Умелые ручки 2024г (1)

Известные исследователи народного декоративного искусства В. С. Воронов, А. В.
Бакушинский неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в
творчестве народных мастеров и детей. Главные критерии подобной близости –
декоративность и красочность создаваемых ими образов, особое чувство ритма, обобщённой
пластики форм и любовь к узорчатости орнамента. И там и здесь мир воспринимается по –
особому радостно, мажорно и так же радостно и празднично воплощается в их работах.
Именно поэтому декоративное искусство, художественные ремёсла должны играть особую
роль в эстетическом воспитании детей.
Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует
развитию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления
фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти,
координации мелкой моторики рук – является важнейшим средством коррекции психического
развития дошкольника. Серьёзное, уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении
изготовлению малых форм – предметов, украшений рождают у них уверенность в своих силах,
формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом
виде труда.

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Образовательная программа «Умелые ручки» направлена на развитие художественного
творчества в области декоративно-прикладного искусства.
Художественный ручной труд дает богатый развивающий потенциал для детей. Это не
только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие творческих способностей,
неповторимой индивидуальности, расширение кругозора, воспитание с учетом современных
условий жизни, семьи, быта, дизайна.
Предметом изучения в программе является технология работы с бисером, природным
материалом,

гофрированной

бумагой,

которая

дает

возможность

узнать

историю

возникновения национальных ремесел на Руси и в других странах мира.
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» относится к художественноэстетической направленности.
Уровень усвоения программы общекультурный.
Новизна программы
Образовательная программа «Умелые ручки» предполагает использование на занятиях
образовательных сайтов при знакомстве учащихся с историей и современными направлениями
развития декоративно-прикладного творчества. Коллектив объединения «Умелые ручки»
организует и проводит совместно с фольклорным коллективом творческие посиделки.
Актуальность
Программа

способствует

развитию

индивидуальных

творческих

способностей,

накоплению опыта в процессе воспитания декоративно-прикладного искусства, позволяет
развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться
анализировать и понимать ценность народной культуры, приобщиться к национальным
искусствам России и народов мира. Воспитанники расширяют культурный уровень, обладают
навыками моделирования, конструирования, шитья и ручного труда.
Основная идея программы – освоение технологии народных ремесел в рамках изучения
материальных и духовных традиций коренных народов, знакомство с историей, укладом
жизни, культурными традициями. Направленность программы: Декоративно -прикладное
искусство.
Дополнительное образование определяется как гармоничное единство познания,
творчества и общения детей и педагога, в основе которого лежит свободный поиск пути к
мастерству и постижению смысла жизни. Сама жизнь, ее современный ритм, потребность не
только в движении, но и его красоте выдвигают как естественную необходимость воспитание

художественного

вкуса

детей,

обучение

творческому

мышлению

и

приобщение

подрастающего поколения к миру прекрасного – миру искусства. Особая роль в эстетическом
воспитании принадлежит декоративно – прикладному искусству. Этому виду искусства
принадлежит значительная роль в формировании художественного вкуса детей, знакомясь с
богатством и разнообразием изделий народных мастеров, дети проникаются добрыми
чувствами к тем, кто создал эти необыкновенные вещи.
Декоративно – прикладное искусство, будучи объединяющим звеном прошлого с
настоящим, настоящего с будущим, помогает воспитанию молодежи в духе уважения к труду,
гордости к прошлому своего народа, любви к родному краю.
Формы организации занятий:
- групповая;
- индивидуально-групповая;
Формы проведения занятий:
- комбинированное занятие;
- беседа;
- наглядно-демонстрационное занятие;
- конкурс;
- соревнование;
- практическая работа, связанная с выполнением аппликаций, поделок;
Методы обучения:
Словесные:
- рассказ;
- беседы;
- обсуждения;
Наглядные:
- показ иллюстраций, видеоматериалов, презентаций;
- демонстрация гербариев;
- показ готовых работ;
Практические:
- практические работы;
- создание мини докладов и презентаций.
Способы проверки ожидаемых результатов:
- работы детей;
- выставки работ;
- викторины, праздники;

- участие в школьных, районных и городских конкурсах;
- итоговая выставка.
Формы подведения итогов реализации программы:
Формами подведения итогов являются участие воспитанников в выставках и конкурсах
разного уровня, открытые занятия, праздники, мастер-классы. Показателями эффективной
реализации программы являются устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству,
стремление

к

самостоятельной

творческой

деятельности,

эстетическое

восприятие

произведений искусства, доведение ручных операций от простейших до выполнения сложных
техник украшений.
Нормативные правовые основы разработки ДООП:


Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».



Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

до

2030г.

(Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Санитарные



правила

СП

2.4.3648-20

"Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи",
утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года № 28.
Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об



утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении


информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».


Положение

о

дополнительной

общеобразовательной

(общеразвивающей)

программе МУ ДО Кижингинский Центр детского творчества (приказ муниципального
учреждения дополнительного образования № 1/1- О/Д от 25.01.2019 г.)
Цель программы:
Развитие творческих способностей у детей через моделирование, конструирование,
шитье. Создание условий для духовного и нравственного развития личности каждого ребенка
на основе постижения им нравственных основ народной культуры и раскрытия его
творческого потенциала. Развитие этих качеств с детского возраста станет тем фундаментом,
который обеспечит успешность жизни ребенка в будущем.
Задачи:
- совершенствование практических умений и навыков шитья у учащихся;

- развитие эстетических и творческих способностей, фантазии, воображения;
- воспитание художественно – эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности;
- формирование у детей и взрослых положительного отношения к труду и творчеству.
Программа построена на последовательности обучения – от простого к сложному, она
систематизирует знания, полученные на теоретических занятиях с применением их на
практике.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность
поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся
изобразительных,

художественно

–

конструкторских

способностей,

нестандартного

мышления, творческой индивидуальности. Программа составлена таким образом, чтобы дети
смогли овладеть всем комплексом знаний по цветоведению, материаловедению, орнаменту,
композиции, составлению эскизов. Группы формируются из разновозрастных детей, имеющих
различные базовые знания и умения. Учитывая, что детские группы разновозрастные, старшие
могут оказывать помощь младшим, это воспитывает в них чувство коллективизма и
ответственности.
Для каждого ребенка по заданной теме предусматривается индивидуальная работа, но
чтобы дети проникались творческими идеями друг друга, отдельные задания выполняются
всей группой вместе с педагогом.
Условия реализации программы
Программа «Умелые ручки» ориентирована на учащихся 1-11 классов (от 7-16 лет) и
рассчитана на 2 года обучения.
Комплектование групп происходит на основе нормативных документов.
Наполняемость групп диктуется также спецификой направления программы: 1-2 года
обучения – 12-15 человек
Режим организации занятий в объединении соответствует общим Положениям
учреждения. На 1-ом году обучения занятия два раза в неделю по 2 часа, первые 45 минут
занятия педагог работает со всей группой, следующие 45 минут – индивидуально с кем-либо
из обучающихся. На 2-ом году обучения – занятия проводятся два раза в неделю по 3 часа.
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
2) организация рабочего места
3) повторение пройденного материала
4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
 инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во
время выполнения практической работы, заключительный

 практическая работа
 физкультминутки
 подведение итогов, анализ, оценка работ
 приведение в порядок рабочего места.
Перечисленные

элементы

не

обязательно

использовать

на

каждом

занятии.

Дополнительное образование позволяет педагогу быть более свободным в выборе средств
обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей
источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Личностные ценности
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе
в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через
сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании
себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе
означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания
человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и
приумножение её богатства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через
приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации,
приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Общественные ценности.
Ценность

человека

как

разумного

существа,

стремящегося

к

добру

и

самосовершенствованью, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в
единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов
России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,
состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но
свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом
которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,
обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и
к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить
Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и
прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их
культур.
Формы обучения:
Основной формой обучения является учебное занятие (индивидуальное, групповое).
Формы занятий: теоретические, практические, комбинированные.
Структура занятия:
- Подготовительный этап: организационный момент (художественное слово), пальчиковая
гимнастика.
- Основной этап: объяснение и практическая деятельность.
- Заключительный этап: подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной
композиции.
Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность
процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности –
речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей
помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность,
наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому,
развивает творческое воображение, образное мышление.
Методы обучения:
- Словесный: устное изложение, беседа, анализ текста.
- Наглядный: показ видеоматериалов, иллюстраций, исполнение педагогом, наблюдение,
работа по образцу.
- Практический: тренинг, тренировочные упражнения, практическая работа)

При построении образовательного процесса учтены принципы комплексно -тематического
планирования, с опорой на зону ближайшего развития воспитанников, ориентируясь на
потенциальные возможности детей.
Задачи:
Обучающие:
- учить детей передавать образ предметов, явлений окружающего мира, формировать
эстетическое отношение к ним.
Воспитывающие:
- воспитывать самостоятельность, трудолюбие, взаимодействие в детском коллективе,
сотворчеству.
Развивающие:
- развивать в детях чувство композиции, чувство цвета.
-развивать мелкую моторику рук, глазомер, координацию движений, речь, логическое
мышление, творческие способности.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию
связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои
жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания
коллективной работы;
Контроль и оценка планируемых результатов.
Первый уровень результатов – занятия художественным творчеством, приобретение
начальных представлений о материальной культуре как продукте творческой, предметнопреобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания
современного человека, о гармоничной взаимосвязи предметного мира с миром природы,
об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социальноисторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости
бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций; начальных
знаний и представлений о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо
учитывать при создании предметов материальной культуры; общего представления о мире
профессий, их социальном значении, истории возникновения и применения различных

материалов и инструментов, об использовании изделий некоторых традиционных ремесел в
быту;
Второй уровень результатов – использование приобретённых знаний и умений для
творческой самореализации при оформлении своего дома, классной комнаты, при
изготовлении подарков близким и друзьям, участие в художественных выставках, конкурсах
ДПИ.
Третий уровень результатов – использование приобретённых знаний и умений для
творческой самореализации при изготовлении подарков ветеранам труда, игрушечных
моделей, художественно - декоративных и других изделий для детского сада и т.д., участие в
художественных акциях в окружающем школу социуме.
Формы контроля.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через
участие их в выставках конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании
портофолио, организация выставок (раскрывает для детей значимость их труда, формирует
положительные мотивы к труду);
- однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические - по итогом изучения разделов, тем;
- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется
обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
- выход за пределы занятий (участие в мероприятиях школы, села; в конкурсах, фестивалях,
конференциях различного уровня; размещение интересных работ на сайте);
- Портфолио достижений учащихся.
Формы и оценочные материалы
С момента поступления ребенка в кружок проводится педагогический мониторинг с
целью выявления

уровня

обучения

и

развития,

формирования

художественных

способностей, определения задач индивидуального развития: первичная диагностика,
промежуточная аттестация, итоговая аттестация. Результаты фиксируются в динамических
таблицах, позволяющих отслеживать динамику достижений.
- Вводный контроль (первичная диагностика) проводится на первом занятии для
определения уровня подготовки воспитанников. Форма проведения – педагогическое
наблюдение, опрос.
- Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого занятия и направлен
на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование
практических умений. Форма проведения – педагогическое наблюдение.

- Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) проводится в форме занятия,
педагогического наблюдения, практической работы.
- Итоговая аттестация проводится в конце обучения при предъявлении ребенком (в
доступной ему форме) результата обучения, предусмотренного программой
Методы оценки результативности программы:
- количественный анализ;
- статистические данные;
- отслеживание результатов учебно - познавательной деятельности учащихся (наблюдение,
диагностика);
- практические материалы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Освоение детьми программы

по направлению декоративно – прикладное искусство

«Умелые ручки» направлено на достижение комплекса

результатов в соответствии с

требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа
обеспечивает достижение выпускниками следующих личностных и метапредметных
результатов.
Личностные универсальные учебные действия:
-

учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как

одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной
картиной современного мира;
-

навык самостоятельной работы

и работы в группе при выполнении практических

творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие,
организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность,
потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному
наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений
значимую сферу человеческой жизни;

ориентаций на искусство как

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественнотворческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на
эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему
общечеловеческих ценностей.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для
создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете,
правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои
действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов
посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и
характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства,
художественного конструирования ;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного
создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой
информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации
собственного или предложенного замысла;
Познавательные универсальные учебные действия:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место
и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном
творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник,
применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать
многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного
восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по
отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного
искусства;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое
общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других
людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать

вопросы,

необходимые для организации собственной деятельности и

сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Ожидаемые результаты
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся

должны быть

развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие,
целеустремленность.
В программе приведены основные критерии оценки труда воспитанников, которые
должны освоить в конце каждого года обучения.
В конце учебного года дети должны знать:
- правила по технике безопасности,
- виды декоративно – прикладного творчества,
- смысл цветовой символики,
- историю создания лепки из пластилина, теста;
- историю мозаики, куклы - оберег;
- технику склеивания мозаики;

Уметь:
- лепить из пластилина, теста;
- собирать мозаики;
- подбирать нитки по цвету;
- рисовать фасоны одежды для кукол;
- сшить для куклы одежду;
- делать аппликации из нитей, бумаги, ткани;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (144 ч.)
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении
базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и
инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей
данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно
– художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
Введение: правила техники безопасности -2час.
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и
оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
Пластилинография - 62 часа.
1.Вводное занятие «Путешествие в Пластилинию».
Пластилинография — увлекательный процесс, но требующий внимательности,
усидчивости, кропотливости.
Основное преимущество пластилинографии — влияние на творческое развитие,
привитие интереса к изобразительному и прикладному искусству. Второе ключевое
достоинство рисования пластилином — совершенствование моторики пальцев и кистей. А
третье — расширение кругозора, усиление познавательной активности. Развитие мелкой
моторики — крайне важный процесс для дошкольников. За движения рук отвечают те же
отделы мозга, что и за интеллектуально-речевое развитие. Тренируя пальцы и кисти, ребенок
не только учится качественно выполнять мелкие и точные действия, например, застегивать
пуговицы, зашнуровывать ботинки, но одновременно улучшает работоспособность мозга.
Таким образом дошкольник подготавливает руку к школьному письму. В школе он легче
усваивает новую информацию, у него не возникает проблем с точными и филологическими
дисциплинами.
Также пластилинография:
улучшает память и концентрацию внимания;
учит логически и образно мыслить;

развивает пространственную и плоскостную ориентацию;
совершенствует сенсомоторику;
воспитывает терпеливость, усидчивость;
успокаивает нервную систему, ослабляет напряжение мышц
Пластилинография для детей бывает нескольких видов по методам лепки разных форм,
слагающих рисунок:
1.Прямая — подразумевает прикрепление к плоской поверхности «шнуров», «улиток»,
«шаров» и прочих пластилиновых фигур.
2.Обратная — представляет собой выкладку пластилинового рисунка на задней поверхности
прозрачной, обычно стеклянной, основы по предварительно очерченному контуру.
Получается изображение, напоминающее витраж.
3.Контурная — лепка, при которой рисунок формируется из «шнурков» — тонких
пластилиновых полосок. Они могут быть разными по толщине, но их диаметр равен по всей
длине. Детям непросто скатывать такие полоски, поэтому в детсадах рекомендуется
использовать шприцы. В них нужно впихнуть пластилиновую массу, а сами шприцы
погрузить в емкость с горячей водой. Когда пластилин внутри размягчится, можно приступать
к рисованию. Метод рекомендован для дошкольников средней группы.
4.Мозаичная — пластилинография, при которой рисунок формируется из пластилиновых
шариков разного диаметра. Рекомендуется для средней возрастной группы.
5.Многослойная — подразумевает постепенное наложение пластов пластилина разного колера.
Получившийся многоцветный «торт» нужно либо согнуть пополам, либо скрутить в полоску,
затем разрезать на части. Эта техника пластилинографии предназначена для дошкольников
старшей группы.
6.Фактурная — пластилинография, при которой создаются выпуклые, то есть барельефные,
рисунки. Степень выпячивания изображения над плоской основой может быть разной.
Техника предназначена для детей подготовительной группы.
7.Модульная

—

лепка,

при

которой

детали

рисунка

выполняются

в

разных

вышеперечисленных техниках, затем соединяются в цельную картину. Рекомендуется для
старших дошкольников.
2. Плоскостное изображение. «Грибы – грибочки выросли в лесочке ».
Теория. Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени.
Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой».
3.Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке», «Кактус в
горшке».

Теория Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств
используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.)
Практическая часть. Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах.
Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством
пластилинографии.
4. Плоскостное изображение. «Рыбка».
Теория Особенности построения композиции подводного мира.
Практическая

часть.

Создание

сюжета

о

подводном

мире,

используя

технику

пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и уменя.
5.«Натюрморт из чайной посуды»
Теория Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.
Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления.
6.Рельефное изображение. «Ферма».
Теория Создание сюжета в полуобъеме.
Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, с

использованием

имеющихся навыков работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.
7.Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки». «Божьи коровки на ромашке.
Теория Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке.
Практическая часть. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в
другой на границе их соединения. Закрепление технического приема работы с пластилином в
технике пластилинография. Создание рельефа.
8.Лепная картина. Формирование композиционных навыков.«Цветы для мамы».
Теория Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем
и выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с
использованием чесноковыжималки.
9.«Ромашки»
Теория Трафаретные технологии пластилиновой живописи.
Практическая часть. Выполнение лепной картины с использованием трафаретной
технологии
10.«Совушка – сова»
Теория Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся
умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Деление целого на
части при помощи стеки.

12.«Снегурочка в зимнем лесу», «Новогодние сюрпризы»
Теория Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт детей.
Реализация выразительного, яркого образа
13. Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»
Знакомство с жанром ИЗО –пейзаж. Контраст. Использование работ в интерьере.
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.
14.Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матрешка».
Народная игрушка. История создания матрешки. Отражение характерных особенностей
оформления матрешки
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

Бумагопластика -26 часов.
1.Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования
мятой бумаги». «Волшебные комочки». Фрукты.
Теория История возникновения

и развития бумагопластики,

сведения о материалах,

инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием
мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам
техники безопасности.
2.«Фрукты», «Чудо – дерево»
Теория Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков
мятой бумаги.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой
бумаги
3. «Птенчики».
Теория Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой
бумаги
4.«Снегирь»
Последовательность выполнение работы.
Пространственные представления.
Композиционные навыки.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой
бумаги.
5.Новогодняя игрушка. Символ года
История возникновения символов. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком
мятой бумаги
6.Открытка к Новому году.
Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с использованием
мятой бумаги. Последовательность выполнение работы.

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой
бумаги.
7. «Праздничный салют».
Последовательность выполнение работы в составлении мозаичного панно.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой
бумаги
Бисероплетение -22часа
1. Вводное занятие.
Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.
План

занятий.

Демонстрация

изделий.

История

развития

бисероплетения.

Использование бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения.
Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места.
Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ.
2. Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку.
Основные приёмы бисероплетения-

параллельное, петельное, игольчатое плетение.

Комбинирование приёмов. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов
3. Параллельное низание.
Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь,
божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.) Основные приёмы бисероплетения,
используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное,
петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков,
лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов.
Сборка брошей, брелков или закладок. Подготовка основы для брошей. Составление
композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
4. Низание крестиками
Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера “в две нити”: цепочка “в
крестик”. Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”.
Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка
простейших схем.
Практическая часть. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по низанию
цепочки в крестик.

Изготовление браслета “ёлочка”. Выполнение украшений для кукол,

брошей, кулонов и брелоков.
5. Аппликация из бисера. «Открытка»
Понятие

«аппликация».

Исторический

экскурс.

Анализ

образцов.

Приёмы

бисероплетения, используемые для изготовления аппликации: параллельное, петельное,
игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения
элементов аппликации. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.
6. Техника «французского» плетения (низания дугами).

Назначение и правила выполнения «французского плетения»
Практическая часть. Освоение изученных приёмов бисероплетения. Изготовление
объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками).
7. Бисерные «растения» в горшочках.
Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов. Комбинирование
приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ
моделей. Зарисовка схем.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий:
букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов.
Подготовка основы. Прикрепление элементов композиции к основе.
8. Объемные картины – панно, выполненные на проволоке.
Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на
проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем
выполнения объёмных миниатюр.
9. Практическая часть. Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов.
Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление
композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
Изготовление кукол – 36 часов.
1.Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности
Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную
куклу. Правила техники безопасности.
2.Кукла на картонной основе.
Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы.
История русского народного костюма.
Практическая часть. Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском народном
костюме. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое решение.
3.Теневой кукольный театр.
Особенности построения композиции
Практическая часть. Прикрепление элементов к основе. Создание композиции.
4.Аппликация. Куклы – актеры. Пальчиковые куклы.
Разнообразие техники аппликации, а также с различными материалами, используемыми
в данном виде прикладного искусства. Технология создания кукол, которые одеваются на
палец из бумаги.
Практическая часть. Создание героев сказки «Теремок». Цветовое решение.

1. Бесшовные куклы.
Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты
Практическая часть. Кукла на счастье, утешница, веснянки.
Разбор последовательности работы по инструкционным картам.
6.Техника – продевания: «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница»
Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол.
7. Традиционные приемы изготовления куклы.
Практические занятия. Разбор последовательности работы по инструкционным картам.
Создание кукол.
8. Итоговое занятие. Выставка –ярмарка.

Учебно-тематический план
1-го года обучения (144ч.)

№

Название разделов и тем

Количество часов

Форма
контроля/
аттестации

I

Введение:
безопасности.

II

правила

техники

Пластилинография

1.

Вводное занятие.
Пластилинию».

2.

Плоскостное изображение

«Путешествие

в

всего

теория

2

2

62 часа

10ч.

2

2

12

4

практик
а

52ч.
Входная
диагностика
8

Оценка
выполненной
работы

(
Плоскостное изображение «Осенний
натюрморт»,
Знакомство со средствами
выразительности «Червячок в яблочке»
Средства выразительности в аппликациях
«Кактус в горшке».
Плоскостное
изображение
«Рыбка»
Плоскостная
аппликация « Гномик».)
3.

«Натюрморт из чайной посуды».

6

6

Анализ работы

4.

Рельефное изображение

14

14

Выставка

10

Выставка

14

Анализ
и
оценка
выполненной
работы

«Ферма».
бабочка».

Рельефная

рамка

«Веселая

5.

Знакомство с симметрией. Аппликация
«Бабочки». Аппликация «Божьи коровки на
ромашке».

14

6.

Лепная
картина.
композиционных навыков.

14

Формирование

4

«Цветы для мамы». Лепная картина
«Рябина». Лепная картина
«Ромашки».
Лепная картина «Совушка – сова». Лепная
картина «Зимний лес». Коллективная работа
«Встреча со сказкой».
7.

Бумагопластика.

26

6

20

8.

Вводное занятие «Технология изготовления
поделок на основе использования мятой
бумаги», «Волшебные комочки».

6

2

4

Оценка
выполненной
работы

9.

Аппликация

8

8

Анализ работы

«Фрукты».

Аппликация

«Мухомор».
«Пингвиненок».«Птенчики».
«Чудо – дерево». Любимый мишка».
«Снегирь».
10.

Технология изготовления поделок на основе
кивллинга

«Одуванчик».

6

2

4

Оценка
выполненной
работы

6

2

4

Анализ работы

22

4

18

2

2

Новогодняя

игрушка. Символ года. Поделка в технике
кивллинга «Снежинка». Поделка в технике
кивллинга

«Ромашка». Поделка в технике

кивллинга «Мышка».
11.
12.
13.

Знакомство с техникой оригами «Собачка».
Оригами « Лебедь».
Бисероплетение.
Вводное занятие. Основные виды бисерного

Оценка
выполненной
работы

искусства. Техника безопасности.
14.

Знакомство с основными технологическими

8

8

Оценка
и
анализ
выполненной
работы

6

Оценка
и
анализ
выполненной
работы

4

Анализ работы

приемами низания на проволоку.
Параллельное

низание

Плоскостные

миниатюры

параллельного

низания

Параллельное

низание

«Утенок».
в

технике

«Лягушонок».
«Стрекоза».

Параллельное низание «Божья коровка».
15.

Спиральное нанизывание «Цветок».
«Весенний
букет».«Бусы».
Низание
крестиками «Бабочка». Низание крестиками
«Чудо-дерево».
Низание
крестиками
«Браслет». Картина из рассыпного бисера
«Родные просторы».

8

16.

Картина из рассыпного бисера «Родные

4

2

просторы».«Лебединое озеро». Картина из
рассыпного

бисера

«Морские

тайны».

Коллективная работа «Волшебные краски».
17.
18.

Изготовление кукол.
Вводное занятие. История куклы. Техника

32

2

30

4

2

2

наблюдение

16

Оценка
анализ

безопасности
19.

Кукла – актер. Аппликация любимого
сказочного героя «Буратино». Кукла – актер.
Аппликация любимого сказочного героя

16

и

«Дюймовочка» Кукла – актер. Аппликация
любимого сказочного героя «Айболит».
Кукла-дразнилка.

выполненной
работы

20.

Изготовление кукол из соломы. Техника
безопасности. История появления кукол.
Изготовление соломенных кукол.
Одень
куклу. Изготовление нарядов. Теневой
кукольный театр.

10

10

Оценка
и
анализ
выполненной
работы

21.

Выставка. Итоговое занятие.

2

2

Выставка ДПИ
Итоговая
диагностика

22.

Итого:

144 ч

24

120

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (216 ч.)
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
2. Повторение ручных и машинных швов. Повторение швов, изученных на первом году
обучения.
Практическая работа: Самостоятельная работа по теме “Ручные швы”, “Машинные
швы” – изготовление образцов. Закрепление навыка.
3. Изготовление игольницы “Клубничка” с применением ручных швов.
Практическая работа: выполнение игольницы “Клубничка» с применением операций :
соединение деталей сметочным стежком, обработка срезов петельным стежком,
пришивание петельки
4. Цветовая гармония. Беседа о цветовой гамме. Цветовой круг.
Практическая работа: Работа с литературой, работа с тканью. Подбор тканей в одной
цветовой гамме. Подбор тканей в контрастных тонах.
5. Технология изготовления прихватки разноцветная “Спираль”: характеристика и
выбор ткани (беседа, конспект)
Практическая работа:
1. подбор ткани, подготовка к работе, настрачивание лоскутков на основу;
2. соединение верхнего блока с утеплителем и подкладкой, ВТО, обработка среза
изделия ВТО, оценка работы. Конкурс на лучшее изделие;
самостоятельная работа по изготовлению прихватки.
6.

Изготовление мягкой игрушки. Изготовление игрушки на конкурс “Новогодняя

игрушка”.
Практическая работа: выполнение эскиза работы, раскрой деталей, выполнение изделия
в соответствии с выбранной технологией
7.

Изготовление рамок для фотографий. Технология изготовления рамок для

фотографий. Работа по технологическим картам
Практическая работа:выбор модели, подбор ткани,изготовление шаблонов, раскрой
ткани;сборка изделия, оценка работы, конкурс на лучшее изделие.
8. Изготовления блоков из полосок “Колодец”, “Диагональные полоски”,
“Бревенчатая изба”. Технология изготовления блоков из полосок “Колодец”,
“Диагональные полоски”, “Бревенчатая изба». Теоретическое занятие по изготовлению
блоков, запись конспекта основных этапов изготовления изделия, зарисовка изделий;
Практическая работа: Изготовление сувениров и изделий для выставки:
1. расчерчивание растр, подбор ткани, раскрой полосок;

2. настрачивание полосок на основу;
3. соединение верхней части изделия, утеплителя и подкладки, обработка срезов кантом,
ВТО. Оценка работы. Конкурс на лучшее изделие.
изготовление сувениров из лоскута.
9.

Изготовление из лоскута “Весёлых квадратиков”. Прихватки “Шахматка

двухцветная”, “Шахматка по диагонали”. Технология изготовления из лоскута
“Весёлых квадратиков”. Прихватки “Шахматка двухцветная”, “Шахматка по диагонали”.
Практическая работа: Подготовка изделий к выставке, изготовление сувениров:
1. теоретическая запись в тетради основных этапов изготовления изделий, зарисовка
изделий;
2. расчерчивание растр, подбор ткани, раскрой ткани, изготовление блока;
3. соединение верхней части изделия (блока) с утеплителем и подкладкой, обработка
срезов кантом, ВТО. Оценка работы.
изготовление сувениров из лоскута.
10. Технология изготовления юбки на поясе с применением машинных швов
(стачной): Моделирование и шитьё одежды на основе полученных знаний об обработке
материала.
Практическая работа:
1. зарисовка в тетради, описание изделия;
2. сметывание изделия, примерка;
3. стачивание изделия, ВТО, обработка низа изделия;
обработка застежки, пояса, ВТО. Примерка готового изделия. Оценка работы. Конкурс на
лучшее изделие.
11.

Изготовление изделий из “Удивительных треугольников”. Изготовление

узоров

“Мельница”,

“Звезда”,

“Алмаз”.

Технология

изготовления

изделий

указанными способами.
Практическая работа:
Подготовка сувениров к ярмарке.
1. теоретическая запись в тетради основных этапов изготовления узоров, зарисовка
изготавливаемых узоров;
2. подбор ткани, изготовление шаблонов, расчерчивание растр;
3. раскрой треугольников с помощью шаблонов, соединение деталей между собой;
4. изготовление прихватки из изготовленного блока, оценка работы;
изготовление общей работы из готовых блоков, изготовление сувениров к ярмарке.

12. Контрольное задание. Выполнение салфетки “Алмаз”.

Проверка знаний и

умений воспитанников.
Практическая работа: Самостоятельная работа.
13. Выполнение работы на выставку по собственному замыслу. Творческая работа
воспитанников. Техника выполнения выбирается самостоятельно, выполняется эскиз
изделия, подбор тканей.
Практическая работа: Самостоятельная творческая работа. Сотворчество с педагогом
возможно на этапе разработки темы.
14. Изготовление бурятской шапки «Юудэн»
юудэн малгай (шапка-капюшон) - цельнокроеный, одношовный головной убор с
наушниками и полукруглым выступом, закрывающим шею. Шапка состояла из двух половин,
цельнокроеных: верх выкраивался вместе с наушниками и мысиками, узким в налобной и
широким в затылочной части.
15.Заключительное занятие. Подведение итогов за год. Оформление выставки работ.

Учебно-тематический план
2-го года обучения (216 ч.)
№

ТЕМА

Всего
часов

Количество часов
Теор.
Практ.

Форма контроля/
аттестации

3

Входная
диагностика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по
3
технике безопасности.

2.

Повторение ручных и машинных
3
швов.

3.

Изготовление
игольницы
“Клубничка” с применением ручных6
швов.

4

Цветовая гармония

3

3

5.

Технология
изготовления
разноцветная “Спираль”:

прихватки
36

3

33

6.

Изготовление
мягкой
игрушки.
Изготовление игрушки на конкурс27
“Новогодняя игрушка”.

3

24

7.

Изготовление рамок для фотографий 9

3

6

8.

Изготовление блоков из полосок
“Колодец”, “Диагональные полоски”,30
“Бревенчатая изба”.

6

24

9

Изготовление из лоскута “Весёлых
квадратиков”. Прихватки “Шахматка
21
двухцветная”,
“Шахматка
по
диагонали”.
Технология изготовления юбки на
поясе с применением машинных12
швов (стачной)
Изготовление
изделий
из
“Удивительных
треугольников”.
27
Изготовление узоров “Мельница”,
“Звезда”, “Алмаз”.

10.
11.

12.
13.
14.

Анализ работы

6

Анализ работы
Анализ работы
выставка

собеседование
Анализ работы

Оценка
выполненной
работы

15

6

3

9

3

24

Контрольное задание. Выполнение
9
салфетки “Алмаз”.

Оценка
выполненной
работы
Оценка
выполненной
работы
Творческое

9

Выполнение работы на выставку по
27
собственному замыслу.

3

24

Изготовление
«Юудэн»

1

5

бурятской

собеседование

3

шапки
6

задание
Творческое
задание
Творческое
задание

Заключительное занятие.Подведение
3
итогов за год.
ИТОГО:

Выставка ДПИ
216 ч.

39ч.

177ч.

Приложение № 1
Диагностические материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Умелые ручки»
Диагностика умений и навыков
Фамилия имя ребенка

Изобразительное

Технические

Воспитательные

Умение выполнять по Умение

Творчески

представлению

относится

самостоятельно

ли
к

своей

силуэты анализировать

свою

применять знакомые работе
приемы
Умение

составлять Умение

декоративные

выразить

композиции

предметов

Умение

передавать

настроение
помощью
цвета

с
подбора

на

глаз Умение
работу

Приложение 2
Диагностические материалы к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Умелые ручки »
Промежуточная аттестация
Форма проведения: практическая работа
Критерии оценки:
- соответствие технологической карте 1 – 3 балла
- качество изделия 1 – 3 балла
- самостоятельность в работе 1 – 3 балла
- творческая инициатива 0 – 3 балла
- организация рабочего места,
- культура труда 0 – 2 балла
- завершенность работы 0 – 2 балла
- культура общения 0 – 2 балла.
1.Соответствие технологической карте Снятие баллов может производиться за ошибки или за
использование неправильного приема работы с бумагой. Если ошибка незначительная и не
влияет на конечный результат – снимается 1 балл. Несколько ошибок, влияющих на конечный
результат (внешний вид изделия) – снимается 2 балла.
2. Качество изделия - изделие выполнено неаккуратно – снимается 2 балла; - небольшие
неточности в работе – снимается 1 балл.
3. Творческая инициатива - в работу добавлен элемент новизны (самостоятельный подбор
цветовой гаммы) – начисляется 1 балл; - в работу добавлены несколько новых элементов, не
входящих в задание – начисляется 3 балла.
4. Самостоятельность в работе Снятие баллов производится за обращение к педагогу за
помощью: - постоянное, ребенок не может самостоятельно закончить работу – снимается 2
балла; - однократное; небольшая помощь педагога позволила закончить работу – снимается 1
балл.

5. Организация рабочего места, культура труда Снятие баллов производится за лишние
принадлежности на рабочем месте, беспорядок и оставление рабочего места без уборки после
занятия.
6. Завершенность работы (умение доводить начатое дело до конца)
7. Культура общения
Критерии уровня освоения программы по сумме баллов:
от 15 баллов и более – высокий уровень;
от 8 до 14 баллов – средний уровень;

Информационно – методическое обеспечение для детей:
1. Рогозина Т.М. и др. Технология [Текст] : Учебник : 3 кл. / Т.М.Рогозина, А.А.Гринева,
И.Б. Мылова. - Изд. 2, испр. - М.: Академкнига / Учебник.2007: ил.;
2.

Симоненко В.Д. Технология. – Учитель - АСТ, 2004 г.

3.

. Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология» М., 2006 г.

4.

Петухова В.И, Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. М., Народное творчество 2005 г.

5.

А.М.Гукасова Рукоделие в начальных классах. Москва «Просвещение» 1985г

6.

Т.Н.Проснякова Уроки мастерства изд. «Учебная литература» Самара 2003г

7.

И.В.Бобунова Технология для преподавателей изд. «Учитель»2006г

8.

М.С.Васильева Бурятское декоративно- прикладное искусство изд. БГУ г. Улан-Удэ
2002г.

9.

В.В.Юнак Дополнительное образование и воспитание №2; №6;

10.

Чудесные мгновения. Лоскутное шитьё №03;04 2006г

11.

Е.А.Добрицкая Современная энциклопедия для девочек 1999г

12.

М.Бобита Рукоделие «Умелые руки» изд «Единорог» 1997г

Информационно – методическое обеспечение для педагогов:
1.

Бугаева М. Новая жизнь старых вещей. – М.: Педагогика-Пресс, 1997.

2.

Городкова Т., Нагибина М. Мягкая игрушка – мультики и зверюшки. – Ярославль.:

Академия развития, 1997.
3.

Грин М. Шитье из лоскутков. – М.: Просвещение, 1981.

4.

Гукасова А. Рукоделие в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985.

5.

Журналы по рукоделию “Анна”, “Золушка-пэчворк”, “Пэчворк”, “Лена”.1990-2009гг.

6.

Журналы «Народное творчество».

7.

Котова И.Н., Котова А.С. – Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.:

Паритет, 2003.
8.

Калинич М., Павловская Л., Савиных В. Рукоделие для детей. – Минск.: Полымя, 1997.

9.

Костикова И. Школа лоскутной техники. – М.: Культура и традиции, 1997.

10.

Кузьмина М., Максимова М. Лоскутики. – М.: ЗАО ЭКСМО-Пресс, 1998.

11.

Молотобарова О. Кружок изготовления игрушек-сувениров. – 1990.

12.

Нагибина М. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль.: Академия развития, 1997.

13.

Перевертень Г. Самоделки из текстильных материалов. – М.: Просвещение, 1990.

14.

Петухова В., Савельева Л., Ширшикова Е. Мягкая игрушка. – ТОО Ступень, 1995.

15.

Пэчворк или лоскутная техника (практическое пособие). – С-Пб.: Крона-принт, 1999.

16.

Разумная И. Уроки школы выживания. – М.: Колос, 1994.

17.

Рудакова И. Уроки бабушки Куми. – М.: АСТ-Пресс, 1994.

18. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности [Текст] // Примерные
программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский,
А.А.Тимофеев, Д.В.Смирной и др.; под ред. В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

Электронные образовательные ресурсы
1.http://www.rukodelie.by/content/?id=2558 Техника параллельного плетения бисером на
проволоке
2.http://ourworldgame.ru/petelnaya-texnika-pleteniya-biserom/ Петельная техника плетения
бисером
3.http://www.kalitva.ru/2007/06/08/podgotovka_rabochego_mesta_dlja_raboty_s_biserom..html
Подготовка рабочего места для работы с бисером
4. http://www.kalitva.ru/2007/06/08/poleznye_sovety_pri_rabote_s_biserom..html.Полезные
советы при работе с бисером
5 • https://vk.com/club170881787 Студия ИЗО, педагог Торгман И.Л.
5. https://vk.com/studartmir Студия ИЗО, педагог Конева М.Е. «Акварель Владимира
Колбасова»
6.

https://vk.com/akvarel_kv «Арт-клуб»

7. https://vk.com/artclub4u «Детский Дизай-центр» Аничкова Дворца
8. https://vk.com/planetaorigami «Уроки рисования»
9. https://vk.com/drawing_lessons «Уроки творчества»
10. https://vk.com/urokitvorchectva «Фактура Цвета. Настроение. Идеи»
11. https://vk.com/facturatsveta «Хорошо рисуем»
12. https://vk.com/artscetch «Цветоведение»
13. https://vk.com/club7774559 «Школа рисования»
14. https://vk.com/ele_art_school Группа Городского Методического Объединения педагогов
дизайна
15. https://vk.com/gmodesign Международный фестиваль книжной иллюстрации
16. https://vk.com/club171412481 группа студии, педагог Заброда Е.Н.

Декоративно-

прикладное_искусство
17. https://ru.wikipedia.org/wiki Народные_промыслы
18. http://nsportal.ru/podborka Красная нить. Индийская вышивка Шиша –
19. https://stitchy.ru/vyshivka-shisha/ Группа «ВК» «Фактура цвета. Настроение. Идеи.»
20. https://vk.com/club65574307 Всеобщая история искусств –
21. http://artyx.ru/art/ • http://stranamasterov.ru - Дидактический интернет-сайт для учителеей,
родителей и детей
22. http://www.koob.ru/draw/ - Книги по рисованию
23. http://ru.pinterest.com/ - Картинки – источник вдохновения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».