новая программа ДОРОГА безОпасности октябрь 2022 года для сайта

Содержание
1.

Пояснительная записка…………………………………………………………………..........3

1.1. Нормативно-правовое обеспечение программы
1.2. Направленность
1.3. Актуальность
1.4. Новизна программы
1.5. Практическая значимость
1.6. Цель и задачи
1.7. Возрастные особенности обучающихся
1.8. Направления деятельности по освоению содержания программы
1.9. Формы подведения итогов реализации образовательной программы
2. Результаты освоения программы………………………………………………………….....6
3. Содержание курса……………………………………………………………………………….9
3.1. Принципы реализации программы
3.2. Методы обучения
4. Тематическое планирование…………………………………………………………………11
4.1. Учебно-тематический план первого года обучения
4.2. Учебно-тематический план второго года обучения
5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение …………………….....47
5.1. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
5.2. Дидактическое и методическое обеспечение
5.3. Информационно-коммуникативные средства для обучающихся и родителей
6. Используемая и рекомендуемая литература………………………………………………50

1. Пояснительная записка
Одна

спасѐнная

детская

жизнь

–

несколько

поколений

в

будущем.

Значит, есть ради чего жить, учить, воспитывать.
1.1. Нормативно – правовое обеспечение программы
Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
разработана на основе:


Конвенции

«О

правах

ребѐнка»

(принятой

резолюцией

44/25

Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 год);


Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 15 ноября 1995 г.

(с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ,
Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 285-ФЗ, Федеральным законом от 5 мая
2014 года N 132-ФЗ);


Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения

в 2013-2020 годах» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 октября
2013 г. № 864 «Об утверждении федеральной целевой программы «Повышение
безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»);


Правил дорожного движения Российской Федерации;



Типовой (примерной) общеобразовательной программы по профилактике детского

дорожно-транспортного травматизма «Школа светофорных наук» (для обучающихся 1-11
классов).
Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть
общей воспитательной работы Центра детского творчества. Чтобы ребѐнок чувствовал
себя комфортно, уверенно, безопасно в мире спешащих людей и машин, необходимо с
раннего детства учить его правилам поведения в этом мире. Ведь всегда проще устранить
причину, чем затем всю жизнь преодолевать еѐ последствия. А одна из причин того, что
ребѐнок по своей недисциплинированности и безответственности попадает в ДТП,
кроется в том, что родители НЕДОсмотрели, воспитатели НЕДОвоспитали, учителя
НЕДОучили,

сотрудники

ГИБДД

НЕДОорганизовали,

водители

НЕДОстаточно

профессионально повели себя в непредвиденных обстоятельствах. Многие родители
сегодня именно на школу возлагают ответственность за формирование у детей навыков
культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению
здоровья, потому что дети очень много времени проводят в образовательном учреждении.
Хотя вклад семьи в процесс воспитания должен быть не менее серьезным и значительным.
Только совместными усилиями можно добиться весомых результатов.
В свете складывающейся ситуации становится всѐ более очевидным, что систему
деятельности по изучению и пропаганде правил дорожного движения, агитации,

профилактике

и

предупреждению

детского

дорожно-транспортного

травматизма

необходимо развивать и усовершенствовать. Чем раньше начнѐтся процесс обучения
правильным действиям на улице и дороге, тем шире будет возможность воспитания
грамотного пешехода и значительного уменьшения дорожно-транспортного травматизма
среди детей и подростков.
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению
правил дорожного движения среди учащихся младшего школьного возраста следует
рассматривать как составную часть общей воспитательной работы.
Наиболее распространѐнными методами ведения занятий является беседа в сочетании
с практическими упражнениями, использование схем улиц и дорог, учебного перекрестка,
настольные и подвижные игры, викторины, конкурсы, праздники и т.д.
Направленность программы:

1.2

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в
себя

разноплановую

деятельность,

именно: социально-педагогическое.

По

объединяет
своей

различные

направления.

продолжительности

А

программа

является долгосрочной.
1.3

Актуальность программы

Данная программа является современным педагогическим средством формирования
социальной компетентности школьников в вопросах безопасности жизнедеятельности.
Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики
дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса и
предусматривает систематическую работу в трѐх направлениях:


знакомство с историей ПДД;



развитие практических навыков;



применение их в реальной жизни.

1.4

Новизна программы

Вопросы дорожно-транспортного травматизма и изучения правил дорожного движения
рассматриваются как один из аспектов личной безопасности ребенка. В программе
учитываются требования и рекомендации работников ГИББД, интересы и возрастные
особенности детей и подростков, а так же предложены организационные мероприятия и
содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма.
Каждое занятие по программе направлено на успешное усвоение обучающимися правил
дорожного движения, знание их истории. Практические занятия помогают обучающимся
ориентироваться в дорожных ситуациях, наглядно увидеть, как выполняются правила

дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников
ГИБДД.
1.5

Практическая значимость

программа способствует:


умственному

развитию –

учащиеся

закрепляют

знания

по безопасности

дорожного движения, учатся логически выстраивать свои мысли и грамотно их излагать,
обобщать полученную информацию, выстраивать диалог;


нравственному воспитанию – через занятия у учащихся формируется культура

поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки безопасного поведения на
дороге, формируется общая система ценностей – уважительное отношение к людям,
развитие личностных качеств (самостоятельности, аккуратности), личной ответственности
за

поведение

на

дороге,

за

сохранение

собственной

жизни

и

здоровья,

их

дисциплинированности как участников дорожного движения;


эстетическому воспитанию – участвуя в художественных, литературных, иных

творческих конкурсах, учащиеся повышают свой общекультурный уровень .
1.6. Цель данной программы – создание условий для воспитания дисциплинированных
участников дорожного движения, владеющими устойчивыми навыками безопасного
поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы:
для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Образовательные:


вооружить школьников знаниями по ПДД РФ;



усвоение требований разделов ПДД, касающихся всех участников движения;



способствование выработке навыков по оказанию первой доврачебной помощи;



способствование приобретению навыков социально значимой деятельности

(волонтерской,

пропагандистской

и

пр.)

по

профилактике

детского

дорожно-

транспортного травматизма.
Развивающие:


развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;



способствовать

развитию

у

детей

и

подростков

быстроты

реакции,

внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического
мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих
улучшению поведения на улицах и дорогах.


сформировать личностные качества и общекультурные компетенции.

Воспитательные:


воспитание дисциплины и ответственности за своѐ поведение на дороге;



формирование сознательности и ответственного отношения к собственной жизни и

здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих;


привитие культуры поведения на дорогах и улицах, необходимой для устранения

опасных ситуаций.
1.7

Возрастные особенности обучающихся

Данная программа рассчитана на детей с 1- 6 класс. Поскольку именно на этом
возрастном этапе начинается осознанное формирование личности человека в освоении им
теоретических и практических умений.
1.8. Направления деятельности по освоению содержания программы
- проведение учебных занятий по обучению правилам дорожного движения, оказанию
первой медицинской помощи;
- проведение внеклассных мероприятий (познавательные игры, экскурсии, выставки
детского творчества, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений), обеспечивающих
прочное усвоение обучающимися навыков безопасного поведения на дороге и улице;
- создание отряда юных инспекторов движения;
- работа с родителями по воспитанию культуры поведения детей на улице, транспорте;
- сотрудничество с учреждениями здравоохранения и ГИБДД по обучению школьников
правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.
1.9. Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Оценкой результативности обучения по программе является участие обучающихся в
мероприятиях: смотрах, конкурсах, фестивалях, выставках. В процессе обучения дети
овладевают разными ролями в сотрудничестве со сверстниками, педагогом, увеличивая
тем самым свой арсенал познавательных стратегий, приобретают различные формы
познавательной и коммуникативной деятельности, что приводит к более эффективной
самореализации обучающихся и сохранению их индивидуальности.
Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.
2.

Результаты освоения программы

Предполагаемым результатом эффективной организационной работы должна стать
сформированная жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении
Правил дорожного движения. В процессе изучения программы у обучающихся будут
сформированы:
личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учѐбе;
- установка на здоровый образ жизни; здорового образ жизни и навыка самостоятельное
физическое совершенство;
- самостоятельность в принятии правильных решений;

- способность к самооценке
регулятивные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ
реализации;
- способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска
способов еѐ осуществления;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку педагога;
- устанавливать причинно-следственные связи
познавательные УУД:
- осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на
основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;
- отвечать на простые и сложные вопросы педагога, самим задавать вопросы, находить
нужную информацию в разных источниках;
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на
события, поступки;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
(задачи);
- не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций;
- внимательность и вежливость во взаимоотношениях
предметные УУД:
учащиеся должны знать
- название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
- дорожную разметку на проезжей части и в местах остановок транспортных средств;
- условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населѐнных пунктах и
вне населѐнных пунктов (загородных дорогах);
- опасные и безопасные для пешеходов участки дорог;
- значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
- виды автомашин специального назначения и особенность их движения;
- положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для участников
дорожного движения;
- виды перекрѐстков;

- значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые, световые,
рукой;
- наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие
к ДТП;
Учащиеся должны уметь:
- выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при
переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;
- определять виды перекрѐстков в районе расположения школы, дома;
- пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения
пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного
транспорта;
- выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке транспортных средств;
- выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.
3. Содержание курса
Программа имеет теоретическую и практическую части. Рассчитана на 2 года обучения и
направлена на формирование значимых компетенций учащихся (учебно-познавательных,
личностных, ценностно-смысловых и коммуникативных) средствами активных форм и
методов обучения безопасному поведению на дороге.
Изучение правил дорожного движения осуществляется с 1 класса. Занятия проводятся 2
раза в неделю по 3ч с продолжительностью 35 – 45 мин в каждой группе по темам,
предусмотренных программой и предлагаемым далее.
Целью

работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма является

обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения знаний и умений,
познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации,
вовлечение учащихся в творческую деятельность. При подготовке которых учитываются
возраст учащихся, актуальность и доступность темы, подбор наглядного и предметного
материала, литературы.
Формы учебных занятий:
Акция, беседа, выставка, защита проектов, игра, конкурс, конференция, круглый стол,
лекция, наблюдение, практическое занятие, презентация, семинар, творческий отчѐт,
экскурсии, учебные занятия, тематические классные часы, тренинги по обучению
правилам дорожного движения.
Успешное проведение занятий достигается с соблюдением основных дидактических
принципов и методов реализации программы.
3.1. Принципы реализации программы

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учѐт
личностных, возрастных особенностей обучающихся и уровня их психического, а так же
физического развития для воспитания положительных привычек, дисциплины, культуры
поведения в сфере дорожного движения.
Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Детское восприятие окружающей
среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых,
обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость
движения машин.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожнотранспортного происшествия. Обучающиеся должны знать, какие опасности могут
подстерегать их в дорожной среде.
Принцип возрастной безопасности. Формирование, развитие, совершенствование
целостного восприятия опасной дорожной среды и выработка привычек, умений и
навыков безопасного поведения с показом конкретных безопасных действий выхода из
опасных ситуаций.
Принцип социальной безопасности. Соблюдение определѐнных норм и правил
поведения как личной безопасности для него самого, так и для окружающих.
Принцип

самоорганизации,

саморегуляции

и

самовоспитания. Регуляция

собственного поведения, наблюдение за сверстниками, выполнение и соблюдение правил
дорожного движения.
Принцип системности, который подразумевает четко спланированную систему занятий,
бесед, игр, объединенных общей целью.
Принцип поэтапности, т.е. построение работы от простого к сложному, от частного к
общему.
Принцип доступности, который подразумевает подачу материала в понятной игровой
форме, с учетом возрастных возможностей детей.
3.2. Методы обучения
На занятиях создаются все необходимые условия для познавательной деятельности
обучающихся. Каждое занятие строится в зависимости от темы и конкретных задач,
которые предусмотрены программой, с учѐтом возрастных особенностей детей, их
индивидуальной подготовленности.
Методы и приѐмы: внушение, убеждение, яркий пример, упражнения, поощрения, а так
же

методы

и

приѐмы

образовательной

деятельности: репродуктивный,

словесный (объяснение, беседа, диалог, консультация), работа со схемами, метод
проблемного обучения (постановка проблемных вопросов и самостоятельный поиск
ответа), технология игрового обучения (на развитие внимания, памяти, глазомера,

воображения,

игра-путешествие), ролевые

игры,

соревнования,

викторины,

наглядный (рисунки, плакаты, схемы, видеоматериалы, литература), создание творческих
работ для выставок и конкурсов,моделирование опасных и безопасных дорожных
ситуаций тренинговые игровые упражнения и задания, метод наблюдения и беседы,
обращение к собственному опыту.
Основные требования к знаниям, умениям и навыка обучающихся
Должны знать:
- основные термины и понятия;
- общие положения Правил дорожного движения;
- правила перехода проезжей части на площадях, перекрѐстках;
- правила посадки и высадки из общественного транспорта;
- правила поведения при перевозке детей на грузовых автомобилях, в салонах легкового
автомобиля
Должны уметь:
- правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги;
- пользоваться общественным транспортом;
- самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности

4. Тематическое планирование
4.1 Учебно-тематический план
1-й год обучения
№
1
2

3

4

5

6

7
8

Темы занятий
Вводное занятие
Правила движения – закон улиц и дорог.

Основные причины Дорожно-транспортного
травматизма.

Пешеходы на дороге.

Сигналы регулировщика и светофора.

Велосипед и мопед.

На загородных дорогах.

Скоростной режим.

Обгон, остановка, стоянка транспортных
средств.
Шествуем над малышами.

Игротека «Зеленый огонек».

Экскурсия «Азбука дорог».

Малыши рисуют улицу.

«На огонек » (просмотр видео по ПДД).

Мастерская «Умелые улицы светофора».
Несем патрульную службу:

Рядом с инспектором ГАИ.

По опасным адресам.

Это не мелочи!

После рейда.

Ваш – друг велосипед.

На дежурстве в штабе.
Пропагандируем дорожную азбуку:

Убеждать словом.

Слово у киноэкрана.

Агитбригада «Светофор».

Строительство автоплощадки.

Приглашаем на праздник.

Наглядным языком плаката.
Школа первой медицинской помощи при травмах и
несчастных случаях

Переломы.

Травматический шок.

Правила наложения стерильной повязки.
Резервное время
Итоговое занятие
Итого

Всего
часов
2

Часов
теории
2

Часов
практики
-

38

8

30

33

8

25

37

12

25

17

7

10

13

3

10

2
2
144

1
1
42

1
1
102

4.2 Учебно-тематический план
2-й год обучения
№
1
2

3

4

5
6

7
8
9
10

Темы занятий
Вводное занятие
Изучение ПДД:

Ответственность за нарушение ПДД.

Расположение транспортных средств на проезжей
части.

Правила движения для мотоциклиста, мопедиста.

Остановка, стоянка, остановочный путь транспорта.

Разводка транспорта.

Решение карточек (категория А).

Фигурная езда на велосипеде.
Медицинская подготовка:

Раны, кровотечения, повязки, ожоги, шок, обморок,
переломы.

Транспортировка пострадавших.

Способы искусственной вентиляции легких.
Агитационно-массовая работа:

Игровые программы и соревнования.

Выступления с рефератами.

Выпуск стенгазет.

Дежурство в микрорайонах школ.
Мастерская «В помощь отрядам ЮИД». Изготовление
пособий, дорожных знаков, макетов, уголка по БДД.
Работа отряда «Маячок». Сбор информации в школе, в
микрорайоне на темы БДД для местной газеты, работа с
корреспондентами клуба.
Проведение семинаров для командиров школьных отрядов
ЮИД
Проведение районного слета школьных отрядов ЮИД
Резервное время
Итоговое занятие
Итого

Всего
часов
2

Часов
теории
2

Часов
практики
-

60

40

20

18

7

11

50

12

38

36

4

32

36

4

32

2

2

-

4

-

4

6
2
216

1
72

6
1
144

Содержание изучаемого курса
1-й год обучения
1. Вводное занятие
Знакомство с программой первого года обучения. Вводный инструктаж по технике
безопасности при выполнении практических занятий. Учебные пособия и литература,
рекомендованные для освоения курса.
2. Правила движения - закон улиц и дорог
Элементы улицы: проезжая часть, тротуар, полотно трамвайных путей. Их
назначение. Элементы дороги: проезжая, кювет, обочина. Главная и второстепенная улица
(дорога). Улица с односторонним и двусторонним движением. Основные причины
дорожно-транспортного травматизма. Пешеходы на дорогах. Велосипед и мопед. На
загородных дорогах. Скоростной режим, обгон, остановка, стоянка транспортного
средства.
Практическая

работа:

наблюдение

за

дорожным

движением,

подачей

водителями предупредительных сигналов, наблюдение за действиями регулировщика на
перекрестке. Практическое вождение велосипеда в Автогородке. Настольная игра
«Правила большого города».
3. Шефствуем над малышами
Методические
мероприятий,

рекомендации

организации

среди

по

проведению

дошкольников

экскурсий,

конкурсов

воспитательных

рисунков

по

теме

безопасности движения, разучиванию песен и стихов.
Практическая работа: проведение экскурсии «Азбука дорог». Малыши рисуют
улицу. Просмотр видеокассет по ПДД. Мастерская «Умелые руки Светофора».
4. Несем патрульную службу
Ознакомление учащихся с опасными местами в микрорайоне центра, школы, дома.
Виды перекрестков. Инструкция «Как обеспечить безопасность движения юных
пешеходов».
Практическая работа: патрулирование рядом с инспектором ГАИ, на опасных
участках дорог, на дежурстве в штабе, патрулирование у перекрестка.
5. Пропагандируем дорожную азбуку
Административная ответственность за нарушения ПДД и других нормативных
правовых актов в сфере дорожного движения.
Практическая

работа:

учить

убеждать

словом,

слово

у

киноэкрана,

строительство автоплощадок, изготовление плакатов, молний, проведение праздников.
6. Школа первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях

Основные правила первой до врачебной помощи пострадавшим. Оказание
первой

доврачебной

помощи

при

различных

видах

травм.

Транспортировка

пострадавшего при дорожно-транспортным происшествии.
Практическая работа: отработка навыков оказания первой медицинской помощи
пострадавшему при переломах, травматическом шоке, правила наложения стерильной
повязки. Тренировочные занятия с учащимися на площадке.
7. Резервное время
Проведение воспитательных мероприятий по ПДТТ, родительских собраний,
массовых мероприятий, посвященным знаменательным датам, встреч с гостями центра.
8. Итоговое занятие
Подведение итогов. Повторение основных правил безопасного поведения на
улицах и дорогах. Основные особенности сезонов, состояние дорог и возможные ситуации
в поведении учащихся, которые могут возникнуть во время каникул.
2-й год обучения
1. Вводное занятие
Причины дорожно-транспортного травматизма: незнание или невыполнение
пешеходами

правил

движения,

нарушение

правил

пользования

общественным

транспортом, недисциплинированность на улицах.
2. Изучение ПДД:
Ответственность за нарушение ПДД. Федеральный закон «О безопасности
дорожного движения». Расположение транспортных средств на проезжей части. Правила
движения для мотоциклистов, мопедистов. Остановка, стоянка, остановочный путь
транспорта. Разводка транспортных средств. Встречный разъезд. Проезд перекрестков.
Приоритет маршрутного транспортного средства.
Практическая работа: решение карточек (категории А,В), фигурная езда на
велосипеде. Разбор конкретных маршрутов движения.
3. Медицинская подготовка:
Первая медицинская помощь при травмах и переломах. Признаки синдрома
длительного сдавливания, ушиба и сотрясения головного мозга, растяжения связок.
Правила наложения стерильных повязок, шин. Виды транспортировки пострадавшего при
различных ранениях.
Практическая работа: способы искусственной вентиляции легких «изо рта в
рот», «изо рта в нос». Наложение стерильных повязок при открытом переломе,
проникающем ранением живота, на нижнюю верхнюю области живота. Транспортировка
пострадавших при ранениях нижних конечностей, живота, грудной клетки, переломах

позвоночника. Переноска на руках, с помощью лямок, с использованием подручных
средств.
4. Агитационно-массовая работа:
Подбор материалов. Составление сценариев.
Практическая работа: проведение бесед по правилам дорожного движения в
младших классах школ.
5. Мастерская «В помощь отрядам ЮИД».
Методические рекомендации по оформлению уголка ПДД, символики отряда,
эмблема.
Практическая работа: оформление стенда по безопасности дорожного движения.
Помощь младшим классам. Изготовление пособий, дорожных знаков.
6. Работа отряда волонтеров «ЮИД».
Практическая работа: сбор и разработка материалов по ПДД для мероприятий по
профилактике дорожного движения в младших классах.

Выпуск тематических газет,

информационных сообщений.
7. Проведение семинаров для командиров школьных отрядов ЮИД
Штаб проводит сборы командиров, семинары, редакторов отрядных газет,
руководителей агитбригад, лекторских групп.
8. Проведение районного слета школьных отрядов ЮИД
Практическая работа: массовое мероприятие по ПДД. Встреча с инспектором
ГАИ.
9. Резервное время
Проведение воспитательных мероприятий по ПДД, новогодних праздников,
международного женского дня 8 марта, 23 февраля, Дня Победы.
10. Итоговое занятие
Подведение итогов за год. Награждение лучших обучающихся, присвоение званий:
«Знаток ПДД», «Мастер фигурного вождения», Санитар – отличник, «Лучший
пропагандист».
Нормативно – правовое обеспечение:


Конституция РФ.



Конвенция «О правах ребенка».



Правила дорожного движения.



Устав образовательного учреждения.



Учебный план.



Учебные программы.



Положение об отряде юных инспекторов движения.

5.2. Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

1. Развивающая игра для детей младшего
школьного возраста «Играя, учись».

1. Типовая (примерная) общеобразовательная программа по
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
«Школа светофорных наук» (для обучающихся 1-11 классов).

2. Наглядные пособия по темам

2. Якупов А.М., Подольский А.И., Загребин Б.А. Сборник
материалов для проведения уроков по правилам дорожного
движения (для 4-9 классов). – Челябинск, 2007.
3. Маркин Н.И., Денисов М.Н. Безопасность на дорогах: Учебниктетрадь для 4 кл., нач. шк.: В 2ч. – Ч.2/Под ред. Н.Ф. Виноградовой.
– М.: Энас-Класс; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
4. Астахов П.А. Я и дорога. – М.:Эксмо, 2009.
5. Якупов А.М. Формирование транспортной культуры
школьников. Научно-практическое пособие для учителей
общеобразовательных учреждений. Издание второе. – Челябинск,
2008.
6. Накопительные папки: "Использование местного материала во
внеурочное время по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма (подборка материалов сценариев игр,
конкурсов, викторин, спектаклей по ПДД и др.).

5.3. Информационно-коммуникативные средства для обучающихся и родителей
Электронные образовательные ресурсы
Ресурсы Интернета
1) Единая коллекция цифровых образовательных
1) Социальная сеть работников образования
ресурсов
http://nsportal.ru/
1 -11 класс. ОБЖ
2) Сеть творческих учителей
Средства регулирования дорожного движения.
http://www.it-n.ru/
Светофоры
3) Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/effa2296-d56bhttp://pedsovet.su/load/558-1-0-45972
6abc-d0d2-5b844b7f209e/?interface=catalog
4) Федеральный центр информационно2). Электронные образовательные ресурсы по
образовательных ресурсов
обучению детей ПДД. Детские электронные
http://fcior.edu.ru/
презентации.
5) Единая коллекция цифровых образовательных
Подборка презентаций с указанием возраста, на
ресурсов
который ориентирован материал
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c1dfc236-74aehttp://sadik.snovicy.ru/blog/ehor_po_obucheniju_detej_pd 42f6-35c7d/2015-01 -13-7
819017c2d158/?interface=catalog&subject[]=37
3) Детские электронные презентации и клипы
1 -4 класс. Окружающий мир
http://viki.rdf.ru/cat/ulisa/?page=1#list
4) Дорога безопасностей http://www.klassnyechasy.ru/po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya
5) Всероссийское сообщество Юных инспекторов
движения
http://yuid.ru/materialy/tests/
6) Сайт по дорожной безопасности.
http://deti.gibdd.ru

Используемая и рекомендуемая литература
1. Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 1 кл. (2, 3, 4): Сост.
Маркин Н. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф.
Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
2. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и
правовому воспитанию: 5-11 классы. - М:
«ВАКО», 2006 - 224 с.
3. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. – Ростов н/Д:
Феникс, 2006.
4. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй
школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
5. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/
Н.В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.:
Феникс, 2006.
6. Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. – Ростов н/Д:
Феникс, 2006.
7. Миткалева Е.М. Сборник сценариев по основам безопасности жизнедеятельности.
Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2006.
8. Основы безопасности жизнедеятельности. 3 кл. (6 кл.): поурочные планы./Сост. Г.Н.
Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006.
Список литературы для педагога:
1.
Правила дорожного движения РФ. Утверждены постановлением Совета
Министров Правительства РФ от 23. 10. 1993г. №1090. Введены в действие с 01. 04. 2001г.
2. Экзаменационные билеты категории «А-В», утверждены Главным управлением
ГИБДД МВД России. – М., 2001.
3. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению
Правил дорожного движения /авт.-сост. В.Е. Амелина, О. Л. Фастова.-2-е изд., испр.- М.:
Глобус, 2006.
4. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника:
Методическое пособие/ Под общей ред. В. Н. Кирьянова. – М., Издательский Дом Третий
Рим, 2006. -80с.
5. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое
пособие/ Под общ. Ред. В.Н.Кирьянова.- М., Издательский Дом Третий Рим, 2007. -56с.
6. Моделирование дорожно-транспортных происшествий. Лукошявиченко О.В. – М.:
Транспорт, 1988г.
7. Макси няева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками.- М.: ТЦ Сфера,
2004.-128с. (Серия» Вместе с детьми».)
8. Я пешеход (альбом – раскраска). Компьютерная верстка, обработка – Р.Фаткуллин,
Р.Еникеева. Отпечатано в тип. ЗАО «Башстройинформ», 1998г.
9. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного
движения. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В.- СПб., 2001г.
10. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и
средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями
/авт.-сост. В.В.Шумилова, Е. Ф. Таркова. - Волгоград: Учитель, 2007.
11. Володарская В. Н., Мальцева Е. Л. Рабочие тетради по правилам дорожного движения.
Для 1, 2, 3, 4 классов.
1.
Поляков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 2-3, 2-4
класса. В 3-х частях. - М.: Дрофа; ДиК, 1996.

Список литературы для детей:
1.
Петров А.« Я бегу через дорогу»
2.
Нефѐдова К.«Транспорт, какой он?»
3.
Сапотницкая Н. «Правила маленького пешехода»
4.
Саулина Т. «Три сигнала светофора»
5.
Шалаева Г.« Мои друзья дорожные знаки»
6.
Михалков С. « Мы по улице идем»
7.
Зотов В. « Дорожные приключения»
8.
Дружинина М. «Наш друг светофор»
9.
Михалков С. « Бездельник светофор»
10.
Михалков С.«Моя улица»
11.
Старцева О. «Школа дорожных наук»
12.
Арбеков В. « Про умных зверюшек»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».