ДООП Личностное развитие

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Кижингинский отдел образования
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Кижингинский Центр детского творчества

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Социально-педагогического направления
«Личностное развитие»

Возраст учащихся: 11– 17 лет
Срок реализации: 2 года

Автор - составитель: Бадмаева Дэма Базаровна,
педагог дополнительного образования

с Кижинга
2022 год

Оглавление
I Комплекс основных характеристик программ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Учебный план
2.2. Учебный план первого года обучения
2.3. Учебный план второго года обучения
2.4. Методическое обеспечение
2.5. Список литературы
2.6. Электрона образовательные ресурсы
2.7. Литература для обучающихся

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:


Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».



Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г.

(Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).


Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 сентября 2020 года № 28.


Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»


Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении

информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».


Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)

программе МУ ДО Кижингинский Центр детского творчества (приказ муниципального
учреждения дополнительного образования № 1/1- О/Д от 25.01.2019г.)
Актуальность: Актуальность программы состоит в том, что она способствует
формированию социально активной личности, ориентированной на самоутверждение и
самореализацию; способствует профессиональному самоопределению детей и молодѐжи,
так

как

приобретѐнные

знания

и

умения

позволяют

сформировать

навыки

организаторской деятельности, необходимые во взрослой жизни.
Существует немало программ различных детских и молодѐжных объединений и
общественных организаций. Общероссийская общественно государственная детскоюношеская организация «Российское движение школьников» – новая организация для
детей и молодѐжи, созданная в 2015 году (Указ Президента Российской Федерации №
536).
Новизна программы объединения «Российское движение школьников», состоит в
том, что она представляет собой комплексный проект гражданско-патриотического
воспитания и практической деятельности детей и молодѐжи независимо от политических
предпочтений.

Программа включает комплекс занятий по формированию лидера как источника
позитивного обогащения жизненного опыта обучающихся на основе их внутреннего
потенциала и механизмов саморегуляции.
Данная образовательная программа предназначена для подростков в возрасте 11 до
17 лет. Подростковый возраст, занимающий важное место в общем ходе развития,
представляет собой фазу перехода от детства к взрослости. Именно поэтому в психологии
и поведении подростка, с одной стороны ещѐ представлены черты ребѐнка, а с другой –
уже "назревают" черты взрослого человека.
В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются
планы на будущее. Идѐт активный поиск своего «Я». Этот возраст представляет собой
период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими
изменениями, бурной физиологической перестройкой организма.
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):


Личностное направление



Гражданская активность



Информационно - медийное направление



Военно - патриотическое направление

Вид программы:
Модифицированная программа
Адресат программы: Программа ориентирована на учащихся 7-11 классов.
Принимаются все желающие. Учащиеся,

поступающие на программу, проходят

собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к
выбранной деятельности.
Занятия проводятся в группах. Объединение комплектуется на основании заявлений
законных представителей учащихся (самих учащихся с 14 лет). Группы формируются из
школьников разного возраста на добровольной внеконкурсной основе.
Срок и объем освоения программы: 2 года


«Стартовый уровень» - 1 год лет, 144 педагогических часов;



«Базовый уровень» - 2 год, 216 педагогических часов;



Элективные курсы – 72 часа

Форма обучения: очная, очно-заочная
Особенности

организации

одновозрастные, разновозрастные.

образовательной

деятельности:

группы

Режим занятий:

Предмет

Стартовый уровень Базовый уровень

«Личностное
развитие»

4 часов в неделю;
144 часов в год.

6 часов в неделю;
216 часов в год.

1.2 Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цели:
–

содействие в совершенствовании государственной политики в области воспитания

подрастающего поколения;
– содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу
системы ценностей.
Задачи:
- формирование единого воспитательного пространства, обеспечивающего реализацию
взаимодействия ученического самоуправления, детского общественного объединения,
партнеров РДШ для проектов деятельности участников первичного отделения РДШ;
- использование Дней единых действий РДШ как технологии, позволяющей организовать
поддержку и реализацию 4 ведущих направлений деятельности РДШ с целью развития
проектной деятельности;
- развитие системы методического сопровождения деятельности первичного отделения
РДШ в отрядах;
- формирование единой информационной среды для развития и масштабирования
инновационной, проектной, социально-преобразованной деятельности РДШ.
Ожидаемые результаты:

Знать

Стартовый уровень

Базовый уровень

Методику работы над коллективным творческим
делом; понятие «информация» и виды информации
Составления медиаплан; - методику организации и
проведения мероприятий: технологию проведения
игр;
Основы журналистского мастерства; - типы
волонтѐрства.
Основы оформительского мастерства;
Основы публичного выступления;
Основные этапы создания проекта;
Методики организации и проведения массовых
мероприятий

Историю и современность
детского движения России;
Нормативно правовую базу
РДШ;
Направления деятельности
РДШ;
Характеристики
направления «Личностное
развитие»;
Основные лидерства, стили
руководства; Виды и методы
публичных выступления;
Требования и технологию

Стартовый уровень

Базовый уровень
публичных выступлений;

Уметь

Умение принимать себя как ответственного и
уверенного в себе человека;
Умение взаимодействовать с окружающими
людьми;
Умение ориентироваться в нестандартных
ситуациях; метапредметные:
Умение самостоятельно определять цель
работы;
Умение использовать различные ресурсы для
достижения цели;
Умение сравнивать, анализировать, выделять
главное, обобщать в период выполнения работы и
по еѐ окончанию;
Умение вести диалог, распределять функции и
роли в процессе выполнения коллективной
творческой работы;
Умение планировать и осуществлять учебные
действия в соответствии с поставленной задачей;
Умение самостоятельно строить творческую
деятельность;
Умение продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе совместной
деятельности;
готовность и
способность
к
самостоятельной информационно-познавательной
деятельности;
Умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения;
Умение делать выводы в результате совместной
работы обучающегося в группе и педагога;
Умение работать в паре или микрогруппе;
Умение оценивать правильность выполнения
учебной задачи;

Выстраивать публичное
выступление
Удерживать внимание
зрителей и поддерживать
интерес к выступлению;
Выстраивать диалог с
разными категориями
людей;
Корректно высказывать свое
мнение;
Оценивать себя и других ;
Организовывать массовые
мероприятия по
направленностям.

Виды и методы публичных
выступлений;
Владеть навыками публичного выступления;
составлять грамотно собственный план работы в
детском общественном объединении; - работать в
команде;
Владеть Работать с разными источниками информации;
Развивать навыки управления эмоциями,
самооценки, взаимодействия; руководить
процессом работы над проектом.
Владение навыками познавательной, проектной
деятельности;

Требования и технологию
публичных выступлений;
Приемы удерживания
внимания;
Правила эффективной
коммуникации; Значение
жестов и мимики;
Стили, типы речи;
Правила тайм менеджмента;

Стартовый уровень

Базовый уровень
Игровые технологии;
Методику организации
массовых мероприятий.

1.1. Содержание учебной программы.
В основе направлений деятельности РДШ является личностное развитие
обучающегося.
Творческое развитие:
- Организация творческих событий – фестивалей и конкурсов, акций и флэшмобов;
- Реализация культурно – образовательных программ – интерактивных игр, мастер
– классов и т.п.;
- Проведение культурно – досуговых программ – посещение музеев, театров,
концертов, организация экскурсий.
Популяризация ЗОЖ:
- Организация соревнований, акций, фестивалей и слетов;
- Организация мероприятий, направленных на популяризацию комплекса ГТО;
- Поддержка работы школьных спортивных секций.
Популяризация профессий:
- Проведение образовательных мероприятий и программ, направленных на
определение будущей профессии - интерактивных игр, семинаров, мастер-классов,
открытых лекториев, встреч с интересными людьми;
- Популяризация научно-изобретательской деятельности;
- Поддержка и развитие детских проектов;
- Организация профильных событий - фестивалей, конкурсов, олимпиад, акций,
флэш-мобов.
Гражданская активность (добровольчество, поисковая деятельность, изучение
истории России, краеведение, создание и развитие музеев):
- Оказывать помощь социально-незащищенным группам населения, формировать
ценности доброты и милосердия.
- Участвовать в организации культурно-просветительских мероприятий в музеях,
библиотеках, домах культуры, театрах, кинотеатрах, культурных центрах, парках и т.д.
- Присоединиться к движению "Волонтѐры Победы" и вместе с ними помогать
ветеранам, заниматься благоустройством памятных мест, организовывать исторические

квесты, сохранять историю своего рода и, главное, стать волонтѐром мероприятий,
приуроченных ко Дню Победы в Великой Отечественной войне.
Военно-патриотическое направление (юные армейцы, юные спасатели, юные
казаки, юные пограничники, юный спецназ Росгвардии, юные друзья полиции, юные
инспектора движения):
- Организация профильных событий, направленных на повышение интереса у детей
к службе в ВС РФ, в том числе военных сборов, военно-спортивных игр, соревнований,
акций;
- Проведение образовательных программ – интерактивных игр, семинаров, мастерклассов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми и Героями России.
2.3 Система оценки достижения планируемых результатов.
Отслеживание перечисленных результатов осуществляется в виде текущего
контроля.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. По мере накопления
учащимися знаний и опыта проводятся соревнования в группах по техническим навыкам,
которые применяются на соревнованиях, как особая форма оценки результатов освоения
материала.
Методы диагностики: наблюдение, анкетирование и тестирование.
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель

36

Количество учебных дней

216

Продолжительность каникул

с 01.06 по 31.08.

Даты начала и окончания учебного года

с 01.09 по 31.05

Сроки входной аттестации

с10.09 по 20.09

Сроки промежуточной аттестации

с 10.01-20.01

Сроки итоговой аттестации (при наличии)

с 15.05 – 25.05

II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Учебный план
№

Название

п/п

темы

1

раздела,

Количество часов

Формы аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

Личностное направление

36

14

22

Письменный опрос

2

Гражданская активность

36

14

22

Тестирование

3

Информационно-медийное 36

14

22

Коллоквиум

36

14

22

Анкетирование

144

56

88

направление
4

Военно-патриотичское
направление
Итог:

2.2. Учебный план
Стартовый уровень (1 год обучения)
№
п/п

Наименование раздела

1.
2.

Вводное занятие
Основы воспитательной
деятельности в работе РДШ
Беседы по ПДД
История детского
общественного движения в
стране. Настоящее и будущее
детского общественного
движения в стране тенденции
и пути развития
Основы психологических
знаний. Психология общения.
Организация досуга
детей и подростков
Международное детское
движение
Лидерский курс
Вожатый РДШ в системе
профессий
Самопознание
Прикладные умения
Социальные связи
Практическая работа
Организационная работа
(зачѐт, индивидуальное
консультирование)
Итого:

3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Всего
часов

Теория

Практика

3
6

3
6

0
0

9
12

3
8

6
4

9

6

3

15

6

9

9

4

5

12
15

6
5

6
10

9
18
9
9
9

3
8
3
2
3

6
10
6
7
6

144

67

96

Формы контроля/
аттестации

2.3 Учебный план
Базовый уровень (II год обучения)
Дата № Тема
п/ п
1

2

3

4

5

6

7
8

9

10

11

Всероссийская акция «Подари книгу»
(беседа на тему: «История
Международного дня книгодарения»);
Реализация проекта «Читай с РДШ»
(обзор детских и подростковых книг в
рамках проекта)
Организация и проведение
Всероссийского конкурса «Лига
ораторов» (занятия с активистами РДШ
по направлениям: мастерство актѐра;
сценическое движение; ораторское
искусство)
Организация и проведение
Всероссийского конкурса молодежного
творчества «Всероссийский
молодежный фестиваль патриотической
песни «Я люблю тебя, Россия!» (беседа
на тему: «Уважительное отношение к
родной истории, культуре и традициям)
Организация и проведение
Всероссийского конкурса «Открытка
РДШ» (история появления открытки на
Руси)
Организация и проведение
Всероссийского конкурса «Открытка
РДШ» (изготовление
открыток на различные тематики
(мастер-классы)
Организация и проведение
Всероссийского конкурса «Лига
ораторов» (видеоролик,
состоящий из эпизодов 5 направлений)
Урок РДШ «Я гражданин России»
Всероссийская туристско-краеведческая
онлайн экспедиция «Я познаю Россию»
(Презентация на тему: «Моя Малая
Родина»)
Содействие в организации и проведении
Всероссийской акции «Всемирный день
борьбы со СПИДом» (Урок «День
единых знаний по информированию
детей и молодежи против ВИЧ/СПИДа)
Содействие в организации и
проведении Ежегодной Всероссийской
акций «Будь здоров!»
Всероссийский исторически
«Сталинградская битва» квест

Всего
часов

Теория Практика

6

3

3

9

3

6

6

3

3

3

1

2

3

1

2

9

3

6

9
4

3
1

6
3

5

2

3

8

3

5

8

3

5

Формы
контроля/
аттестации

23

Всероссийский исторический
посвященный достижениям (Тем:
России «Космос») квест
Всероссийский исторический
посвященный достижениям
России
квест, (тема: «Стройки века»)
Всероссийский исторический
посвященный достижениям квест,
(тема: России «Арктика»)
Содействие в организации и проведении
Ежегодной Всероссийской акций «Будь
здоров!» (танцевальный флешмоб,
который напомнит населению о
важности и необходимости ежедневной
физической активности, флешмоб
#БудьЗдоров с публикациями фото и
видео во время занятий граждан спортом
и физическими активностями)
«10
правил
для
спецкорреспондентов»,
«Создание информационного-медийного
канала»
«Алгоритм создания электронной
газеты образовательного учреждения на
базе социальной сети Интернета
«ВКонтакте».
Занятие по теме: «О создании радио
РДШ».
Организация и проведение Школы
журналистики РДШ.
Занятие по теме: «Безопасный интернет
глазами детей».
Презентация и мультимедийная
демонстрация направлений деятельности
РДШ (на уровне образовательных
учреждений)
для потенциальных
сторонников
и
участников
Движения.
Мозговой штурм с участниками
Движения по моделированию
информационно-медийной деятельности
РДШ.
Пробный выпуск газеты «Наше время».

24

Мастер-класс «РДШ в эфире!».

5

2

3

25

Деловая игра «Наша безопасность в
интернете».
Содействие в организации и
проведении
Всероссийского проекта «Диалоги с
Героями» (Беседа на тему: «Сохранение
преемственности поколений и памяти

3

1

2

8

3

5

12

13

14

15

16

17

18
19
20
21

22

26

5

2

3

5

2

3

5

2

3

3

1

2

8

3

5

4

1

3

11

3

8

7

2

5

5

2

3

7

2

5

10

3

7

13

3

10

5

2

3

27

28
29

30

31

32

33

34
35
36
Итого

воинских и трудовых подвигов, о Героях
и бережном отношении к истории своей
страны, о важности традиционных
моральных, духовных и нравственных
ценностей народов России, чувстве
сопричастности к судьбе, истории,
культуре родного Отечества.»)
Содействие
в
организации
и
проведении Всероссийских
соревнований
«Школа
безопасности» (беседа
на
тему:
«Культуры безопасности
жизнедеятельности подрастающего
поколения).
Занятие, посвященное Дню памяти
жертв ДТП (Акция)
Содействие в организации и проведении
VI Всероссийского Фестиваля «От
предмета ОБЖ к безопасной жизни!»
(Занятие по теме: «Помоги себе и
другу»).
Районный конкурс на лучшую
организацию работы среди военнопатриотических команд, объединений,
общественных организаций военнопатриотической направленности «Делай,
как я!» (основные событий Великой
Отечественной войны 1941-1945 годов,
истории героизма, основ воинской
обязанности и военной службы, первой
медицинской помощи).
Содействие в организации и проведении
Всероссийских
соревнований «Школа безопасности»
(участие в соревнованиях).
Содействие в организации и проведении
акции, посвященной Дню памяти жертв
ДТП (изготовление плакатов, флешмоб
«Жизнь бесценна»).
Атрибутика
общественных
организаций,
«почему, зачем и как?»
Итоги
года с
РДШ (медийный
отчѐт от обучающихся).
Тренинговая работа развитие лидерских
качеств обучающихся.
Акция в День защиты детей, «Дружба с
РДШ».

3

1

2

3

1

2

5

1

4

7

2

5

5

2

3

5

2

3

3

1

2

2

1

1

5

2

3

5

2

3

216

75

141

2.4 Методическое обеспечение
материально-техническое обеспечение:
- учебные помещения;
- доступ в Интернет;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- звуковые колонки;
- словесный
- наглядный
- объяснительно-иллюстративный
- репродуктивный
- частично-поисковый
- исследовательский
- игровой
- дискуссионный
- проектный
- атрибутика и символика (форма, флаги, значки, галстуки);
- баннеры.
информационное обеспечение:
- интернет-страничка для общения и обменом информацией; -материалы Интернетресурсов.

Педагогические технологии:
 Технология индивидуального обучения
 Технология группового обучения
 Технология коллективного взаимодействия
 Технология модульного обучения
 Технология дифференцированного обучения
 Технология проблемного обучения
 Технология дистанционного обучения
 Технология исследовательской деятельности
 Проектная технология
 Здоровьесберегающая технология
Формы аттестации обучающихся
Текущий контроль проводится в конце первого года обучения.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце второго учебного года.
Формы подведения итогов по темам:

Подготовка презентаций, подготовка схем, разработка памяток, выпуск стенгазет,
выполнение

творческих

заданий,

разработка

социальных

проектов,

реализация

коллективных творческих дел, разработка акций, проведение мастер-классов.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объѐм знаний 10080%,
предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии с их содержанием; средний уровень – объѐм
усвоенных знаний обучающегося составляет 70

- 50%; сочетает специальную

терминологию с бытовой;
низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объѐма знаний, предусмотренных
программой;

как

правило,

избегает

употреблять специальные

термины. Оценочные материалы
- анкеты (на предмет мотивации, круга интересов и потребностей подростков;
- тесты (психологические особенности подростков, по направлениям работы РДШ);
- квест-игры по истории России, детскому, молодѐжному движению, различным
направлениям деятельности РДШ;
- презентации;
- творческие проекты в рамках участия во всероссийских конкурсах, фестивалях,
акциях; - выпуск стенгазет.
Методические материалы Основные методы:
- обучения (монологический,
- обучения

(объяснительный,

диалогический,

алгоритмический, показательный);

информационно-сообщающий,

иллюстративный,

репродуктивный, исполнительский, поисковый, проблемный); воспитания (убеждения,
упражнения, личный пример).
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- побуждение творческого воображения обучающихся к практической и творческой
деятельности.

2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации
ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития социального опыта
учащихся
Уровень сохранения и укрепления
здоровья учащихся
Оценочные материалы (указать
конкретно по предметам в
соответствии с формами аттестации)

Методики
Методика «Креативность личности» Д. Джонсона
Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений» под
ред. М.М. Безруких

2.5. Список литературы
1. «РДШ» в школе. «Методическое пособие» (Авторы-составители: Белорыбкина Е.А.,
Головин Б.Н., Горбенко И.А., Гусев А.А., Долина Н.Н., Епов Д.В., Леванова Е.А., Петрина
З.И., Пушкарева Т.В., Прутченков А.С., Родионова Е.Г., Телушкин М.В., Фришман И.И.,
Москва: ООГДЮО «Российское движение школьников», 2018 г.).
2. «Информационно-медийное направление» Российского движения школьников. Учебнометодическое пособие. (Владимирова Т.Н., Мажура А.В., Михеев И.А., Курганкина Н.С.,
Покровский Д.Е., Шестов А.М., Толкачев А.А., Авдеенко Е.Р.; под общей редакцией А.А.
Крюковой; ФГБУ «Российский детско-юношеский центр», 2018 г.).
3. «Методические рекомендации» по направлению деятельности «Личностное развитие.
Популяризация здорового образа жизни»: методическое пособие (Леванова Е.А.,
Лопатина И.А., Морозюк С.Н., Сахарова Т.Н., Попова-Смолик С.Ю., Пушкарева Т.В.,
Уманская Е.Г., Толкачев А.А.; под ред. Е.А. Левановой ; Общерос. обществ.-гос.детскоюношеская организация «Российское движение школьников», 2018 г.).
4. «Организация работы педагога» по направлению деятельности Российского движения
школьников «Личностное развитие». Методическое пособие. (Червоная И.В., Покровский
Д.Е., Савельев Г.Н., Савенко В.Г., Ревин И.А., Ревина Е.В; ФГБУ «Российский детскоюношеский центр», 2018 г.).
5.

«Методические

активность»
организация

рекомендации»

(Общероссийская
«Российское

по

направлению

деятельности

общественно-государственная

движение

школьников»,

«Гражданская

детско-юношеская

Московский

педагогический

государственный университет, Т.Н.Арсеньева, Х.Т. Загладина, А.В. Коршунов, В.Е.
Менников, Москва, 2016г.)
6. «Методические рекомендации для педагогов» по направлению деятельности
Российского движения школьников «Экология». Методическое пособие (Гаврилина Ю.А.,
Маслова Д.Д, Покровский Д.Е., Шестов А.М., Баженова А.К., Коренюгина Т.Ю., Ревина
Е.В.; ФГБУ «Российский детско-юношеский центр», 2018 г.).
7. «Теоретико-практические основания развития школьного добровольческого движения».
«Методическое

пособие».

(Общероссийская

общественно-государственная

детско-

юношеская организация «Российское движение школьников», Т.Н. Арсеньева, В.А.
Зотова, Д.Д. Маслова, Д.Е. Покровский, А.С. Федорова).
8.

Вовлечение

родителей

в

деятельность

Российского

движения

школьников.

«Методическое пособие». (Червоная И.В., Толкачев А.А., Парамонова М.Ю., Толкачева
Д.Г., Авдулова Т.П., Зверева О.Л., Кротова Т.В., Духавнева А.В., Ревина Е.В.; ФГБУ
«Российский детскоюношеский центр», 2018 г.)

2.6. Электронные образовательные ресурсы:
1. 5. Российское движение школьников https://рдш.рф
2. 6. Методические материалы «ЮнАрмия». http://юн-армия.рф
3. 7. Вконтакте Российское движение школьников ХМАО https://vk.com/skm86
4. 8. ТВОЁ ТВ https://vk.com/childrensstudiohm
5. 9. Личностное развитие РДШ https://vk.com/skm_you
6. 10. Российское движение школьников https://vk.com/skm_rus
7. 11. https://рдш.рф
8. 12. https://rdsh.education/strategia1/
9. 13. https://vk.com/public122623791
10. 14. https://vk.com/rdsh61

2.7. Литература для обучающихся:
1. Арсентьев, Е.А. Молодѐжные организации современной России / Е.А. Арсентьев //
Преподавание истории в школе. - 2005. - №7. - С.16-24.
2. Волонтерство в России: говорят цифры. Информационно-аналитический бюллетень о
развитии гражданского общества и некоммерческого сектора в РФ/ июнь №1, 2014.30
3. Детское движение. Словарь-справочник. составители и редакторы: Т.В. Трухачева, А.Г.
Кирпичник - М.-2005. - 544с.
4. Информационно-справочные материалы (документы международной молодежной
политики, описание европейских молодежных программ), М.: Фонд содействия развитию
международного сотрудничества, 2009, - 104 с.
5. Касс, П. Успех. Лидер. Действие / Интеллектуальная литература, 2010.
6. Ковтун А.В. Сборник лучших практик развития волонтѐрского движения субъектов
Российской Федерации / А. В. Ковтун, А. А. Соколов. Под ред. Т. Н. Арсеньевой. – М. :
АВЦ, 2016. – 93 с.
7. Луков В. А. Учебное пособие «Социальное проектирование».- М.-МГУ.-2007.
8. Просветов Г.И. Управление проектами: задачи и решения: учебно-практическое
пособие. - М.: Изд-во «Альфа-Пресс»: , 2008. - 200 с.
9. Ребрик С. Презентация: 10 уроков.- М., 2006.
10. Романова М.В. Управление проектами: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»:
ИНФРА, 2009. - 256 с.
11. Светлов Н.М., Светлова Г.Н. Информационные технологии управления проектами:
Учебное пособие. - М. - ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева- 2007. -144 с.
12. Фадеева Е.И. Тайны имиджа. — М., 2002.
13. Фадеева Е.И. Лабиринты общения. — М., 2003.
14. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М.,2004.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».