ДООП АЯЛГА

РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КИЖИНГИНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Аялга»

Возраст учащихся: 8 – 16 лет
Срок реализации: 3 года

Автор - составитель:
Дашадылыкова Аюна Бато-Жаргаловна
педагог дополнительного образования

с Кижинга, 2022 год.

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка


Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».



Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г. (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).



Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи",
утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 года № 28.



Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным общеобразовательным программам»


Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)».


Положение

о

программе

МУ

дополнительной
ДО

общеобразовательной

Кижингинский

Центр

детского

(общеразвивающей)
творчества

муниципального учреждения дополнительного образования

(приказ

№ 1/1- О/Д от

25.01.2019г.)
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа составлена на основе
федеральных государственных требований, которые устанавливают обязательные
требования к минимуму еѐ содержания, структуре и условиям реализации.
Программа фольклорной группы «Аялга» составлена с учѐтом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
- выявление одарѐнных детей;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями бурятского народа через
изучение народных песен.
Актуальность программы объясняется тем, что программа расширяет
знания
обучающихся
по
этнокультуре
бурят,
в
частности,
устному и
музыкальному творчеству, развивает навыки исследовательской работы, народному
искусству слова, развивает вокальные способности. Для успешного взаимодействия
людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И
поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной

культуре бурят. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями
этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить и приобщать к
ним. Освоение фольклорного материала формирует представления воспитанников о
народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Программа
данной группы направлена на приобщение детей к истокам бурятской народной культуры.

Полнота содержания - программа содержит все сведения, необходимые для
достижения запланированных целей.
Инвариативность содержания – программа применима для разных групп
школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний; их отбором в
соответствии с задачами предпрофильного обучения.
Практическая направленность содержания – содержание обеспечивает
гражданскую компетентность и зрелость в плане выбора профиля обучения, а также
способствует развитию чувства патриотизма, гордости, уважения к творчеству бурятского
народа. Системность содержания обеспечивается логикой развертывания учебного
материала.
Новизна программы заключается в проведении интегрированных занятий,
сочетающих изучение информационно - компьютерных технологий с созданием
творческих работ, связанных с аудио и видеозаписями в применении фольклорного
творчества в обучении; а так же в использовании технологии проектного обучения через
организацию межпредметных связей. Данная программа позволяет охватить бурятский
фольклор как целостное явление через изучение народных песен.
Обучение включает в себя следующие основные разделы:
«Материальная культура бурятского народа»
«Духовная культура бурятского народа»
«Искусство и культура Бурятии»
«Национальная культура и история создания бурятской народной песни»
Вид программы:
Модифицированная программа – это программа, в основу которой, положена
программа, разработанная другим автором ( ) , но измененная с учетом особенностей
образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных
параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов.
Направленность программы: художественная.
Адресат программы: программа ориентирована на детей 7—16 лет. На занятия
отводится 6 часов в неделю. Сроки реализации – 3 года. Режим занятий – 6 часов в
неделю.
В первую группу принимаются обучающиеся 7-9-летнего возраста. Эти дети имеют
высокий уровень активности, эмоциональны, имеют повышенную работоспособность,
предпочитают игровые мероприятия.
Во второй и третьей группах занимаются обучающиеся 10 – 13 - летнего возраста:
активны, энергичны, настойчивы, настроение у детей бывает переменчивыми, хорошо
развито воображение.
Срок и объем освоения программы:

«Стартовый уровень» - 1 год обучения, 144 педагогических часов;
 «Базовый уровень» - 2,3 год обучения, 216 педагогических часов;
Форма обучения: очная, очно-заочная.
 интегрированные занятия
 инсценированные представления
 экскурсии; просмотры спектаклей, концертов
 показательные выступления

Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные,
разновозрастные, индивидуальное обучение.
Режим занятий:
Предмет

Стартовый уровень

Базовый уровень

Кружок «Аялга»

4 часа в неделю;
___144 часов в год.

6 часов в неделю;
__216 часов в год.

1.2. Цели, задачи, ожидаемые результаты.
Цель программы – развитие музыкально-творческих способностей учащихся на
основе приобретѐнных им знаний, умений и навыков в области фольклора.
Задачи программы:
Образовательные:
 создать условия для передачи знаний и представлений о разнообразных жанрах
музыкально-поэтического
творчества
(вокальном,
инструментальном,
литературном, танцевальном и др.);
 знакомить с основами бурятской культуры и искусства;
 изучать историю родного края, обычаи, традиции духовной культуры бурятского
народа;
 углубить знания по художественным особенностям произведений песенного,
устного народного творчества;
Развивающие:
 развивать навыки познавательной, творческой деятельности;
 развивать мотивацию к познанию народных традиций и овладению
специфическими чертами народной музыки;
 развивать художественные способности обучающихся;
 развивать у обучающихся музыкальные способности (слуха, чувства ритма,
музыкальной памяти);
Воспитательные
 формировать патриотические чувства, любовь к Отечеству;
 воспитать понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как
любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших,
ответственность за другого человека.
 воспитать навыки организации работы на уроках во внеурочное время;
 воспитать навыки самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать
внимание, слух, мышление, память;
 формировать навыки культурной толерантности через вхождение в музыкальное
искусство различных национальных традиций.
В основу разработки образовательной программы положены технологии,
ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
 - технология развивающего обучения;
 - технология индивидуализации обучения;
 - личностно-ориентированная технология



- компетентностного и деятельностного подхода.

Ожидаемые результаты данных занятий: развитие у детей чувства
любви к традиционной культуре бурят, родному краю через знания по истории и
культуре родного языка и края; формирование нравственной личности гражданина и
патриота России.
Проведение занятий предполагает развитие у обучающихся музыкальнотворческих способностей через приобщение к изучению родного края и развития интереса
к народным традициям, фольклорным произведениям.
Учащиеся должны знать:
 традиционный речевой этикет
 свою родословную
 обычаи почитания старших и родителей
 обычаи признания человеческой жизни, сохранения здоровья
 легенды, предания, мифы, песни, сказки
 устное народное творчество: народные песни, ѐхор, народные игры.
Учащиеся должны уметь:
 играть традиционные игры
 участвовать в исполнении обрядов и ритуалов народных праздников
 собирать материалы.
Дидактические материалы:
 настольные игры
 игровой инвентарь для проведения народных игр
 художественные альбомы и пособия по народной культуре
 слайдовые презентации, диски
 интернет - ресурсы.

1.3. Содержание программы.
«Аялга»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/кон
троля
Входная
диагностика

1

Вводное занятие.

1.1

Техника безопасности и правила
поведения
на
занятиях
в
помещении и на улице.

2

Устное народное творчество.

2.1

Фольклор и фольклорные жанры. 8

8

2.2

Чтение и исполнение поговорок, 6
пословиц, загадок, песен.

2

4



2.3

Сбор
устного
народного 6
творчества у старейшин села

4

2



2.3

Прослушивание и просмотр 6
записей фольклора. Посещение
фольклорных праздников.

6



3

Материальная культура бурят. 20

3.1

Дерево в культуре бурят

5

5



3.2

Традиции и обычаи
связанные с деревом.

бурят, 5

5



3.3

Бурятское жилище

5

5



3.4

Защита письменных работ

5

5



4

Духовная культура бурят.

20

4.1

Лошадь в культуре бурят

5

5



4.2

Стихи, пословицы, загадки о 5
лошади

5



4.3

Хвалебные песни о лошади

5

5

4.5

Составление этномузыкального 5
материала
по
играм
для
фольклорной группы.

5

5

Традиции и обычаи бурят.

1



1



26

20











5.1

Традиции и обычаи
бурят 10
(ритуалы
приветствия,
прощания,
обычаям
гостеприимства,
почитания
старших).

10



5.2

Разучивание и декламирование 5
благопожеланий.

5



5.3

Составление
сценарии
народному празднику.

к 5

5



6

Неписаные
законы
нравственности у бурят.

о 16

6.1

Трактаты
из
«Зерцала 10
мудрости» Эрдэни – Хайбзун
Галшиева.

10



6.2

Методы научного исследования

6

6



7

Народные и игры.

20

7.1

Народные игры – основа игровой 10
культуры. Бэhэлигнюулга

10



7.2

Шагай наадан

10



7.3

Подвижные детские игры

8

Народные праздники.

12

8.1

Сагаалган. Прием гостей

6

6



8.2

Сурхарбан

6

6



9

Священные места.

5

9.1

ЧелсанаБууралБаабай,
2
ДжарунХашоройсубарга.
Кижингинский дацан «Даша
Лхумболинг»

9.2

Легенды и предания.

9.3

10









1



1

1



Экскурсии на священные места.

2

2



10

Подведение итогов

5

10.1

Презентация своих работ

2

2



10.2

Показательное выступление.

1

1



10.3

Проектная работа

3

3



Всего часов: 144

1



113

31

Базовый уровень (2 год обучения)
Учебный план
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

1

Моя родословная.

1.1

Знакомство со своей родословной. 5

1.2

Составление родословного древа

5

1.3

Разучивание благопожеланий.

5

2

Народные песни

20

2.1

Разучивание народных песен

10

2.2

Посещение
фольклорных
школы.

2.3

Теория

Формы
аттестации/ко
Практика
нтроля
Входная
диагностика

15



5
5




5


10



концертов, 6
праздников вне

6



Выступление группы

4

4



3

Бурятский фольклор.

18

3.1

Фольклор и фольклорные жанры.

14

3.2

Чтение и исполнение поговорок, 4
пословиц,
загадок,
песен.
(Продолжение)

4

Бурятские имена.

15

4.1

Бурятские имена

10

4.2

Проектная работа «Что означает 5
твое имя?»

5

Национальная одежда

20

5.1

Дэгэл

8

8



5.2

Малгай

4

4



5.3

Гутал

4

4



5.4

Проектная деятельность

2

2



6

Традиционная бурятская пища.

16

6.1

Мяхантабаг

7


7

7



4




10



5





7



6.2

Сагаан эдеэн

7

7



6.3

Практическая работа

2

2



7

Бурятская республика.

15

7.1

Улан-Удэ-столица Бурятии. Герб, 8
флаг, гимн Бурятии.

8

Промежуточная
диагностика

7.2

Памятные места Бурятии

5

5



7.3

Экскурсия по г.Улан-Удэ

2

8

Бурятский орнамент

20

8.1

Символика орнаментов

10

10



8.2

Составление композиций

10

10



9

Кто такие буряты?

12

9.1

Становление
народности. Племена
бурят.

бурятской 6
и
роды

6



9.2

Бурятский
фольклор.
Жанры 6
бурятского фольклора. Понятие о
мифах. Предания и рассказы.
Легенды. Сказки.

6



10

Духовная культура бурят

16

10.1

Традиции
общения
у
бурят:
приветствие,
прощание, гостеприимство.

4

4



10.2

Правила
поведения
в 4
общественных местах. Традиции,
обычаи,
этикет.
Культура речи.

4



10.3

Красота
языка.

родного 2

2



10.4

Юрта. Дом. Внутреннее убранство 4
жилища.
Бурятский
двор.
Надворные постройки. Значение
«сэргэ». Обряды, связанные с
сооружением
и
заселением
жилища.

4



и

богатство



2










10.5

Благопожелания.

2

11

Семья и семейный быт у бурят.

15

11.1

Семья и традиции
отношений.

11.2

Традиции и обряды, связанные с 5
рождением
и
воспитанием
ребенка

12

Моя малая родина.

12.1

Об
истории
Кижинги

возникновения 6

6



12.2

Собирание материалов о малой 6
родине

6



13

Духовная культура.

13.1

Представления народа о человеке 10
(пословицы,
поговорки,
благопожелания).
10
белых
благодеяний, 10 черных грехов

13.2

Традиции и обычаи бурят

6

14

Подведение итогов

5

14.1

Презентация своих работ

2

2



14.2

Показательное выступление.

1

1



14.3

Проектная работа

3

3

Итоговый
мониторинг

семейных 10

2


10



5





12



16

Всего часов: 216

10



6




178

38

Базовый уровень (3 год обучения)
Учебный план
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория

Формы
аттестации/к
Практика
онтроля
Входная
диагностика

10

1

Традиции и обычаи бурят.

1.1

Свадьба,
свадебные
обряды, 6
благопожелания,
поздравления,
игры, песни.

6



1.2

Оформление
личной
собирателя игр.

книжки 4

4



2

Символика
в
культуре бурят.

2.1

Символика
чисел
в
обрядах 4
жизненного цикла (рождении и
воспитании детей, создании семьи).

4



2.2

Цветовая символика в декоре 4
предметов материальной культуры.

4



2.3

Посещение музеев и
народного искусства.

3

Мифы и легенды.

3.1

Чтение
легенды
о
Байкале. 8
Прослушивание записи легенды о
Бальжинхатан.

3.2

Собирание и изучение легенд малой 8
родины.

3.3

Исследовательская деятельность

4

4

Эрын 3 наадан.

16

4.1

Состязания по стрельбе из лука, 12
конной
скачке,
национальной
борьбе.

4.2

Выступление детских фольклорных 4
коллективов на праздниках.

5

Буддийская религия



традиционной 10

выставок 2

2



20

12





8

8




4




12

4




и 6
и



6

5.1

Религия
бурятов
божества. Прослушивание
просмотр записей.

5.2

Священные места. Беседа о долге, 6
обязанностях человека.

6

Пять разновидностей животных

10

6.1

Табанхушуун мал

6

6



6.2

Собирание пословиц и поговорок, 4
загадок о животных.

4



7

Музыкальные инструменты

7.1

Бурятские инструменты. Просмотр 6
видеозаписей.

7.2

Экскурсия в детскую музыкальную 2
школу.

8

Восточный календарь.

8.1

Календарь
народов.

8.2

6


Промежуточна
я диагностика



8



6

2




16

монголоязычных 8

8



Легенды и сказки о животных.

8

8



9

Народные игры и танцы бурят

15

9.1

«Шагай наадан».

5

9.2

Хороводный
буляалдаан.

10

Семья и семейный быт у бурят.



«Ёхор», дуу 10

танец

10.1 Семья и традиции
отношений.

10

семейных 10

Моя малая родина.



10

5




12
возникновения 6

6



материалов о малой 6

6



11.1 Об
истории
Кижинги
11.2 Собирание
родине




15

10.2 Традиции и обряды, связанные с 5
рождением и воспитанием ребенка
11



5

12

12.1 Представления народа о человеке 5
(пословицы,
поговорки,
благопожелания).
10
белых
благодеяний, 10 черных грехов
12.2 Традиции и обычаи бурят
13

10

5



10




10

Байкал

13.1 История Байкала.
предания о Байкале.



15

Духовная культура.

Легенды

и 8

13.2 Прослушивание и просмотр записей 2
14

Культура и искусство Бурятии.



8

2




22

14.1 Бурятский театр оперы и балета. 10
Бурятский драматический театр им.
Х.Намсараева.
Русский
драматический театр.

10



14.2 Известные артисты наших дней.

10

10



14.3 Посещение театра.

2

15

Раздел 8. Предметы украшений

2



12

15.1 Предметы украшений. Женские 8
украшения. Мужские украшения.
Пояс (значение)





8

15.2 Посещение музеев, выставок.

2

2



15.3 Встречи с народными мастерами.

2

2



16

Учебные заведения Бурятии.



10

16.1 Учебные заведения: БГУ, ВСГАКИ, 6
ВСГТУ, БГСХА и т.д.

6



4

4



16.2 История ЦДТ.
17

Подведение итогов



5

17.1 Презентация
своих
работ. 5
Показательное
выступление.
Проектная деятельность
Всего часов: 216

Итоговый
мониторинг

5

171

45

Содержание учебного плана.
Содержание программы ориентировано на восполнение пробела в обучении современных
школьников бурятскому музыкальному и поэтическому фольклору. Курс разбит на блоки,
каждый из которых преследует конкретные цели. В процессе обучения теоретический и
практический материалы блоков могут перемещаться или чередоваться.
Содержание программы:
1 блок «Материальная культура бурятского народа».Теоретический.
Знакомство с предметом. Понятия фольклора, народа, национальности, этноса, культуры.
Мир фольклора – мир народной мудрости. Виды фольклора.
Особенности бурятской народной культуры, еѐ похожесть и различия с фольклором
других народов. Народные быт и костюм. Устное и музыкальное народное творчество как
первооснова всей музыкальной культуры. Композиторы и собиратели народной
бурятской песни. Особенности и смысл народных игр и праздников.
Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей
национальной принадлежности, повышение уровня духовности.
Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные
факты в единую и целостную картину.
Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного
творчества в целом.
Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание
толерантного отношения к иным культурам.

2 блок «Духовная культура бурятского народа». Устное народное творчество.
· Особенности устного народного творчества
· Народная мифология. Сказки. ·
Формирование УУД: Личностные: обогащает чувство родного языка, воспитывает
патриотизм, формирует семейные и общечеловеческие ценности.
Познавательные: обогащает знаниями по русской литературе и истории, совершенствует
умение искать, анализировать и обобщать информацию.
Регулятивные: мотивирует на дальнейшее изучение народного творчества, на
использование полученных знаний в собственной речи.
Коммуникативные: обогащает словарный запас.
3 блок «Искусство и культура Бурятии». Песенное народное творчество.
Особенности исполнения бурятской песни: дыхательные техники, в том числе «цепное»
дыхание, многоголосие, пение в унисон и т.п.
Жанровое разнообразие бурятской песни.
Хороводные и плясовые песни
Формирование УУД:
Личностные: укрепляет чувство национальной идентичности, повышает самооценку,
формирует семейные ценности, уважение к труду, способствует выбору профессии.

Познавательные: расширяет кругозор, повышает способность к восприятию и
систематизации знаний.
Регулятивные: мотивирует на дальнейшие занятия и изучение фольклора, учит выражать
себя в песне, управлять дыханием, бороться со стрессами.
Коммуникативные: учит не бояться сцены и публичных выступлений; совершенствует
навыки эффективного взаимодействия в коллективе
4 блок «Национальная культура и история создания бурятской народной песни».
Игровое и праздничное народное творчество
Бурятские народные праздники.
Народные игры: календарные, обрядовые, развивающие.
Формирование УУД:
Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре,
повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации.
Познавательные: обогащает знаниями.
Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества,
преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции.
Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать
партнѐра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками.
1год обучения. (144 ч.)
Раздел 1. Вводное занятие. (1ч)
Знакомство с группой. Техника безопасности и правила поведения на занятиях в
помещении и на улице.
Раздел 2. Устное народное творчество. (26ч)
Фольклор и фольклорные жанры. Назначение устного народного творчества в жизни, его
место в обществе, в коллективе. Чтение и исполнение поговорок, пословиц, загадок,
песен. Собирание устного народного творчества у старейшин села.
Практические занятия. Прослушивание и просмотр записей фольклора. Посещение
фольклорных праздников.
Раздел 3.Материальная культура бурят.(20 ч)
Приобретение знаний материальной культуры бурят. Изучение экологических традиций,
обычаев, обрядов бурят, связанных с деревом в сфере обслуживания. Бурятское жилище в
фольклоре, литературе, изобразительном искусстве. Традиции и обычаи бурят, связанные
с деревом. Защита письменных работ по творчеству мастеров, работающих с деревом.
Раздел 4. Духовная культура бурят.(20 ч)
Проявление культа лошади в материальной и духовной культуре бурят. Изучение образа
лошади в бурятском фольклоре, литературе, изобразительном и декоративно- прикладном
искусстве.

Раздел 5. Традиции и обычаи бурят.(20ч)
Изучение традиций и обычаев бурят. Научиться ритуалам приветствия, прощания,
обычаям гостеприимства, почитаниям старших. Разучивание и декламирование
благопожеланий. Составление сценарии к народному празднику.
Раздел 6. Неписаные законы о нравственности у бурят.(16ч)
Изучение трактатов из «Зерцала мудрости» Эрдэни – ХайбзунГалшиева. Объяснение о
скромности, порядочности, чистоплотности на трактатахМетоды сопоставления и
научного исследования.
Раздел 7. Народные и игры.(20ч)
История изучения и организации народных игр. Знаменитые собиратели и организаторы
игр. Игровая терминология. Народные игры – основа игровой культуры. Материальная и
духовная игровая культура бурят. Роль и место игры в жизни людей. Методика записи
игр, интервью об играх.
Раздел 8. Народные праздники.(12ч)
Обычаи и проведение народных праздников. Сагаалган. Сурхарбан. Алтаргана.
Разучивание благопожеланий. Посещение и участие в традиционных праздниках. Отбор
игр для праздника. Организация, проведение и участие игр на праздниках.
Раздел 9. Священные места.(5ч)
Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе. Беседы о долге,
обязанностях человека. Объяснить возрождение, значение священных мест Челсана
Буурал Баабай, Джарун Хашорой субарга, Кижингинского дацана «Даша Лхумболинг».
Экскурсии на священные места.
Раздел 10. Подведение итогов(5ч)
Презентация своих работ. Показательное выступление. Проектная работа.
2год обучения. (216 ч.)
Раздел 1. Водное занятие (1ч.)
Моя родословная. (15ч)
Знакомство со своей родословной. Составление родословного древа. Разучивание
благопожеланий.
Раздел 2. Народные песни (20ч)
Разучивание народных песен. Встреча с известными исполнителями народных песен села.
Посещение концертов, фольклорных праздников. Прослушивание и просмотр записей
фольклора.
Раздел 3. Бурятский фольклор. (18ч)
Фольклор и фольклорные жанры. Назначение устного народного творчества в жизни, его
место в обществе, в коллективе. Чтение и исполнение поговорок, пословиц, загадок,
песен. (Продолжение)
Раздел 4. Бурятские имена. (15ч)
Значение бурятских имен. Проектная работа «Что означ ает твое имя ?»
Раздел 5. Национальная одежда(20ч)

Ознакомление
обычаев
и
обрядов
бурят,
связанных
с
национальным
костюмом. Национальная одежда. Верхняя одежда. Обувь (одежда летняя и
зимняя).Головные уборы. Бурятский костюм в фольклоре и песенно- музыкальном
жанрах.
Символика
дополнений
костюма..
Раздел 6. Традиционная бурятская пища. (16ч)
Пища как часть культуры народа.Традиционные бурятские блюда. Мясные блюда.
Молочная
пища,
растительная
пища.
Ознакомление обычаев и обрядов бурят, связанных с бурятской кухней.Бурятская кухня в
фольклоре и песенно- музыкальном жанрах.
Раздел 7. Бурятская республика.(15ч)
Приобретение знаний об истории столицы, памятных местах Бурятии. Герб, флаг, гимн
Бурятии. Посещение музеев, памятных мест Бурятии.
Раздел 8. Бурятский орнамент.(20ч)
Использование орнамента в материальной культуре бурят. Отражение в орнаменте стихий
огня, воды, дерева, воздуха, земли. Чтение орнаментов и иллюстраций, составление
благопожеланий, поздравлений на основе орнаментов. Художественное творчество
Бурятии.
Раздел 9. Кто такие буряты?(12ч)
Становление бурятской народности. Племена и роды бурят. Бурятский фольклор. Жанры
бурятского фольклора. Понятие о мифах. Предания и рассказы. Легенды. Сказки.
Раздел 10.Духовная культура бурят. (16ч)
Традиции общения у бурят: приветствие, прощание, гостеприимство. Правила поведения
в
общественных
местах.
Традиции,
обычаи,
этикет.
Культура речи. Красота и богатство родного языка.
Юрта. Дом. Внутреннее убранство жилища. Бурятский двор. Надворные постройки.
Значение «сэргэ». Обряды, связанные с сооружением и заселением жилища.
Благопожелания.
Раздел 11.Семья и семейный быт у бурят.(15ч)
Семья и традиции семейных отношений. Традиции и обряды, связанные с рождением и
воспитанием ребенка.
Раздел 12. Моя малая родина.(12ч)
Об истории возникновения Кижинги. Собирание материалов о малой родине.
Раздел 13. Духовная культура.(16ч)
Представления народа о человеке (пословицы, поговорки, благопожелания). 10 белых
благодеяний, 10 черных грехов. Традиции и обычаи бурят
Раздел 14. Подведение итогов. (5ч)
Презентация своих работ. Показательное выступление. Проектная деятельность.
3 год обучения. (216 ч.)
Раздел 1. Вводное занятие (1ч)
Традиции и обычаи бурят.(10ч)
Свадьба, свадебные обряды, благопожелания, поздравления, игры, песни. Оформление
личной книжки собирателя игр. Опрос информаторов об играх. Запись игры. Опробование
и оценка игры. Систематизация собранного материала. Сравнительный анализ

Раздел 2. Символика в традиционной культуре бурят.(10ч)
Использование символики чисел в обрядах жизненного цикла (рождении, создании семьи,
рождении и воспитании детей). Использование цветовой символики в декоре предметов
материальной культуры. Посещение музеев и выставок народного искусства.
Раздел 3.Мифы и легенды.(20ч)
Чтение легенды о Байкале. Прослушивание записи легенды о Бальжинхатан.
Собирание и изучение легенд малой родины. Исследовательская деятельность
Раздел 4. Эрын 3 наадан. (16ч)
Состязания по стрельбе из лука, конной скачке, национальной борьбе. Выступление
детских фольклорных коллективов на праздниках.
Раздел 5. Буддийская религия (12ч)
Ознакомление с религией бурятов и божествами. Прослушивание и просмотр записей.
Священные места. Беседа о долге, обязанностях человека. Святой долг перед родной
землѐй, сородичами, грядущим поколением. Отношение человека к природе в наше время.
Раздел 6. Пять разновидностей животных. (10ч)
Значение разведения разновидностей животных. Собирание пословиц и поговорок,
загадок о животных.
Раздел 7.Музыкальные инструменты.(12ч)
Ознакомление с бурятскими инструментами. Просмотр видео записей. Экскурсия в
детскую музыкальную школу.
Раздел 8. Восточный календарь.(12ч)
Ознакомление с календарем монголоязычных народов. Система бурятского календаря
животного цикла. Легенды и сказки о животных. Знания бурят в области метеорологии и
астрономии.
Раздел 9. Народные игры и танцы бурят. (15ч)
Разновидности «Шагай наадан». Сравнительный анализ народных игр и традиционных
праздников, опубликованных в сборниках, и современного их бытования. Особенности
хороводного танца «Ёхор»,дуубуляалдаан.
Раздел 10.Семья и семейный быт у бурят.(12ч)
Семья и традиции семейных отношений. Традиции и обряды, связанные с рождением и
воспитанием ребенка.
Раздел 11. Моя малая родина.(12ч)
Об истории возникновения Кижинги. Собирание материалов о малой родине.
Раздел 12. Духовная культура.(15ч)
Представления народа о человеке (пословицы, поговорки, благопожелания). 10 белых
благодеяний,
10
черных
грехов.
Традиции
и
обычаи
бурят
Раздел 13. Байкал. (10ч)
История Байкала. Легенды и предания о Байкале. Прослушивание и просмотр записей
Раздел 14. Культура и искусство Бурятии. (22ч)
Бурятский театр оперы и балета. Бурятский драматический театр им. Х.Намсараева.
Русский драматический театр. Известные артисты наших дней. Посещение театра.
Раздел 15. Предметы украшений.(12ч)

Предметы
украшений.
Женские
украшения.
Мужские
украшения.
Пояс
(значение).Посещение музеев, выставок. Встречи с народными мастерами.
Раздел 16. Учебные заведения Бурятии.(10ч)
Учебные заведения: БГУ, ВСГАКИ, ВСГТУ, БГСХА и т.д. История нашей школы.
Раздел 17. Подведение итогов. (5ч)
Презентация своих работ. Показательное выступление. Проектная деятельность

2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель

36

Количество учебных дней

216

Продолжительность каникул

с 01.06. г. по 31.08. г.

Даты начала и окончания учебного года

с 01.09. по 31.05

Сроки входной диагностики

сентябрь

Сроки промежуточной диагностики

январь

Итоговый мониторинг

май

2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.

Аспекты

Характеристика

Материально-техническое
обеспечение

-Кабинет
- Столы
- Стулья
- Ноутбук
- Портативная колонка

Информационное обеспечение

-аудио
- видео
- фото
- интернет источники

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования.
Образование: высшее
Квалификация: первая
2.3. Формы аттестации






Формы подведения итогов реализации программы:
организация праздников народного календаря;
участие в районных, республиканских, региональных творческих конкурсах.
зачет
творческая работа

Контроль усвоения программы проводится на обобщающих занятиях в конце
каждого полугодия и на отчѐтном концерте в конце учебного года. Способы проверки
усвоения программы: педагогическое прослушивание и наблюдение, педагогический
анализ и тестирование , самоанализ выступлений.
2.4. Оценочные материалы
Показатели качества реализации ДООП Методики
Методики диагностирования творческого
развития обучающихся
Составители:
Макарова Т.Е., кандидат педагогических
наук, Почетный работник общего
образования РФ, доцент кафедры
педагогики и психологии ДО ФГПОУ ВО
«СГСПУ»

Уровень развития творческого потенциала
учащихся

Юсупова В.В., Почетный работник
общего образования РФ, методист
высшей
квалификационной категории МБУ ДО
«ЦВО «Творчество» г.о. Самара

di

Уровень развития социального опыта
учащихся

Тест «Уровень социализации личности»
(версия Р.И.Мокшанцева)

Уровень теоретической подготовки
учащихся

Смотреть ПРИЛОЖЕНИЕ №1

2.5. Методические материалы
При реализации программы используются следующие методы, приемы, формы
обучения:
Методы:
 словесные – рассказ, беседа, выразительное чтение;
 наглядные – показ народных игр, демонстрация иллюстративного материала,
презентации, видеосюжеты;
 практические – апробирование народных игр, песен, создание сборника народных
песен, показательные выступления (концерты, инсценировки).



инновационные методы и приемы - к инновационным формам учебных занятий
можно отнести:
 интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях
(вокруг одной темы объединяется материал нескольких
предметов. Особенности интегрированного занятия – четкость,
компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность
учебного материала на каждом этапе занятия, большая
информативная емкость материала, проходит в форме
занимательной, увлекательной игры.);
 мастер-классы;
 занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и так
далее;
 занятия, основанные на методах общественной практики:
репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, устный
журнал, диспуты, круглый стол, газета и так далее;
 занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и другие.

Приемы:
 импровизация на свободную или заданную тему, использование метафор, притч,
сказок, увлечение творческим поиском;
 организация групповой деятельности, творческая игра, коллективное творческое
дело, творческие соревнования, конкурсы, фестивали.
Принципы, на которых реализуется программа:
 Доступность, познавательная наглядность
 Учет возрастных особенностей
 Сочетание теоретических и практических форм деятельности
 Психологическая комфортность
При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов
деятельности: игровой и познавательной
Формы организации образовательной деятельности:
 организация экскурсий: дацан, детской школы искусств;
 посещение концертов фольклорных коллективов района, республики;
 сбор материалов;
 отчетные показательные выступления;
 проведение школьного фестиваля народного творчества «Белый месяц».
 инсценированные представления;
 тематические вечера;
 показательные выступления.

Педагогические технологии:
 Технология индивидуального обучения- организация учебного процесса, при
которой индивидуальный подход и индивидуальная форма проведения занятий
является приоритетным.


Технология группового обучения- это технология обучения в совместной
деятельности. Она является составной частью личностно-ориентированного
подхода, концепции развивающего обучения.



Концепцией групповой работы является концепция сотрудничества – как идея
совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной
взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным
анализом хода и результатов этой деятельности.
Технология коллективного взаимодействия- данный метод направлен на
формирование у учеников навыков адекватного реагирования на проблемы,
совместного решения установленных проблем, обобщения и систематизации
мнений окружающих.
Кроме того, метод особенно эффективен в работе с учащимися, у которых слабо
развиты коммуникативные навыки, и побуждает их высказывать свое мнение
сначала в условиях парной работы, а затем в работе больших групп. Метод
позволит учителю выслушать мнения всех учеников в отношении поставленного
вопроса и достичь единого мнения всего класса без общего обсуждения.





Технология дистанционного обучения- это совокупность методов и средств
обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение
учебного процесса на расстоянии на основе использования современных
информационных и телекоммуникационных технологий.
Технология исследовательской деятельности-это особый вид интеллектуальнотворческой деятельности на основе поисковой активности и на
базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на
постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их
упорядочение и систематизацию.



Проектная технология- Метод проектов не является принципиально новым в
мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его
называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического
направления в философии и образовании, разработанными американским
философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х.
Килпатриком. Чрезвычайно важно было показать детям их личную
заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны
пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной
жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо
приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.



Здоровьесберегающая технология- это система мер по охране и укреплению
здоровья детей, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов
образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребѐнка на всех
этапах его обучения и развития.

Дидактические материалы:
 Раздаточные материалы
 Инструкции
 Технологические карты

Используемые образовательные ресурсы
1. Бабуев,С.Д. Бальжинимаева. Ц.Ц. Буряад зоной урданай hуудал байдалай
тайлбари толи. Улан-Удэ «Бэлиг»2004год.
2. Бабуева В.Д. Мир традиций бурят. Улан – Удэ, 2001.
3. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. – Улан-Удэ, 2004.
4. Батажаргалай Сэрсэгмаа. Заяанаймнай заншал. -Улан –Удэ , 1999.
5. Бадмацыренова Ц.Б. Буряад арадай хүүгэдэй аман зохеол. Улан-Удэ
«Бэлиг»2008год.
6. Будаев. Ц-Д.Б. Нютагаймнай сэсэгүүд. - Улан - Удэ, 2003.
7. Бурятский фольклор. Отв. редактор Уланов А.И. -Улан –Удэ, 1970.
8. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Москва.
Просвещение. 2011год.
9. Герасимова. К.М. Традиционная обрядность монгольских народов.
Новосибирск, 1992.
10. Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. Традиционная культура
бурят. Улан – Удэ, 2000.
11. Гунгаров В.Ш., Бардаханова С.С., Бальжинимаев Д.Ц. Буряад үльгэрнүүд. Улан – Удэ, 1983.
12. Замбалова Т.Д. Табан хушуу мал. - Улан –Удэ, 1999.
13. Из опыта работы учителей бурятского языка и литературы школ
Тункинского района. с. Кырен, 2004.
14. История и культура бурятского народа. Под. ред. Т.М. Михайлова. – УланУдэ, 1999.
15. Михайлова Т.М. История и культура бурятского народа. - Улан – Удэ, 1999.
16. Номтоев Ц.Н. Эрдэм бэлиг  эрхим баян.  УланУдэ, 1991.
17. Содномов С.Ц. Работа над загадками в начальных классах.  Сб. ст.:
Научные труды молодых ученых.  Ч.1.  УланУдэ, 1996.  с. 7577.
18. Содномов С.Ц. Развитие устной речи при выразительном чтении
фольклорных текстов.  Сб. ст.: Научные труды молодых ученых.  Ч.
2.  УланУдэ, 1996.  с. 133136.
19. Содномов С.Ц. Хэлэлгэ хүгжөөлгэдэ аман зохѐолой уран аргануудай
нүлөө.  Сб.ст.:
Всероссийская
научно  практическая
конференция
Санжеевские чтения  4.  УланУдэ, 1999.  с. 137141.
20. Содномов С.Ц. Развитие устной речи учащихся начальных классов
бурятской школы в процессе изучения родного фольклора. – Улан- Удэ: изд-во
БГУ. - 2000.
21. Тумунов Ж.Т. Этнопедагогика агинских бурят. - Чита, 1998.
22. Түмэн таабари. Суглуулбари. Дугар-Нимаев Ц.А., Даксанова Б.Д.,
Жалсанова Р.Ж. - Улан - Удэ, 1981.
23. Түрэл арадаймнай түүхэ, заншал. – Улан-Удэ, 2005.
24. Хүмүүжүүлгын дүрбэн тулга. – улан-Удэ, 1996.
25. Цырендоржиева Б-Х.Ж. Хүн болохо бага\аа. - Улан – Удэ, 2000.

Электронные образовательные ресурсы.
1. www.buryatia.org
2. www. buryat-mongolia.info
3. https://vk.com/clu
4. https://www.youtube.com
1.5. https://www.youtube.com
1.6. https://www.infpol.ru
1.7. https://www.culture.ru

Приложение№1

Диагностический инструментарий оценивания качества реализации
дополнительной общеобразовательной программамы
«АЯЛГА»
МУ ДО Кижингинский ЦДТ

2022г.

Аннотация.
Данные
материалы
предназначены
для
мониторинга
результативности
образовательного процесса на занятиях.
Диагностические материалы помогут педагогу определить не только уровень
усвоения содержания дополнительной общеобразовательной программы «Аялга», но и
определять способность обучающихся применять на практике приобретенные знания,
умения, навыки.
Использование диагностического инструментария на всех уровнях организации
образовательной деятельности позволит систематизировать оценочный процесс и
выработать критерии оценки качества и формы фиксации результатов

Диагностирование осуществляется по направлениям:
1.
Диагностирование уровня обученности (предметных результатов), главной
задачей является оценка реального объѐма и качества знаний, умений и навыков.
2. Диагностирование уровня личностного развития (это - метапредметные и
личностные результаты ), главной задачей является оценка влияния занятости выбранным
видом деятельности на их личностное развитие с учѐтом индивидуальных особенностей
детей.
Диагностика результатов обучения обязательный компонент образовательного
процесса в УДОД. Осуществление построения задач и результатов по их значимости:
Предметные результаты - достигаются обучающимися в процессе изучения
предмета и выражаются в уровне усвоении обучающимися изучаемого предмета (знания,
умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности).
Личностные результаты – это система ценностных отношений к себе, обучению,
другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его
результатам.
Уровень сформированности личностных результатов обучающихся:
1. Соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении.
2. Участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего
социального окружения, общественно-полезной деятельности.
3. Инициативе и ответственности за результаты обучения, готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
4. Готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной
траектории, в том числе выбор направления профильного образования,
проектирование индивидуального образовательного маршрута.
5. Ценностно-смысловых
установках обучающихся:
ценности
здорового
и
безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества,
ценности уважения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
вере и т.д.
Метапредметные результаты – результаты формируются в организации своей
деятельности, умения планировать и оценивать свою деятельность, применять
полученную информацию на практике и переносить во внеучебную (жизненную)
деятельность.
Метапредметные результаты отражают:

1. Способность самостоятельно определять цель своего обучения, ставить новые
задачи и развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Умение планировать самостоятельно путь достижения целей и определять
способы решения учебных и познавательных задач.
3. Умение соизмерять свои действия с прогнозируемыми результатами,
контролировать процесс достижения результатов, и вносить
корректировки в
изменяющеюся ситуацию.
4. Способность оценивать собственные возможности при выполнении задачи.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществление выбора деятельности.
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать
выводы.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач.
8. Смысловое чтение.
9. Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
10. Умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью.
11. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть
отделены друг от друга в современном образовании.
Диагностический инструментарий.

Индивидуальная карточка учѐта
результатов предметных умений.

№

Фамилия, имя ребѐнка_____________________________________
Возраст__________________________________________________
Название детского объединения_____________________________
Ф.И.О. педагога___________________________________________
Дата начала наблюдения____________________________________
Параметры результативности

Оценка
(баллы)

п/п
1
1.

Сосредоточенно работать над учебным материалом более или менее
интересным

2.

Сосредоточенно работать, даже если твоя работа не будет иметь успеха

3.

Ответственно относиться к выполнению различных поручений на
занятии

4.

Выполнять индивидуальные задания на занятии

5.

Выполнять задания вне занятия, т.е. дома

6.

Организовывать работу других на занятии

7.

Помогать другим обучающимся по заданию педагога
Общая сумма баллов:

Баллы:
1 – не умею
2 – умею иногда
3 – умею с чьей-то помощью
4 – умею, но в зависимости от сложности материала
5 – умею всегда
Оценка результатов по уровням:
Низкий уровень – 0– 10 баллов
Средний уровень – 11 –20 баллов
Высокий уровень – 21 – 30

2

3

4

5

Индивидуальная карточка учѐта
проявления личностных способностей
Фамилия, имя ребѐнка________________________________________
Возраст____________________________________________________
Название детского объединения________________________________
Ф.И.О. педагога_____________________________________________
Дата начала наблюдения______________________________________

№

Параметры результативности

п/п

Оценка
(баллы)

1 2 3 4 5
1.
2.
3.

4.

5.

Соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном
учреждении.
Участие в общественной жизни образовательного учреждения и
ближайшего
социального окружения, общественно-полезной деятельности.
Инициатива и ответственность за результаты обучения, готовность и
способность к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
и познанию.
Готовности и способности делать осознанный выбор своей
образовательной
траектории, в том числе выбор направления профильного
образования,
проектирование индивидуального образовательного маршрута.
Ценностно-смысловых установках обучающихся: ценности
здорового и безопасного
образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и
общества, ценности
уважения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, вере и т.д.
Общая сумма баллов:
Баллы:
1 – не умею
2 – умею иногда
3 – умею с чьей-то помощью
4 – умею, но в зависимости от сложности материала
5 – умею всегда
Оценка результатов по уровням:
Низкий уровень – 1 – 9 баллов
Средний уровень – 10 – 20 баллов
Высокий уровень – 21 – 25 баллов

Индивидуальная карточка учѐта
результатов метапредметных умений
Фамилия, имя ребѐнка_____________________________________
Возраст__________________________________________________
Название детского объединения_____________________________
Ф.И.О. педагога___________________________________________
Дата начала наблюдения____________________________________
№ Параметры результативности
п/п
1.

2.
3.

4.

5.

Способность самостоятельно определять цель своего обучения, ставить
новые
задачи и развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности.
Способность оценивать собственные возможности при выполнении
задачи.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществление
выбора деятельности.
Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы
для решения учебных и познавательных задач.
Общая сумма баллов:

Баллы:
1 – не умею
2 – умею иногда
3 – умею с чьей-то помощью
4 – умею, но в зависимости от сложности материала
5 – умею всегда
Оценка результатов по уровням:
Низкий уровень – 1 – 9 баллов
Средний уровень – 10 – 20 баллов
Высокий уровень – 21 – 25 баллов

Оценка
(баллы)
1 2 3

4

5

Основные показатели результативности диагностирования:
1. Сохранность контингента обучающихся в течении учебного года.
2. Умение педагога прогнозировать индивидуальный рост обучающегося и
перспективу его развития.
3. Заинтересованность обучающихся к занятиям в детском объединении и педагогу.
4. Освоение обучающимися общеобразовательной программы.
5. Соответствие результатов целям программы.
6. Корректировка общеобразовательных программ.
7. Результаты тестов, зачетов, экзаменов, соревнований и т.д.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».