программа по журналистике

Оглавление
1. Информационная карта программы
2. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
2.1.

Пояснительная записка

2.2.

Цель, задачи, ожидаемые результаты

2.3.

Содержание программы

3.

Комплекс организационно педагогических условий

3.1.

Календарный учебный график

3.2.

Условия реализации программы

3.3.

Формы аттестации

3.4.

Оценочные материалы

3.5.

Методические материалы

3.6.

Список литературы

Информационная карта программы
1. Направленность - социально - педагогическая
2. Объединение – юный журналист
3. ФИО педагога – Дамбаева Бэлигма Аюшеевна
4. Вид программы – модифицированная
5. Тип программы – профессионально – ориентированная
6. Целевая установка – профессионально – прикладная
7. Уровень освоения – общекультурный
8. Образовательная область - филология, компьютерные технологии
9. Возрастной диапазон – 11-17 лет
10. Формы организации образовательного процесса – групповая, индивидуальная
11. Срок реализации – два года
12. По характеру – интегрированная

2. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
2.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:


Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».



Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г. (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).



Санитарные

правила

СП

2.4.3648-20

"Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи",
утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года № 28.


Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам»


Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».



Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МУ ДО
Кижингинский

Центр

детского

творчества

(приказ

муниципального

учреждения

дополнительного образования № 1/1- О/Д от 25.01.2019г.)


Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 15 ноября 1995 г. (с

изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ, Федеральным
законом от 2 ноября 2013 года N 285-ФЗ, Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 132-ФЗ);

Медиацентр «КижингаТВ» как пространство
сохранения родного языка и национальной культуры
Сегодня уже невозможно представить себе жизнь без медиа и социальных сетей. Они настолько
прочно основались в нашей повседневной жизни, что мы даже представить себе не можем своего
существования без них. Чтобы создать свое телевидение, необязательно работать на каком-то канале.
В Кижингинском Центре детского творчества реализуется проект

«Кижинга ТВ», который

направлен на сохранение и развитие родного бурятского языка. Программа информирует значимые
события и новости Кижингинского района на русском и бурятском языках. Она транслируется три
раза в месяц через интернет на ютуб канале.
КижингаТВ - уникальный творческий образовательный проект. Она дает возможность обучить
детей не только азам журналистики, но и обрести уверенность в себе, грамотно выражать свои
мысли. Занятия проходят в форме игры, тренинга, а также съемок роликов, репортажей с места
событий, составления интервью, выступлений и т.д.
Цель медиацентра - освещение событий, создание живой, активно работающей информационной
среды, демонстрация технических возможностей новых информационных технологий в образовании.
Привлечение детей к данному проекту способствует самореализации, развитию коммуникативности,
творческих способностей ребят.
В районе ежедневно проходят различные мероприятия, конкурсы, о которых будет интересно и
важно узнать многим. Фото, видеосъемка, статьи, репортажи и посты – это материал для
использования в проекте. Медиацентр КижингаТВ – это площадка для развития творчества ребят в
медийной области, профориентирование, опыт работы в коллективе, создания единого продукта.
Каждый участник проекта может реализоваться в силу своих возможностей: в роли режиссёра,
редактора, ведущего, оператора, диктора, художника.
Совместно с руководителем Медиацентра наши воспитанники создают контент для социальных
сетей: ВК, ютуб, вайбер. На страницах ВК и вайбер создано сообщество «КижингаТВ», куда можно
опубликовать наши работы. Также для реализации проекта в перспективе есть идея издания
собственной газеты «Интересная жизнь ЦДТ». За учебный год проходит масса мероприятий,
конкурсы, акции, праздники. Все это хочется запомнить и сохранить. С этой задачей прекрасно
справляется СМИ. В процессе работы по созданию газеты у детей развиваются коммуникативные
навыки, информационная культура, повышается интерес к окружающей жизни, родному языку.
Таким образом, для реализации проекта «КижингаТВ» необходимо разработать дополнительную
общеразвивающую программу «Юный журналист – Эдир сэтгʏʏлшэн».
Данная программа реализуется в целях формирования и развития творческих способностей детей,
удовлетворения

их

индивидуальных

потребностей

в

интеллектуальном,

нравственном

совершенствовании, организации их свободного времени. Программа обеспечивает адаптацию детей
к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, учитывает возрастные и индивидуальные

особенности детей. Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через
систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка, а также выявление, поддержку и
развитие филологически одаренных детей в системе медиаобразования. В рамках программы
обеспечено

сочетание

различных

видов

познавательной

деятельности,

направленных

на

формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с
информационно-коммуникационными

средствами,

что

открывает

новые

возможности

поддержки интереса школьника, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

для

Актуальность программы,
педагогическая целесообразность отбора содержания.
Актуальность разработки программы заключается в том, что с помощью журналистики можно
воспитать в молодых людях способность видеть и слышать мир, в котором мы живем, научить их не
быть отстраненными от проблем общества, активно выражать свою позицию, свои взгляды, и
неважно, какую профессию они выберут в будущем. Данная программа предполагает, что в
результате ее реализации воспитанники постигнут азы профессии журналиста и смогут ответить на
вопросы: «Могу ли я? Хочу ли
я быть журналистом»?
Также актуальность курса состоит в том, что он даёт возможность поддержки лидерских качеств
детей в различных областях информационных и медиа-технологий, интеллектуальной и творческой
деятельности, использовать навыки, полученные во время построения учебного процесса, включая
детей в систему средств массовой коммуникации общества; помогает воспитаннику сделать
профессиональный выбор.
Новизна, отличительные особенности данной программы от уже существующих
образовательных программ
Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, программа предусматривает
работу

с

информационными

и

медиа-технологиями.

Коррекционная

фронтальная

работа,

направленная на активизацию познавательной деятельности, на обучение проведения текстуального
анализа, обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи и развитие
связной речи, укрепление знаний позволяют формировать филологическую грамотность и
подготовить к проявлению жизненных ориентиров. Создание творческого объединения юных
журналистов – форма работы с филологически одаренными детьми, которая позволяет максимально
раскрыть

и

реализовать

их

творческий

потенциал.

Данная

программа

нацелена

на

совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Текстоориентированное преподавание
готовит к государственной (итоговой) аттестации в новой форме, где основополагающие знания
русского и бурятского языков необходимо показать, работая с текстами различных стилей и типов
речи. Отличительной особенностью содержания программы является то, что она постоянно
соприкасается со сферой становления личности учащихся (выбор цели, достижение успеха,
стремление найти понимание со взрослыми, улучшение взаимоотношений с родителями,
самореализация). Учащиеся, работая над созданием текста об интересных, увлеченных людях, жизни,
отказываются от вредных привычек, совершенствуют культуру поведения и общения. Благодаря
занятиям в

кружке учащиеся учатся решать вопросы с учётом интересов окружающих,

контактируют с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных

позиций,

приобретают

навыки

самоконтроля,

становятся

более

эрудированными

и

коммуникабельными людьми.
Межпредметные связи
Программа имеет связь с базовыми предметами (русский язык, литература, бурятский язык и
литература, история, обществознание, информатика, география), в ней четко прослеживаются
межпредметные связи.
Вид программы
Рабочая программа является модифицированной. Она создана на основе программы «Основы
журналистики», которую разработала В.А. Замбржицкая, руководитель студии «Юный журналист»
Московского городского дворца детского творчества, опубликованная в журнале «Русский язык»
(приложение к «1сентября») №2, 2007. Программа В.А. Замбржицкой, рассчитанная на 3 года
обучения, мною переработана на 2 года обучения и адаптирована к региональным, социальным
условиям, возрастным и психологическим особенностям воспитанников.
Направленность программы
Настоящая программа имеет социально-гуманитарную направленность и рассчитана на 2 года
обучения. Она предполагает овладение навыками оформления газет, написание отзывов, статей,
формирование интереса к журналистике, выявление индивидуальных особенностей воспитанников,
развитие творческих способностей, такие как ораторское искусство. Дети постигают культуру
человеческих отношений, быт, традиции, учатся оценивать характер и поступки интервьюируемых
людей. Занятия по программе «Юный журналист» развивают фантазию, память, психологические
навыки, коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают грамотность.
Адресат программы
Программа ориентирована на дополнительное образование учащихся 5-11 классов (11-17 лет).
Отличительная особенность программы заключается в том, что она универсально подходит для
работы как с одаренными детьми, ребятами, имеющими средний уровень способностей, а также с
ребятами с ОВЗ. Программа позволяет развивать способности у всех детей, к каждому предусмотрен
индивидуальный подход, учитывающий его способности. Поэтому по программе могут заниматься
все дети указанного возраста. Запись в кружок проводится по желанию ребенка.
Срок и объем освоения программы:
2 года:
1 год обучения – 144 часа;
2 год обучения- 216 часов.
Форма обучения: очная
Оптимальная наполняемость учебной группы – 15 человек.

Количество учебных групп – 3.
Особенности организации образовательной деятельности
Группа может формироваться из разновозрастных детей. Так как дети имеют различные базовые
знания, большое внимание в программе уделяется индивидуальной работе.
Режим занятий, периодичность и продолжительность
Занятия проходят 2 раза в неделю по 3 урока. Занятия проводятся в специализированном кабинете.
Режим учебных занятий: 45 минут, каждое занятие с перерывами 10 минут. Также предусмотрены
индивидуальные занятия один раз в неделю, их длительность составляет 45 минут.

2.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель программы:
1. Создание в образовательном пространстве Кижингинского ЦДТ предпрофильной и
профильной подготовки воспитанников, привитие интереса к профессии журналистика.
2. Создание условий для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и
практических умений в области журналистики.
3. Создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.
Задачи
Образовательные (обучающие)
1. Изучение основ журналистского творчества;
2. Получение знаний и умений по созданию печатного издания;
3. Освоение воспитанниками знаний, умений и навыков ИКТ;
Развивающие
1. Развитие умений решать проблемы совместными усилиями, выступая в разных социальных
ролях;
2. Развивать творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность;
3. Развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, как на
русском, так и на бурятском языках;
4. Развитие навыков установления межпредметных связей.
Воспитательные
У детей воспитываются навыки:
- здорового образа жизни (правильная осанка);
- целеустремленности, работоспособности, воли к победе;
- адекватной самооценки;
- индивидуальной и коллективной ответственности и дисциплины;
- культуры поведения в различных социальных ситуациях;
- культуры внешнего вида;
- эстетики при выполнении заданий;
- интерес к творческой и исследовательской деятельности в медиа индустрии

Содержание программы 1-го года обучения
«Юный журналист – Эдир сэтгʏʏлшэн»
Учебный план
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1.

Медиацентр. Знакомство.

4

1

3

1.1

Игровые методики на знакомство,
сплочение коллектива, снятие
внутреннего напряжения.

2

0

2

1.2

Что такое Медиа-центр, распределение
обязанностей. Определение целей, задач
Медиа-центра на учебный год. Правила
безопасности на занятиях и при
использовании специальных технических
средств.

2

1

1

2.

Журналистика, как система СМИ.

16

6

10

2.1

Понятие средства массовой информации.
Виды СМИ: пресса, радио, телевидение,
информагентство.

2

1

1

2.2.

Роды, виды и стили публицистики.
«Жѐлтая пресса» и проблемы, связанные с
этим явление.

2

1

1

2.3.

История журналистики. Роль СМИ в
жизни человека.

2

1

1

2.4.

Понятие Интернет журналистика.

2

0

2

2.5.

Принципы работы журналиста в
Интернете.

2

1

1

2.6.

Изучение и анализ интернет-изданий

2

1

1

2.7.

Результативность работы интернет-СМИ

2

1

1

2.8.

Поиск и написание материала для
образовательного интернет-издания

2

0

2

Медиа-программы

10

3

7

3.1.

Жанры телевизионной журналистики

2

1

1

3.2.

Развлекательные программы

2

0

2

3.3.

Общественные функции телепрограмм

2

1

1

3.4.

Ньюс-мейкерство основных вопросов
для новостей.

2

0

2

3.5.

Место ТВ в системе СМИ.

2

1

1

Работа с текстом

22

7

15

Особенности современной публицистики.
Понятия «жанр», «текст»

2

1

1

3.

4.
4.1.

Формы
аттестации/
контроля

Практическ
ая работа

4.2.

Краткость. Простота языка. Заголовки

2

0

2

4.3.

Определение жанра. Содержание текста.

2

1

1

4.4.

Документальная основа: точность,
конкретность

2

1

1

4.5.

Художественные средства
Выразительности речи, используемые в
СМИ

2

1

1

4.6.

Жанровая классификация
публицистических текстов

2

0

2

4.7.

Статья. Виды статей, трансформация
жанра

2

1

1

4.8.

Обозрение

2

0

2

4.9.

Классификация речевых,
грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок.

2

1

1

4.10

Отказ от средств выразительности

2

0

2

4.11. Ответственность автора за информацию и
Факты.

2

1

1

Работа над речью.

16

5

11

5.1.

Журналист как носитель грамотной речи

2

1

1

5.2.

Характеристики речи: темп, ритм, высота
голоса, тембр.

2

1

1

5.3.

Техника дыхания

2

0

2

5.4.

Ораторское мастерство

2

0

2

5.5.

Краткость, точность изложения, логика
речи

2

1

1

5.6.

Проблемы речевой культуры
современного журналиста

2

1

1

5.7.

Речевая стилистика тележурналиста

2

1

1

5.8.

Чтение новостных репортажей, с
соблюдением правил и норм речи

2

0

2

Интервью

10

4

6

6.1.

Понятие интервью. Виды интервью.

2

1

1

6.2.

Сходство и различие. Структура и
методика работы с собеседником

2

1

1

6.3.

Как правильно брать интервью,
взаимодействие с собеседником

2

1

1

5.

6.

6.4.

Понятие репортаж. Структура репортажа

2

1

1

6.5.

Методы выявления читательских
запросов и предпочтений. Анкета.

2

0

2

Фото и видеорепортаж

28

11

17

7.1.

История возникновения фотографии и
фотожурналистики

2

2

0

7.2.

Фотоинвентарь и его использование.

2

1

1

7.3.

Виды объективов и их назначение

2

1

1

7.4.

Современная фотографическая техника

2

0

2

7.5.

Основные правила фото

2

1

1

7.6.

Роль света на фото и видео

2

0

2

7.7.

Портрет/ Кадрирование

2

1

1

7.8.

Композиция, правило «золотого сечения»

2

1

1

7.9.

Оборудование для видео съемки

2

0

2

7.10

Крупность планов

2

1

1

7.11

Основные инструменты видеомонтажа

2

1

1

7.12

Репортажная съемка

2

1

1

7.13

Снимаем видео и фото – репортаж

2

0

2

Творческая
работа

7.14

Значение фото и видео репортажей для
СМИ.

2

1

1

Тест

Реклама в СМИ

18

6

12

8.1.

Понятие рекламы. Ее виды

2

1

1

8.2.

Рекламный текст в печати

2

1

1

8.3.

Профессия – рекламист. Качества,
необходимые для рекламиста.

2

1

1

8.4.

Язык рекламных текстов. Закон РФ «О
рекламе».

2

1

1

8.5.

Создание рекламных текстов и
иллюстраций

2

0

2

8.6.

Современный рынок рекламы, его
функции

2

0

2

8.7.

Реклама по телевидению

2

1

1

8.8.

Реклама по радио

2

1

1

7.

8.

8.9.

Реклама в сети Интернет

2

0

2

9.

Организация мероприятий медиа
направленности

10

3

7

9.1.

Определение целей, задач и формата
мероприятия

2

1

1

9.2.

Логистика, контент и продвижение
мероприятия

2

1

1

9.3.

Детали как основа мероприятия

2

1

1

9.4.

Правильное распределение обязанностей в
команде

2

0

2

9.5.

Создание мероприятия. Обратная связь

2

0

2

10.

Информационные и мультимедийные
технологии

8

3

5

10.1

Мультимедиа и гипермедиа.
Классификация технологий по типам.

2

1

1

10.2

Современные технические и
программные средства и их
использование.

2

1

1

10.3

Мультимедиа технологии в образовании

2

1

1

10.4

Создание медиа-проекта с
использованием мультимедийных
технологий

2

0

2

11.

Заключительное занятие

2

0

2

11.1

Презентация творческого проекта
медианаправленности на свободную
тему

2

0

2

144

49

95

Итого

Творческая
работа

Творческая
работа

Содержание программы 2-го года обучения
«Юный журналист – Эдир сэтгʏʏлшэн»
Учебный план
№
1.

Вводное занятие

2

1

1

Раздел 1 Репортаж

80

20

60

2.

Репортаж. Критерии и границы жанра

5

2

3

3.

Деловая игра «Пресс-конференция» «История
журналистики»

4

4.

Картинки репортера

5

2

3

5.

Репортаж. Общие закономерности жанра

5

2

3

6.

Практическая работа «Рейтинг СМИ»

2

7.

Телерепортаж и законы жанра

5

2

3

8.

Специфика телерепортажа

5

2

3

9.

Практическая работа «Делаем жесткую и мягкую
новость» (2 ч)

2

10.

Снимаем видеосюжет. Журналист на задании

5

11.

Практическая работа «Специальный репортаж»

4

12.

Репортаж, лид, заголовок, концовка

5

13.

Командная игра «Верю-не верю. Проверка
информации в сети Интернет»

4

14.

Особенности композиции репортажа

5

2

3

15.

Включение наблюдения. Эксперимент. Метод
маски

5

2

3

16.

Беседа-обсуждение «Информационные войны,
как способ манипуляции массовым сознанием»

4

17.

Репортаж в «горячих точках», профессионализм и
нравственный выбор

5

18.

Дебаты «Журналист: профессия или призвание»

4

4

19.

Практическая работа «Редактура журналистского
текста»

4

4

20.

Защита творческих проектов

2

2

4

2

2
2

3
4

2

3
4

4

2

3

Количество часов
все теор практ
го
ия
ика

Ф
о
р
м
ы
а
т
т
е
с
т
а
ц
и
и

Раздел 2. Интервью

62

11

51

21.

Формы организации интервью

5

2

3

22.

Практическая работа «Журналист и закон»

4

23.

Этапы подготовки интервью

5

24.

Радио-инсценировка «Вторжение с Марса»

4

25.

Вопрос ради ответа. Открытые и закрытые
вопросы

5

2

3

26.

Беседа-обсуждение «Моя публицистическая
работа. Цель и жанр»

4

-

4

27.

Логика интервью в вопросах и ответах

5

2

3

28

Выступление с докладами «Реалити-шоу, как жанр
современной журналистики»

4

4

29.

Деловая игра «Я – телерепортер»

2

2

30.

Десять способов испортить интервью

5

31.

Деловая игра «Интервью»

4

4

32.

Интервью: вербальная и невербальная
коммуникация

4

4

33.

Подготовка к журналистским и литературным
конкурсам

6

6

34.

Подготовка к презентации творческих проектов

3

35.

Итоговое занятие. Рефлексия

2

36

Раздел 3 Видео-монтаж

72

20

52

37

Монтажный план сюжета

12

2

10

38

Программа видеомонтажа

10

2

8

39

Звуковой ряд телесюжета

8

1

7

40

Построение видеоряда

12

2

10

41

Создание файла телесюжета

19

3

16

42

Специальные инструменты видеомонтажа

10

2

8

43

Заключительное занятие

1

44

Название раздела, темы

Итого

216

4
2

3
4

2

1

3

2
2

1
51

165

Содержание учебного плана
1. Медиа-центр. Вводное занятие. Игровые методики на знакомство, сплочение
коллектива, снятие внутреннего напряжения. Что такое Медиацентр, распределение
обязанностей. Определение целей, задач Медиа-центра на учебный год. Правила
безопасности на занятиях и при использовании специальных технических средств.
2. Журналистика, как система СМИ.
Что такое средства массовой информации. Виды СМИ: пресса, радио,
телевидение, информагентство. Роды, виды и стили публицистики. «Жѐлтая пресса» и
проблемы, связанные с этим явлением. Типология печатных СМИ. На примере
районных газет «Долина Кижинги», «Хэжэнгэ».
Интернет-журналистика. Интернет журналистика как особый вид журналистики.
История журналистики, Технологии поиска в интернете. Роль СМИ в жизни человека.
Принципы работы журналиста в интернете.
Практические занятия: поиск и анализ интернет-изданий Улан-Удэ. Написание
сочинения «Один день без СМИ».
3. Медиа-программы.
Жанры телевизионной журналистики, новостные сюжеты и аналитические
программы.
Развлекательные программы. Принцип построения ток-шоу.
Жанры журналистики: репортаж, интервью основных вопросов для новостей.
Конвейер новостей.
Практические занятия: поиск программ и их анализ.
4. Работа с текстом.
Особенности современной публицистики. Понятия «жанр», «текст».
Определение жанра. Содержание текста. Жанровая классификация публицистических
текстов. Информационные жанры (хроника, информация, короткая и расширенная
заметки, зарисовка, интервью (монолог, диалог, анкета), отчѐт (общий, тематический,
с комментариями), путевые заметки, обозрение, репортаж (событийный, тематический,
постановочный).
Событие – основа информационных жанров. Новость. Повод. Достоверность.
Оперативность. Ответственность автора за информацию и факты.
Практические занятия. Поиск в прессе примеров различных жанровых текстов.
Самостоятельное создание одного текста в каждом жанре. Правка и коррекция
материалов, предназначенных для публикации. Творческая лаборатория «По заданию
редакции». Подготовка учащимися сообщений на заданные темы.
5. Работа над речью.
Журналист как носитель грамотной речи, языковые нормы, техника дыхания,
ораторское мастерство, краткость, точность изложения, логика речи, лаконичное
изложение своей мысли, краткие сведения о механизме голосообразования, проблемы
речевой культуры современного журналиста, речевая стилистика тележурналиста

Практические занятия:
Прочитать неизвестный текст, новостной репортаж, соблюдая правила и нормы
речи.

6. Интервью.
Виды интервью: событийное (по поводу), тематическое, юбилейное,
представление, блиц-интервью, пресс-опрос, дискуссионное. Сходство и различие.
Структура и методика работы: ознакомление собеседника заранее с темой беседы и
конкретными вопросами. Импровизация на тему. Репортаж и его структура.
Масштабы события. Соединение в этом жанре информации, заметки,
корреспонденции, интервью.
Практическое занятие: найти самое интересное интервью известного человека,
составить анализ интервью, его плюсы и минусы. Мастер-класс «Берем интервью».
Как правильно брать интервью, взаимодействие с собеседником, подготовка к
интервью. Практика интервьюирования. Мастер-класс от корреспондентов редакции
«Долина Кижинги». Экскурсия в редакцию.
7. Фото и видеорепортаж
Фотожурналистика. Фото-инвентарь и техника, необходимые для видеосъемки,
их использование. История возникновения фотографии и фотожурналистики.
Современная фотографическая техника. Люди-легенды в фотожурналистике. Значение
фоторепортажей для печатных СМИ. Роль света в снимке. Портрет. Кадрирование.
Сканирование и компьютерная обработка. Авторские и смежные права.
Основы репортажной съемки
Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж», «композиция»
Практическое занятие: Фоторепортаж и видеорепортаж на заданную тему.
Фотографирование живых объектов. Просмотр и обсуждение работ. Оформление
фотовыставок, фоторепортажей.
Репортаж с места событий.
8. Реклама в СМИ
Виды рекламы: коммерческая, политическая, социальная, имиджевая,
самореклама. Рекламный текст в печати: плюсы и минусы. Качества, необходимые для
рекламиста. Нейтрализация крипторекламы. Язык рекламных текстов. Закон РФ «О
рекламе». История возникновения и развития рекламы; Виды и задачи рекламы;
Современный рынок рекламы, его функции. Электронные средства массовой
информации. Реклама по телевидению. Реклама по радио. Элементы радиорекламы
Реклама в сети Интернет. Печатные средства массовой информации. Почтовая
реклама и наружные средства распространения рекламы.
Практическое занятие: разработка рекламы для издания, создание рекламных
текстов и иллюстраций
9. Организация мероприятий медиа направленности
Определение цели и формата мероприятия, логистика, контент и продвижение
мероприятия, подготовка списка важных задач, что необходимо в первую очередь,

дедлайн для организаторов, в чем важность? Непредвиденные ситуации, детали как
основа мероприятия, что такое wow-эффект, распределение зоны ответственности,
обратная связь.
Практическое задание: организация мероприятия.
10. Информационные и мультимедийные технологии
Мультимедиа и гипермедиа. Классификация технологий по типам. Форматы.
Формула определения возраста аудитории. Использование современных технических
и программных средств. Текст, звук, графика, фото, видео в одном цифровом
представлении. Интернет-технологии. Мультимедиа технологии в образовании.
Практическое
занятия:
создание
медиа-проекта
с
использованием
мультимедийных технологий
11. Заключительное занятие.
Подведение итогов работы за год. Ознакомление с планом работы на летний
период.
Планируемые результаты освоения программы:
Воспитанники 1-го года обучения должны знать:
понятия «журналистика», «журналистская деятельность», «редакция печатного
издания», «редактирование»;
информационные и аналитические жанры журналистики;
организационную структуру работы в редакции печатного издания и на радио;
формы вовлечения общественности в журналистский процесс;
историю развития журналистики;
особенности работы рекламиста и фотожурналиста;
особенности современной рекламы и РR;
приёмы работы с видео и фотокамерой;
основы видеомонтажа и фотографии.
уметь:
ориентироваться в потоке социальной информации, выделять важное;
самостоятельно находить тему для своего будущего материала;
собирать и обрабатывать полученную информацию;
грамотно вести диалог, находить аргументы в спорных ситуациях;
создавать текстовые материалы по информационным жанрам;
создавать журналистские материалы разных жанров;
общаться с отдельным человеком и аудиторией;
создавать рекламные тексты и иллюстрации, фоторепортаж;
выстраивать сюжет в соответствии со сценарием;
снимать и монтировать видеоматериал;
В результате освоения программы развиваются следующие качества личности:
 самостоятельность мышления, умение отстаивать свое мнение;
 владение культурой делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми;
 самокритичность в оценке своих творческих способностей;

 сформированность интереса к творческой и исследовательской деятельности;
 совершенствование коммуникативных навыков.

3. Комплекс организационно - педагогических условий
Календарно - тематическое планирование индивидуальных занятий первого года
обучения
№
1.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Дата

Тема
Изучение и анализ интернетизданий
Поиск и написание материала для
образовательного
интернетиздания
Поиск и написание материала для
образовательного
интернетиздания
Написание текста для ТВ шоу
Съемка ТВ шоу
Монтаж ТВ шоу
Статья. Виды статей.
Разбор
заметок,
статей
в
журналах,
газетах,
интернет
изданиях
Классификация речевых,
грамматических, орфографических
и пунктуационных ошибок
Отказ от средств выразительности
Характеристики речи: темп, ритм,
высота голоса, тембр.
Техника дыхания
Ораторское мастерство
Краткость, точность изложения,
логика
речи
Чтение новостных репортажей, с
соблюдением правил и норм речи
Разработка новостного репортажа
Запись новостного репортажа
Разбор видов интервью.
Сходство и различие. Структура и
методика работы с собеседником.
Как правильно брать интервью,
взаимодействие с собеседником
Понятие репортаж. Структура
репортажа
Фотоинвентарь и его
использование
Виды объективов и их назначение
Современная
фотографическая
техника
Основные правила фото
Роль света на фото и видео
Портрет/ Кадрирование
Композиция, правило «золотого
сечения»

Всего
1

Кол-во часов
теория
0

практика
1

1

0

1

1

0

1

1
1
1
1
1

0
0
0
0
0

1
1
1
1
1

1

0

1

1
1

0
0

1
1

1
1
1

0
0
0

1
1
1

1

0

1

1
1
1
1

0
0
0
0

1
1
1
1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1
1

0
0

1
1

1
1
1
1

0
0
0
0

1
1
1
1

Оборудование для видео съемки
Крупность планов
Основные
инструменты
видеомонтажа
Репортажная съемка
Снимаем видео и фото - репортаж
Значение
фото
и
видео
репортажей для СМИ.
Создание рекламных текстов,
иллюстраций, видео
Создание мероприятия
Создание медиа-проекта с
использованием мультимедийных
технологий

1
1
1

0
0
0

1
1
1

1
1
1

0
0
0

1
1
1

1

0

1

1
1

0
0

1
1

36

0

36

3.1 Календарный учебный график
Раздел/месяц

Раздел 1.
Медиацентр.
3.2. Знакомство
Раздел 2.
Журналистика, как
система СМИ.
Раздел 3.
медиапрограммы
Раздел 4. Работа с
текстом
Раздел 5. Работа над
речью
Раздел 6. интервью
Раздел 7. Фото и
видеорепортаж
Раздел 8. Реклама в
СМИ
Раздел 9.
Организация
мероприятий медиа
направленности
Раздел 10.
информационные и
мультимедийные
технологии
Раздел 11.
Заключительное
занятие
Промежуточная
аттестация
Итого
№

Дата

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

16

12

апрель

май

4
8

8
8

2
16

6
12

4
10

6

12
6

4

8

2

12

16

Тема

Раздел 1. Медиацентр. Знакомство
1.1
Игровые методики на
знакомство,
сплочение коллектива, снятие
внутреннего напряжения.
1.2
Что
такое
Медиацентр,
распределение обязанностей.
Определение целей, задач
Медиацентра на учебный год.
Правила
безопасности
на
занятиях и при использовании
специальных технических
средств.
Раздел 2. Журналистика как система
СМИ

18

18

14

Объем
часов

Форма
занятий

4 часа
2

практика

2

16

Теория,
практика

16

18

18

Форма
промежуточно
й аттестации

14

2.1

Понятие средства массовой
информации.
Виды СМИ: пресса, радио,
телевидение,информагентство.
2.2
Роды, виды и стили
публицистики.
«Жѐлтая пресса» и проблемы,
связанные с этим явлением
2.3
История журналистики. Роль
СМИ в жизни человека.
2.4
Понятие Интернет
журналистика
2.5
Принципы работы журналиста
в интернете
2.6
Изучение и анализ интернетизданий
2.7
Результативность работы
интернет- СМИ
2.8
Поиск и написание материала
для образовательного
интернет-издания
Раздел 3. Медиа-программы
3.1
Жанры в телевизионной
журналистики
3.2
Развлекательные программы
3.3
Общественные функции
телепрограмм
3.4
Ньюс-мейкерство. 6
основных вопросов для
новостей.
3.5
Место ТВ в системе СМИ.
Раздел 4. Работа с текстом
4.1
Особенности современной
публицистики.
Понятия «жанр», «текст»
4.2
Краткость. Простота языка.
Заголовки.
4.3
Определение жанра.
Содержание текста.
4.4
Документальная основа:
точность, конкретность
4.5
Художественные средства
Выразительности,
используемые в СМИ
4.6
Жанровая классификация
публицистических текстов
4.7
Статья. Виды статей,
трансформация жанра
4.8
Обозрение
4.9
Классификация речевых,
грамматических,
орфографических и
пунктуационных ошибок.

2

Теория,
практика

2

Теория,
практика

2

Теория,
практика
Практика

2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
22
2

Теория
Практика
Теория
Практика
Теория
Практика
Практика

Теория
Практика
Практика
Теория
Практика
Практика
Теория
Практика
Теория
Практика

2

Практика

2

Теория
Практика
Теория
Практика
Теория
Практика

2
2
2

Практика

2

Теория
Практика
Практика
Теория
Практика

2
2

Практическая
работа

4.10

Отказ от средств
выразительности
4.11
Ответственность автора за
информацию и
факты.
Раздел 5. Работа над речью
5.1
Журналист как носитель
грамотной речи
5.2
Характеристики речи: темп,
ритм, высота голоса, тембр.
5.3
Техника дыхания
5.4
Ораторское мастерство
5.5
Краткость, точность
изложения, логика речи
5.6
Проблемы речевой культуры
современного журналиста
5.7
Речевая стилистика
тележурналиста
5.8
Чтение новостных
репортажей, с соблюдением
правил и норм речи

2

Практика

2

Теория
Практика

16
2
2
2
2
2
2
2
2

Раздел 6. интервью
6.1
Понятие интервью. Виды
интервью.
6.2
Сходство и различие.
Структура и методика работы
с собеседником
6.3
Как правильно брать
интервью, взаимодействие с
собеседником
6.4
Понятие репортаж. Структура
репортажа.
6.5
Методы выявления
читательских запросов и
предпочтений. Анкета.
Раздел 7. Фото и видеорепортаж
7.1
История возникновения
фотографии и
фотожурналистики
7.2
Фотоинвентарь и его
использование.
7.3
Виды объективов и их
назначение
7.4
Современная
фотографическая техника
7.5
Основные правила фото

10
2

7.6
7.7

Роль света на фото и видео
Портрет/ Кадрирование

2
2

7.8

Композиция, правило
«золотого сечения»
Оборудование для видео

2

7.9

2

Теория
Практика
Теория
Практика
Практика
Практика
Теория
Практика
Практика
Теория
Практика
Практика

Теория
Практика
Теория
Практика

2

Теория
Практика

2

Теория
Практика
Теория
Практика

2
28
2
2
2
2
2

2

Теория
Практика
Теория
Практика
Теория
Практика
Практика
Теория
практика
Практика
Теория
практика
Теория
практика
Практика

Практическая
работа

7.10
7.11
7.12

съемки
Крупность планов
Основные инструменты
видеомонтажа
Репортажная съемка

7.13

2
2
2

Снимаем видео и
фоторепортаж
7.14
Значение фото и видео
репортажей для СМИ
Раздел 8 Реклама в СМИ
8.1
Понятие рекламы. Ее виды

18
2

8.2

Рекламный текст в печати

2

8.3

2

8.7

Профессия – рекламист.
Качества,
необходимые для рекламиста.
Язык рекламных текстов.
Закон РФ «О рекламе».
Создание рекламных текстов
и иллюстраций
Современный рынок
рекламы, его функции
Реклама по телевидению

8.8

Реклама по радио

2

8.4
8.5
8.6

2
2

2

Теория
практика
Теория
практика
Теория
практика
Практика
Теория
практика
Теория
практика
Теория
практика
Теория
практика

2

Теория
практика
Практика

2

Практика

2

Теория
практика
Теория
практика
Практика

8.9
Реклама в сети Интернет
Раздел 9. Организация мероприятий
медиа направленности
9.1
Определение целей, задач и
формата мероприятия

2
10
2

Теория
практика

9.2

2

2

Теория
практика
Теория
практика
Практика

2

Практика

логистика, контент и
продвижение мероприятия
9.3
детали как основа
мероприятия
9.4
Правильное распределение
обязанностей в команде
9.5
Создание мероприятия.
Обратная связь
Раздел 10. Информационные и
мультимедийные технологии
10.1
Мультимедиа и гипермедиа.
Классификация технологий
по типам.
10.2
Современные технические и
программные средства и их
использование.
10.3
Мультимедиа технологии в
образовании
10.4
Создание медиа-проекта с

2

8
2

Теория
практика

2

Теория
практика

2

Теория
практика
Практика

2

Творческая
работа
Тест

Творческая
работа

Творческая

Использованием
мультимедийных
технологий
Раздел 11. Заключительное занятие
Презентация творческого
11.1
проекта медиа
направленности на
свободную тему
Итого

работа
2
2

144

Практика

95

49

3.3 Формы аттестации




Творческая работа: издание газет, участие в фестивалях
Тест, анкетирование,
Практическая работа
3.4.

Оценочные материалы

По программе «Юный журналист» предусмотрена текущая аттестация, которая
проводится 4 раза в год: октябрь, декабрь, февраль, май.
Методические материалы
В основе образовательного процесса по реализации данной программы,
являющейся комплексной, лежит технология разноуровнего обучения. При
организации и осуществлении этого процесса приоритетными являются учебные
преобразовательные задачи поискового характера. Процесс достижения целей и
поставленных задач осуществляется в сотрудничестве детей и педагога, при этом
применяются различные методы осуществления целостного педагогического процесса.
При осуществлении педагогического процесса его методы выступают в единстве.
Методы и приемы: словесные (лекции, семинары, беседы), наглядные, анализ,
обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий,
практические (создание, издание и распространение школьной газеты или журнала),
проблемный, диалоговый, игровой, лабораторные работы, экскурсии.

Методы организации учебно-познавательной деятельности
и опыта творчества

Критерии выбора
1. цели и задачи,
решаемые на
занятии и
конкретном его
этапе наиболее
успешно
2. Характер
содержания
изучаемого
опыта вообще и
данного
учебного
материала в
частности
3. учебные
возможности
учащихся:
а) возрастные

б) уровни
подготовленности
(образовательные
и
воспитательные)

Методы

Объяснительно- Репродуктивный
иллюстративн.
Для
формирования
знаний и образа
действия

Для
формирования
умений и
навыков
(способы
деятельности)
Когда содержание сложное и
учащиеся не смогут
самостоятельно осуществить
поиск и приобретение новых
знаний или простое носит
информативный, описательный
характер
Для всех возрастов, но младшим
и средним школьникам делают
упор на объяснение в сочетании с
демонстрацией натуральных
объектов или моделей, красочных
рисунков, фильмов и их
фрагментов. Старшеклассники
хорошо воспринимают устное
слово и различные знаковые
образы (схемы, таблицы и т.п.)
Для любого уровня

Проблемного
Исследовательский
изложения и
эвристический
Для развития самостоятельности
мышления, творческого подхода к
выполняемой работе,
исследовательских умений.
Когда содержание материала не
является принципиально новым,
но логически продолжающим
ранее изученное, доступно для
самостоятельного поиска
учащихся
Для
возрастов

всех Средние и
старшие
школьники

Когда учащиеся подготовлены к
проблемному изучению, умеют
применять знания и умения в
знакомой ситуации.

Материально-техническое оснащение
Помещение, в котором занимаются дети, оборудован столами и стульями в
соответствии с государственными стандартами. При организации занятий
соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения
образовательного процесса воспитанников.
Кабинет оборудован теле, видео, аудио аппаратурой: - видеокамера; - микрофон; световое оборудование; - проектор, - компьютеры.

Список использованной литературы и материалов
1. Аграновский, А. Призвание. [Текст] / А. Аграновский. – М.: Пресс-центр, - 2010. –
136 с.
2. Ворошилов, В. В. Журналистика [Текст] / В. В. Ворошилов. — СПб. - 2009. – 226 с.
3. Ворошилов, В. В. История журналистики России [Текст]: конспекты лекций /В. В.
Ворошилов. — СПб. - 2009. – 620 с.
4. Барщевская, И.И., Кучумова, И. В., Живая О.А. [Текст] / «Дополнительные
образовательные программы» (приложение к журналу Внешкольник») – Москва: ООО
«Новое образование», - 2014. - 88с.
5. Беневольская, Т.А. О языке и стиле очерка. [Текст] / Т. А. Беневольская. – Москва:
Наука, - 2009.
6. Варустин, Л. Тайна газетной строки. [Текст] / Л. Варустин. – Москва: Юность, 2010.
7. Гоне, Ж. Пресса в школе: формирование активной гражданской позиции [Текст]/Ж.
Гоне: сб.: Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика. – Москва:
ЮНПРЕСС, - 2009. – 212 с.
8. Горохов, В.М. Проблемы журналистского мастерства. [Текст] / В.М. Горохов. Москва: Вентана-граф, - 2012.
9. Елена Вовк. ―Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка
в―БШ‖ №13, 15, 16. – 2004.
10. Десяева, Н. Д и др. Культура речи педагога [Текст]: учебное пособие для студентов
высших педагогических учебных заведений / Н. Ц. Десяева, Т. А. Васильева, Л. А.
Делаем новости! Теория журналистики[Текст]: учебное пособие/ Л. А. Васильева –
Москва: Аспект Пресс, - 2010. - 190 с.
11. Журбина, Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров[Текст]
/ – Москва: Айс, - 2008.
12. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» 1991 (с
последующими редакциями) [Текст].
13. Закон Российской Федерации «О рекламе» 1991 (с последующими редакциями)
[Текст].
14. Кеворков, В.В. Рекламный текст. [Текст] / В.В. Кеворков.– СПб.: Нева, 2009.
15. Кемарская, И. Н. Телевизионный редактор. [Текст] / И. Н. Кемарская, - Москва:
Аспект Пресс, - 2010. - 112 с.
16. Ким, М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс. [Текст]: учебное пособие для
студентов. / М.Н. Ким / - СПб.: Издательство Михайлова В.А., - 2005. – 340 с.
17. Ким, М. Н. Технология создания журналистского произведения. [Текст] / - СПб.:
Издательство Михайлова В.А., - 2001. -128 с.
18. Кин, Д. Средства массовой информации и демократия. [Текст] /Д. Кин. - СПб.:
Открытая книга, - 2010.
19. Крутова, О.Н. Человек и мораль. [Текст] / О.Н. Крутова – Москва: Умная книга, 2009.
20. Кузнецов, Г.В. Так работают журналисты ТВ. [Текст] / Г.В. Кузнецов. – Москва:
МГУ, - 2010.
21. Мирошниченко, М. Азбука журналистики. [Текст] /М. Мирошниченко. – Мосвка:
Журфак, - 2009.

22. Маленкова, Л.И. Человековедение. [Текст] / Л.И. Маленкова - Москва: Статус, 2009.
23. Правовое поле журналиста. [Текст] / - Москва: Столица, - 2011.
24. Работа современного репортѐра, Под ред. проф. Я. Н. Засурского. [Текст] - Москва:
МГУ им. М.В. Ломоносова, - 2010.
25. Рухленко, Н.П. Организация работы кружка юных корреспондентов
//Практика административной работы в школе. [Текст] / №6. - 2010
25. Система средств массовой информации России/под редакцией профессора Я. Н.
Засурского[Текст] - Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, - 2008.
26. Спирина, Н.А. Журналистика в школе. 8-11 классы: программы, материалы к
занятиям [Текст] /автор-составитель Н.А. Спирина. Волгоград: Учитель, - 2010.

Оценочные материалы
Тест по журналистике (итоговый)
Слово «журналистика» заимствовано из
а. английского языка
б. немецкого языка
в. французского языка
г. итальянского языка
Ответ: в
2. Термин «информация» восходит к
а. французскому языку
б. латинскому языку
в. английскому языку
г. испанскому языку
Ответ: б
3. Основной «инструмент» журналиста – это …
а. текст
б. изображение
в.звук
г. слово
Ответ: г
4. В журналистике «стиль» — это …
а. стиль журналиста
б. языковые особенности произведения
в. инструмент пражурналистской деятельности
г. раздел риторики
Ответ: г
5. Слово «газета» — это заимствовавниеиз
а. итальянского языка
б. английского языка
в. французского языка
г. немецкого языка
Ответ: а
6. Русские «Столбцы» были
а. журналом
б. поэтическим сборником
в. рукописной газетой
г. рукописным альманахом
Ответ: в
7. Первая печатная газета в России называлась
а. «Искра»
б. «Ведомости»
в. «Друг народа»
г. «Вести»
Ответ: б
8. Слово «радио»
а. латинского происхождения
б. французского происхождения
в. английского происхождения
г. испанского происхождения
Ответ: а
9. Радиоприемник изобретен
а. Г. Герцем
б. В. Гамильтоном
в. А. Поповым

Приложение

г. Д. Максвеллом
Ответ: в
10. Создателем кинескопа является
а. И. Бахметьев
б. Г. Маркони
в. Б. Розинг
г. А. Столетов
Ответ: в
11. Русская газета «Ведомости» впервые вышла
а. в 1843 году
б. в 1728 году
в. в 1703 году
г. в 1999 году
Ответ: в
12. Журнал «Современник» был основан
а. Некрасовым
б. Чернышевским
в. Горьким
г. Пушкиным
Ответ: г
13. Первый журнал 19 века в России – это
а. «Библиотека для чтения»
б. «Вестник Европы»
в. «Современник»
г. «Невский зритель»
Ответ: б
14. Слово «газета» впервые было напечатано на титуле
а. «Северной пчелы»
б. «Северной почты»
в. «Современника»
г. «Литературной газеты»
Ответ: б
15. По словам А.И. Герцена «… родился быть журналистом…»
а. А.С. Пушкин
б. В.Г. Белинский
в. Н. Добролюбов
г. Н. Полевой
Ответ: г
16. «Временные правила о печати» были приняты в России в
а. 1865 году
б. 1881 году
в. 1890 году
г. 1812 году
Ответ: а
17. Еженедельник «Нива» (1869-1918 гг) носил преимущественно характер
а. политический
б. литературно-художественный
в. развлекательный
г. рекламно-коммерческий
Ответ: в
18. В 1865 году в России было создано
а. Русское телеграфное агентство
б. Северное телеграфное агентство
в. международное агентство
г. информационное агентство

Ответ: а
19. Слово «журналистика» впервые в России ввел в обиход
а. А. Герцен
б. В. Белинский
в. Н. Надеждин
г. Н. Полевой
Ответ: г
20. Ранние очерки и рассказы А.П. Чехова публиковались в журнале
а. «Эпоха»
б. «Осколки»
в. «Библиотека для чтения»
г. «Новое время»
Ответ: б
21. 27 октября 1917 года в России был принят
а. Закон о СМИ
б. Декрет о печати
в. Закон о журналистике
г. Постановление о свободе СМИ
Ответ: б
22. О недопустимости цензуры в России говорится в статье
а. первой Закона РФ
б. десятой
в. сороковой
г. второй
Ответ: г
23. Устав редакции определен статьей
а. пятнадцатой Закона РФ
б. двадцатой
в. одиннадцатой
г. шестьдесят второй
Ответ: б
24. Права журналиста закреплены в статье
а. сорок седьмой Закона РФ
б. двенадцатой
в. двадцать седьмой
г. пятидесятой
Ответ: а
25. Заметка – это жанр
а. оперативно-новостной
б. исследовательский
в. исследовательско-образный
г. исследовательско-новостной
Ответ: а
26. К оперативно-исследовательским жанрам относится
а. очерк
б. рецензия
в. заметка
г. отчет
Ответ: г
27. «Первичная реальность» является предметом отображения в
а. корреспонденции
б. фельетоне
в. репортаже
г. эссе
Ответ: в

28. «Вторичная реальность» является предметом отображения в
а. рецензии
б. заметке
в. обозрении
г. постановочной статье
Ответ: а
29. К информационным жанрам журналистики относится
а. эссе
б. фельетон
в. памфлет
г. отчет
Ответ: г
30. Монологичная форма изложения используется журналистами в
а. интервью
б. статье
в. репортаже
г. беседе
Ответ: б
Тест по журналистике с ответами. Часть 2.
1. Форма диалога присутствует в журналистском жанре
а. отчета
б. корреспонденции
в. заметки
г. интервью
Ответ: г
2. К исследовательско-образным жанрам журналистики относится
а. памфлет
б. статья
в. эссе
г. репортаж
Ответ: в
3. Закон РФ «О средствах массовой информации» был принят в
а. 1991 году
б. 1994 году
в. 2001 году
г. 2005 году
Ответ: а
4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации закреплена в
законе РФ статьей
а. десятой
б. четвертой
в. двадцать пятой
г. сорок первой
Ответ: б
5. Деятельность СМИ может быть прекращена или приостановлена на основании
Закона РФ статьей
а. тридцать третьей
б. шестнадцатой
в. шестидесятой
г. девятой
Ответ: б
6. Первые печатные периодические издания возникли после изобретения
книгопечатания
а. Иоганном Гутенбергом
б. Иваном Федоровым

в. АбрагамомФергуеном
г. Теофрастом Рено
Ответ: а
7.Журналистов образно называют представителями
а. третьей власти
б. второй власти
в. четвертой власти
г. первой власти
Ответ: в
8. Пергамент как материал для письма был изобретен в
а. России
б. Европе
в. Африке
г. Азии
Ответ: г
9. Бумага попала в Европу через Японию и арабские страны в
а. XIV веке
б. X веке
в. XVII веке
г. XVIII веке
Ответ: б
10. День свободной прессы в России отмечается
а. 5 мая
б. 7 мая
в. 13 января
г. 21 января
Ответ: в
11. В статье 29 Закона РФ о СМИ закреплено положение об обязательности
а. определения тиража издания
б. аккредитации журналиста
в. обязательности бесплатных экземпляров периодических изданий
г. ответственности за злоупотребление свободой массовой информации
Ответ: в
12. Главная цель журналистского труда состоит в
а. сборе информации
б. ее обработке
в. создании журналистского текста
г. передаче информации
Ответ: г
13. Информационное сообщение о событии или мероприятии — это
а. корреспонденция
б. отчет
в. эссе
г. очерк
Ответ: б
14. Эффект присутствия, достоверности, сопереживания характерен для
а. репортажа
б. фельетона
в. отчета
г. корреспонденции
Ответ: а
15. Анкетирование как способ получения информации используется в жанре
а. репортажа
б. рецензии
в. обозрения

г. отчета
Ответ: а
16. Главная цель журналистского труда а. информация
б. коммуникация
в. репрезентация
г. интенсификация
Ответ: б
17. Редакция осуществляет свою деятельность на основе статьи Закона о СМИ
а. двадцать третьей
б. седьмой
в. девятнадцатой
г. сороковой
Ответ: в
18. Потиражный сбор СМИ, специализирующихся на производстве рекламных или
эротических изданий, определяется
а. главным редактором журнала
б. учредителем СМИ
в. прокуратурой
г. Правительством РФ
Ответ: г
19. Выпуск программ эротического характера допускается по местному времени
а. с 23 до 4 часов
б. с 21 до 5 часов
в.
с 24 до 5 часов
г. с 24 часов
Ответ: а
20. Обязанности журналиста Законом РФ о СМИ закреплены в статье
а. пятидесятой
б. сорок девятой
в. десятой
г. шестьдесят третьей
Ответ: б
21. Главным компонентом любого рода и вида журналистики является
а. изображение
б. звук
в. литературная основа
г. комментарий
Ответ: в
22. «Лид» в журналистике имеет значение
а. особенности языка произведения
б. особенности стиля
г. жизненный материал произведения
д. первые фразы текста
Ответ: г
23. Слово «пластика» заимствовано из
а. испанского языка
б. греческого языка
в. английского языка
г. португальского языка
Ответ: б
24. «Строителем» кадра, специалистом, обеспечивающим пластику экрана в
тележурналистике, является
а. осветитель

б. редактор
в. оператор
г. статист
Ответ: в
25. Монтаж, не свойственный журналистскому произведению а. перпендикулярный
б. ассоциативный
в. перекрестный
г. параллельный
Ответ: а
26. Учредителем (соучредителем) СМИ может быть
а. любой гражданин РФ
б. лицо без гражданства
в. гражданин, признанный недееспособным
г. объединение граждан, предприятие, учреждение, чья деятельность законом не
запрещена
Ответ: г
27. Расположите годы начала работы телевидения в городах России в
хронологическом порядке
а. Ленинград
б. Киев
в. Москва
г. Краснодар
Ответ: в, а, б, г
28. Первым журналом для женщин в России был
а. «Дамский мир»
б. «Женский вестник»
в. «Работница»
г. «Женщина»
Ответ: б
29. В объекте радио- и телепрограмм реклама не должна превышать
а. 20 % объема вещания
б. 40 % объема вещания
в. 25 % объема вещания
г. 10 % объема вещания
Ответ: в
30 Распространение продукции СМИ допускается в том случае, если
а. главным редактором дано разрешение на выход в свет (эфир)
б. формирование издания завершено
в. сотрудники редакции проголосовали за выход издания
г. получение разрешения административных органов
Ответ: а


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».