стулья для формы и отрядных атрибутов

4 шт.

6. Дополнительное оборудование
1

Набор дорожных знаков на стойках

6 шт.

2

Учебно-тренировочный перекрёсток: школьная площадка для занятий по
Правилам дорожного движения

1
2 шт.

Макет средств регулирования движения/светофор
3

5.2. Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

1. Развивающая игра для детей младшего школьного
возраста «Играя, учись».

1. Типовая (примерная)
общеобразовательная программа по
профилактике детского дорожнотранспортного травматизма «Школа
светофорных наук» (для обучающихся 1-11
классов).

2. Наглядные пособия по темам

2. Якупов А.М., Подольский А.И., Загребин
Б.А. Сборник материалов для проведения
уроков по правилам дорожного движения
(для 4-9 классов). – Челябинск, 2007.
3. Маркин Н.И., Денисов М.Н. Безопасность
на дорогах: Учебник-тетрадь для 4 кл., нач.
шк.: В 2ч. – Ч.2/Под ред. Н.Ф.
Виноградовой. – М.: Энас-Класс; Изд-во
НЦ ЭНАС, 2006.
4. Астахов П.А. Я и дорога. – М.:Эксмо,
2009.
5. Якупов А.М. Формирование
транспортной культуры школьников.
Научно-практическое пособие для
учителей общеобразовательных
учреждений. Издание второе. – Челябинск,
2008.
6. Накопительные папки: "Использование
местного материала во внеурочное время
по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма (подборка
материалов сценариев игр, конкурсов,

викторин, спектаклей по ПДД и др.).
5.3. Информационно-коммуникативные средства для обучающихся и родителей
Электронные образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета

1) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

1) Социальная сеть работников
образования

1 -11 класс. ОБЖ
Средства регулирования дорожного движения. Светофоры
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/effa2296-d56b-6abcd0d2-5b844b7f209e/?interface=catalog

http://nsportal.ru/
2) Сеть творческих учителей
http://www.it-n.ru/

2). Электронные образовательные ресурсы по обучению
детей ПДД. Детские электронные презентации.

3) Сообщество взаимопомощи
учителей Pedsovet.su

Подборка презентаций с указанием возраста, на который
ориентирован материал

http://pedsovet.su/load/558-1-0-45972

http://sadik.snovicy.ru/blog/ehor_po_obucheniju_detej_pdd/201501 -13-7

4) Федеральный центр
информационно-образовательных
ресурсов

3) Детские электронные презентации и клипы

http://fcior.edu.ru/

1 -4 класс. Окружающий мир

5) Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов

http://viki.rdf.ru/cat/ulisa/?page=1#list
4) Дорога безопасностей http://www.klassnye-chasy.ru/popravilam-dorozhnogo-dvizheniya
5) Всероссийское сообщество Юных инспекторов движения
http://yuid.ru/materialy/tests/
6) Сайт по дорожной безопасности.
http://deti.gibdd.ru

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/c1dfc23674ae-42f6-35c7819017c2d158/?interface=catalog&subje
ct[]=37

Используемая и рекомендуемая литература
1. Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 1 кл. (2, 3, 4): Сост.
Маркин Н. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф.
Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
1. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по
гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. - М:
«ВАКО», 2006 - 224 с.
1. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. – Ростов
н/Д: Феникс, 2006.
2. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй
школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
3. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для
школьников/ Н.В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.:
Феникс, 2006.
1. Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. – Ростов
н/Д: Феникс, 2006.
2. Миткалева Е.М. Сборник сценариев по основам безопасности жизнедеятельности.
Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2006.
3. Основы безопасности жизнедеятельности. 3 кл. (6 кл.): поурочные планы./Сост.
Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

80 лет ПОБЕДЫ

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».