ДООП Я -Лидер!

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цель, задачи, ожидаемые результаты

1.3.

Содержание программы

2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1.

Календарный учебный график

2.2.

Условия реализации программы

2.3.

Формы аттестации

2.4.

Оценочные материалы

2.5.

Методические материалы

2.6.

Список литературы

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы (общий
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:


Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».



Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г. (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).



Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи",
утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 года № 28.



Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным общеобразовательным программам»


Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».



Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе
МУ ДО Кижингинский Центр детского творчества (приказ муниципального
учреждения дополнительного образования № 1/1- О/Д от 25.01.2019г.)

Актуальность:
«…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого,
ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине,
общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей,
которые живут рядом».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
В.В.Путин
Актуальность программы видится в происходящей в России реформе системы
образования,

включения

дополнительного

образования

в

категорию

образования,

получаемого в течение всей жизни, что соответствует принципу государственной политики в
сфере образования. Программа базируется на нормах Федерального закона «Об образовании
в Российской Федерации» и Концепции развития дополнительного образования детей, как
ключевых нормативно-правовых актов в сфере дополнительного образования. В Концепции
развития дополнительного образования детей обозначено, что Актуальной становится такая
организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в
общественные и экономические процессы.
В качестве отличительных особенностей данной программы можно выделить следующее:
программа «Я-лидер» дает ребятам знания и умения, необходимые для успешной
социализации и конкурентоспособности в обществе в условиях очно-заочного обучения.
Обучение по данной программе рассчитано на 2 года и представляет собой систему
взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, проводятся обсуждения и
дискуссии на интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства
малым коллективом или группой, техника ведения разговора, спора, умение упорядочить
точки зрения, достигать согласия и находить решения в группе.
Кроме того, программа подразумевает использование направлений Российского движения
школьников,

такие

как:

гражданская

активность,

личностное

развитие,

военно-

патриотическое, информационно – медийное. Занятия проходят не только в лекционной
форме, но и в форме круглого стола, квеста, игры, тренинга, устного журнала, что создает
наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У
подростков появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные
навыки,

решить

определенные роли.

личностные

проблемы,

в

безопасной

обстановке

апробировать

Данная программа является победителем Федерального проекта "Успех каждого ребенка"
национального проекта «Образование», что дало возможность ЦДТ получить субсидию на
реализацию дополнительной общеразвивающей программы по социально-гуманитарной
направленности «Я – Лидер!» сумму в размере 746000 рублей на пополнение материальнотехнической базы.
Было приобретено техническое оборудование для развития кружка: (мобильный компьютер,
диктофон, микрофон, видеокамера, комплект проекционный тип 1, акустическая система тип
1, МФУ)
Приобретение оборудования дало новый импульс для работы объединения «Я – Лидер!» и в
общей работе всего Российского движения школьников района.
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):


Я – лидер



РДШ – для личностного роста Лидера



Проектный блок (разработка и реализация молодежных проектов)



Сценическое искусство (театральные постановки)



Здоровый образ жизни (волонтерское движение)



Информационный блок (журналистика)

Вид программы:
Программа «Я – лидер!» является модифицированной и адаптированной для
дополнительного образования детей.
Направленность программы: социально-гуманитарная
Адресат программы: Программа ориентирована на учащихся 7-11 классов. Принимаются все
желающие. Учащиеся, поступающие на программу, проходят собеседование, направленное на
выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности.
Занятия проводятся в группах. Объединение комплектуется на основании заявлений законных
представителей учащихся (самих учащихся с 14 лет). Группы формируются из школьников
разного возраста на добровольной внеконкурсной основе.
Срок и объем освоения программы:
2 года
«Стартовый уровень» - 1 год лет, 144 педагогических часов;


«Базовый уровень» - 2 год, 216 педагогических часов;



Элективные курсы – 72 часа

Форма обучения: очная, очно-заочная
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные,
разновозрастные.
Режим занятий:
Предмет

Стартовый

Базовый

уровень

уровень

Я – лидер
Организаторская техника лидера
РДШ - для личностного роста Лидера
Проектная деятельность (разработка и реализация
молодежных проектов)

6 часов в

Сценическое искусство (театральные постановки)

4 часа в неделю;

неделю;

Волонтерское движение

144 часа в год.

216часов в

Здоровый образ жизни (волонтерское движение)

год.

Информационный блок (журналистика)
ЗОЖ
Правовое воспитание

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: Создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки
лидерских качеств детей и подростков, вовлечение их в деятельность, способствующую
реализации личностного потенциала.
Задачи:
Образовательные (обучающие) - способствовать формированию: лидерских качеств,
психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии.
научить: осознавать и верить в собственную эффективность; брать ответственность за свое
движение в жизни на себя; ставить правильные вопросы перед собой
Развивающие – способствовать развитию: аналитического и критического мышления,
самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных
способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и
настойчивости; умения самокритичного отношения к себе

Воспитательные – создать условия для: нравственного становления учащихся, мотивации к
социально значимой деятельности, активизации ученического самоуправления, создания
благоприятного психологического климата снижения уровня тревожности в детском
коллективе.
Оздоровительные
формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни; организовать
физически активный отдых, развивать физические способности.

Ожидаемые результаты:

Знать

Уметь

Стартовый уровень

Базовый уровень

Основные качества и типологию лидера
Стадии развития коллектива
Этапы КТД
Основы организаторской деятельности
Основы общения;
Содержание понятия «конфликт» и пути
разрешения;
Основы оформительского мастерства;
Основы публичного выступления;
Основные этапы создания проекта;
Методики организации и проведения массовых
мероприятий;

Командные роли и основы
формирования команды
Качества конкурентоспособной
личности
Основы толерантных
отношений
Этапы социального
проектирования
Составляющие здорового
образа жизни
Права и обязанности учащихся
Формы организации массовых
мероприятий

Свободно общаться
Участвовать в играх, тренингах
Высказывать свое мнение
Организовывать КТД
Составлять портфолио
Запоминать ролевые слова;
Находить нужные позы и действия;
Произносить одну и ту же фразу с разной
интонацией;

Грамотно и объективно
оценивать и позиционировать
себя в определенном социуме
Работать в команде
Разработать и реализовать
социальный проект
Избегать конфликтов и
разрешать их
Организовать и провести
массовое мероприятие
Ставить и достигать цели
Активно участвовать в
дискуссиях, отстаивать свое
мнение
читать наизусть текст,
правильно расставляя
логические ударения;
строить диалог с партнѐром;

Стартовый уровень

Базовый уровень
импровизировать.

владеть навыками публичного выступления;
работать в команде;
владеть основными навыками оформления,
стенных газет, выставок;
создавать и реализовывать социальный проект;
владеть навыками ИКТ;
Владеть использовать приобретенные умения и навыки в
практической деятельности и реальной жизни:
участие в школьных общественных организациях,
оценки собственной точки зрения в качестве
лидера школьного самоуправления.
Пониманием социальной реальности и
повседневной жизни.

владеть навыками словесного
действия;
развивать навыки управления
эмоциями, самооценки,
взаимодействия;
преодолевать и разрешать
конфликтные ситуации;
организацией КТД;
составления портфолио.
Ценностным отношением к
социальной реальности в
целом.
Элементарными навыками
актерского мастерства
Коллективным творчеством

1.3. Содержание программы
Стартовый уровень (1 год обучения)
Раздел 1 – Кто такой лидер?
“Школа юного лидера”: вводное занятие. Понятия “лидер”, “организатор”,
“руководитель”. Определение понятийного аппарата лидера. Знакомство с книгой
А.А.Куманѐва “Раздумья о будущем”.
Представление о себе, как о лидере. Тест “Я – лидер”. Самооценка лидерских качеств.
Лидер – ориентир.
Практикум по итогам теста. Работа с результатами теста, Определение индивидуального
маршрута развития каждого лидера по результатам теста. Советы английских учѐных
М.Вудсона, Д. Френсиса.
Кто такой лидер? Их роли. Общие и специфические качества лидера.Лидер – созидатель,
лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры –
генераторы эмоционального настроя.
Раздел 2. Организаторская техника лидера.
Я и команда. Готовность стать лидером. Правила работы с командой. Элементы
организационной работы. Хочу стать лидером. Могу стать лидером. Не могу стать лидером.
Буду лидером. С чего начну свою деятельность в качестве лидера. Что не буду делать в

качестве лидера. Как буду удерживать престиж лидера. На кого буду опираться. С кем буду
советоваться. Будут ли у меня секреты? Чем буду обогащать и подпитывать мой опыт
лидера. Как буду готовить других лидеров.
Правила руководства. Правила наименьшего действия, заинтересованности исполнителя,
двойного контроля, необходимой квалификации, реальных возможностей, руководства с
отклонениями, использования автономии.
Принципы организаторской деятельности. Составляющие мастерства лидера.
Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной
деятельности, совокупность способов достижения цели. Организаторские знания, умение
владеть собой, управлять своим эмоциональным состоянием, техника речи, умение
сотрудничать с коллективом и каждым его членом.
Понятие “стиль работы лидера”, его виды. Типы лидеров – регламинтатор, коллегиал,
объективист, волокитчик, максималист, хлопотун, спринтер. Сильные и слабые стороны
типов лидеров. Определение эффективного стиля.
Практикум “Чемодан лидера”. Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики,
жестов, техники речи, зрительной памяти, наблюдательности – “На что похоже”, “Что
нового?”, “Биография по взглядам”, “Живые вещи”, “Зондирование души объекта”
(К.С.Станиславский).
Раздел 3 –Знакомство с РДШ.
Понятие «общественное объединение», «общественная организация». Скаутское движение.
Всесоюзная пионерская организация – история пионерии в истории страны. Знакомство с
общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией
«Российское движение школьников» («РДШ»).
Раздел 4 – Проектная деятельность.
Вводное занятие: Проект. Что это? Дать понятие слову – Проект. Объяснение.
Где использует человек проекты, с какой целью? Дать объяснение написания проекта, его
введения в жизнь школьника. Значения создание проекта для личностного роста Лидера.
Как увидеть проблему? Раскрытие понятия – проблемы в Проекте. Трудности в создании и
реализации Проекта.
Чем проект отличается от исследования? Дать понятия – Исследования. Научиться их
различать.
Основные этапы исследовательской деятельности.

Проектная деятельность в работе лидера, организатора. Осознания важности роли
Проекта в личностном росте Лидера. Написание рабочего Проекта.
Творческие учебные проекты (выбор, составление плана, распределение по этапам, выбор
источников информации, описание) Поэтапное изучения составления Проекта. Работа в
коллективе, создания и осознания командного духа.
Подготовка и реализация различных проектов (акций, конкурсов, соревнований и т.д.)
Создание и реализация Проекта.
Раздел 5 Сценическое искусство
Правила поведения на сцене. Сценическая культура.
Литература и Интернет-ресурсы. Выбор произведения. Распределение ролей.. Сценарии.
Как построить свое выступление. Сочиняем сами. Сценарные планы конкурсов. Написания
сценария для выступления, его порядок, актерская игра и музыкальное сопровождение
выступления. Организация тематических мероприятий в учреждениях.
Раздел 6. Волонтерское движение
Вводное занятие. Кто такой волонтер? Знакомство с планом работы. Дать определение
слову «Волонтер». Создания Кодекса и плана работы. Работа с планом Волонтерского
движение.
Профилактика и пропаганда ЗОЖ среди школьников и населения. Устраивать акции, лекции,
флэшмобы и т.д. для пропаганды ЗОЖ.
Проектная деятельность в работе волонтерского движения. Осознания важности
проектной деятельности для Волонтерского движения, создание проектов, и их
осуществление.
Раздел 7. Информационно-аналитический, журналистика
Вводное занятие: Обзор современных средств массовой информации; Что такие СМИ,
различие современное СМИ.
Знакомство с нормами профессиональной этики журналиста; обучение азам журналистики,
интервьюированию, профессиональной этике.
Изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, репортаж,
интервью и т. д.); изучение жанров журналистики, их особенности и различия, создание
Газеты на базе Кижингиского Центра детского творчества. Сотрудничество с редакцией
«Долина Кижинги».

Содержание программы:
2-й год обучения
Раздел 1 – Кто такой лидер?
“Школа юного лидера”: вводное занятие. Понятия “лидер”, “организатор”,
“руководитель”. Определение понятийного аппарата лидера. Представление о себе, как о
лидере. Тест “Я – лидер”. Самооценка лидерских качеств. Лидер – ориентир.
Практикум по итогам теста. Работа с результатами теста, Определение индивидуального
маршрута развития каждого лидера по результатам теста. Советы английских учѐных
М.Вудсона, Д. Френсиса.
Кто такой лидер? Их роли. Общие и специфические качества лидера.Лидер – созидатель,
лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры –
генераторы эмоционального настроя.
Я и команда. Готовность стать лидером. Правила работы с командой. Элементы
организационной работы. Хочу стать лидером. Могу стать лидером. Не могу стать лидером.
Буду лидером. С чего начну свою деятельность в качестве лидера. Что не буду делать в
качестве лидера. Как буду удерживать престиж лидера. На кого буду опираться. С кем буду
советоваться. Будут ли у меня секреты? Чем буду обогащать и подпитывать мой опыт
лидера. Как буду готовить других лидеров.
Правила руководства. Правила наименьшего действия, заинтересованности исполнителя,
двойного контроля, необходимой квалификации, реальных возможностей, руководства с
отклонениями, использования автономии.
Принципы организаторской деятельности. Составляющие мастерства лидера.
Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной
деятельности, совокупность способов достижения цели. Организаторские знания, умение
владеть собой, управлять своим эмоциональным состоянием, техника речи, умение
сотрудничать с коллективом и каждым его членом.
Понятие “стиль работы лидера”, его виды. Типы лидеров – регламинтатор, коллегиал,
объективист, волокитчик, максималист, хлопотун, спринтер. Сильные и слабые стороны
типов лидеров. Определение эффективного стиля.
Практикум “Чемодан лидера”. Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики,
жестов, техники речи, зрительной памяти, наблюдательности – “На что похоже”, “Что
нового?”, “Биография по взглядам”, “Живые вещи”, “Зондирование души объекта”
(К.С.Станиславский).

Раздел 2 –Знакомство с РДШ.
Вводное занятие: РДШ- Что это? Дать понятие аббревиатуре – РДШ. Цели, задачи.
Значения для личностного роста Лидера. Участие в проектах.
Раздел 3 ЗОЖ.
Профилактика и пропаганда ЗОЖ среди школьников и населения. Устраивать акции,
лекции, флэшмобы и т.д. для пропаганды ЗОЖ.
Раздел 4. Сценическое искусство
Правила поведения на сцене. Сценическая культура.
Литература и Интернет-ресурсы. Выбор произведения. Распределение ролей.. Сценарии.
Как построить свое выступление. Сочиняем сами. Сценарные планы конкурсов. Написания
сценария для выступления, его порядок, актерская игра и музыкальное сопровождение
выступления. Организация тематических мероприятий в учреждениях.
Раздел 5. Информационно - аналитический (журналистика)
Вводное занятие: Обзор современных средств массовой информации; Что такие СМИ,
различие современное СМИ.
Знакомство с нормами профессиональной этики журналиста; обучение азам журналистики,
интервьюированию, профессиональной этике.
Изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, репортаж,
интервью и т. д.); изучение жанров журналистики, их особенности и различия, создание
Газеты на базе Кижингиского Центра детского творчества. Сотрудничество с редакцией
«Долина Кижинги».
Раздел 6. Волонтерское движение
Вводное занятие. Кто такой волонтер? Знакомство с планом работы. Дать определение слову
«Волонтер». Создания Кодекса и плана работы. Работа с планом Волонтерского движение.
Проектная деятельность в работе волонтерского движения. Осознания важности проектной
деятельности для Волонтерского движения, создание проектов, и их осуществление.

Содержание программы
№ Тема
п/п занятия

Содержание

Теоретическая
деятельность
Беседа, рассказ,
социологически
й опрос, анкета,
выявление
интересов
и
запросов

1.

Вводное занятие.
«Как здорово, что все
мы здесь сегодня
собрались»

Знакомство
с
коллективом,
представление каждого ребенка.
Проведение
социологического
опроса. Анкетирование
Выявления интересов и запросов
детей
Техника безопасности

2.

«Добро пожаловать!
Или
посторонним
вход запрещен»
(игровая программа)

Вопросы
знания
молодежной Беседа
политики. Игры и конкурсы на Вопросы по теме
знакомство, умение представить
себя, свое «я» в незнакомом
коллективе.

3

Лидер,
основные
качества лидера
Организатор.
Руководитель

Общие и отличительные признаки
лидера,
организатора,
руководителя.
Руководитель
и
формальный
лидер.
Основные
качества и способности лидера.
Лидер-создатель.
Лидерразрушитель. Лидер инициатор.
Деловой лидер.

4

Современное
Умение ориентироваться в потоке Тест, карточки с
понимание лидерства. информации, навыки употребления вопросами,
«Я – лидер?»
терминов. Понятийный аппарат. составление эссе
Умение проанализировать свое
состояние,
настроение,
работоспособность

Понятия
«лидер»,
«организатор»,
«руководитель».
Типология
лидерства.
Формальный и
неформальный
лидер.
Лидерские
качества,
наиболее часто,
встречающиеся
у
успешных
лидеров.
Рейтинг качеств.
Их
роли.
Специфические
и
общие
качества лидера.

Практическ
ая
деятельност
ь
Тренинг
знакомства,
анкетирован
ие
«Знакомство
»
Игры
на
знакомство
«Я самый,
самый»).
Игры:
«Выбор»
«Таблички с
именами»
«Снежный
ком»
«Снежный
ком – 2»
Тест
по
выявлению
лидерских
качеств «Я лидер»,
работа
с
результатам
и
теста.
Составление
рейтинга
качеств
лидера.
Шифровка
«ЛИДЕР».
Составление
портрета
лидера.
Творческая
работа «Кто
такие
лидеры?».
«Свеча»
«Лед
и
пламень»
«Пузырь»
«Бумажная
гармонь»

5

«Разнобой»
«Назовись!»
Самооценка
Навыки
самодиагностики
и Стиль поведения «Молекулы»
лидерских
качеств. самооценки.
Особенности
«Три
Почерк лидера
Умение выделять различные стили стилей
мушкетера»
работы лидера, знание основных
«Гордиев
особенностей каждого стиля.
узел»
«Газета»
«Построитьс
я по росту»
«Поворот»
«Встаньте в
круг»

6

Организаторская
техника лидера

Организаторская
техника
как
форма
организации
поведения
лидера, средство его успешной
деятельности,
совокупность
способов
достижения
цели.
Готовность стать лидером. Правила
руководства.
Понятие
«стиль
работы
лидера»,
его
виды.
Принципы
организаторской
деятельности.

Практикум «Я и
мы, Кто я?»тренинговое
занятие.

Деловая
игра
«Выборы»,
Тест
по
выявлению
организатор
ских
способносте
й. Комплекс
ролевых
упражнений,
игры
на
взаимодейст
вие
и
сплочение.

7

Я – участник, я - Умение
руководить
группой,
исполнитель
принимать коллективные решения,
достигать соглашения, уважать
чужое мнение и чужие ценности,
завоевывать
авторитет
через
практику в роли ведущего группы
или программы.

Тренинг
«Лидер
группы»,
«Кто, если
не я»

8

Типы лидеров
Формула успеха

Умение
руководить
группой,
принятие
коллективного
решения,
достижение
соглашения
Тест
на
выявление
лидерских
качеств. Работа с
результатами
теста.

9

Основные
методики
коллективнотворческой

Работа
над
ролью-заданием,
проведение
коллективно-

Упражнение
«Пикассо»,
«ITтренинг»

Формальный и неформальный
лидер. Целостность личности и
комплексность свойств лидера.
Структура личности лидера. Типы
лидеров: лидер – созидатель, лидер
– разрушитель, лидер – инициатор,
лидер – умелец, деловой лидер,
лидеры
–
генераторы
эмоционального настроя.
идеи Коллективно-творческое
дело.
Виды КТД. Стратегия, тактика и
технология
КТД.
Методика
организации и проведения КТД:

Практикумы
«Чемодан
лидера»,
«Кто
я?»,
«Голосуй за
меня»

деятельности

предварительная
работа,
коллективное
планирование,
коллективная подготовка дела,
проведение дела, коллективное
подведение итогов, важнейшее
последствие. Формы коллективной
рефлексивной деятельности.

творческого
дела, разработка
своего КТД по
стадиям.

10

Методика КТД.
КТД «Мозаика»

11

Игры
на
сплочение.
Игры
и
упражнения
на
командообра
зование
и
доверие:
«Без
командира»,
«Смысл
моего
имени»,
«Расскажи
обо
мне»,
«Вавилонска
я
башня»,
«Лидерство
в
детской
организации
.
Основные
приемы Основные приемы формирования Упражнения
Игры
на
формирования
команды.
Уровни
развития «Говорящие
сплочение.
команды
коллектива. Группы и коллективы. руки».
«Если Игры
и
Виды групп и виды коллективов. команда, это..»
упражнения
Формальная
и
неформальная Лидерство
в на
структуры
коллектива,
их детской
командообра
взаимодействие.
организации
зование
и
доверие:
Подготовка
и Навыки работы с коллективом, Работа в группе Практикум
проведение
умение решать психологические
работа
в
мероприятий
трудности и проблемы.
группах.
Решение
задач
Методы
Теория и практика проведения
Алгоритм
Составление
взаимодействия в
собрания. Виды встреч. Работа с
проведения
алгоритма
группе
разным количеством участников
собрания,
проведения
собраний, встреч, вечеров.
алгоритм
собрания,
проведения
встречи,
вечера
вечера

12

13

14

Принципы и правила КТД, умение Что
такое
придумывать
КТД
различных КТД?алгоритм
видов. Навыки проведения КТД
создания КТД,
виды КТД
Команда
и Основные приемы формирования Основные
командообразование
команды.
Уровни
развития приемы
коллектива. Группы и коллективы. формирования
Виды групп и виды коллективов. команды.
Формальная
и
неформальная Уровни развития
структуры
коллектива,
их коллектива.
взаимодействие.
Группы
и
коллективы.
Виды групп и
виды
коллективов, их
взаимодействие.

Составление
КТД

15

Конфликты и пути их
разрешения

Что такое конфликт. Виды
конфликтов. Решения конфликта

Понятие
конфликта, виды
конфликта,
конфликты и
пути их
разрешения.

16

Искусство общения.
Давай
с
тобой
поговорим. Диалог? –
Спор!

Понятие «общение», «собеседник».
Виды
и
функции
общения.
Вербальное
и
невербальное
общение. Овладение способами
эффективного общения. Общение в
группе. Коммуникативные умения и
навыки

17

Работаем вместе.
Коллектив. Жизнь
коллектива

Стадии развития коллектива.
Навыки коллективной деятельности
группы.

беседа,
практическая
работа
в
группах. Игры
на
взаимодействие
сплочение
команды
Стадии развития
коллектива.
Навыки
коллективной
деятельности
группы
Проведение
дебатов,
диспутов, прессконференций.

18

Упражнения
и Навыки
коллективной
групповые тренинги
деятельности. Умение работать в
группе.
Умение
работать
в
неблагоприятной
обстановке.
Моделирование
стрессовой
ситуации и варианты выхода из нее.
Игра
Виды, типы игр и их значение.
Игровое
Методика проведения различных
моделирование
видов игр. Этапы организации игры.
действительности
Игровые
методики.
Отработка
социальных навыков в игре.
Классификация игр: командные
игры, игры без разделения на
команды,
шуточные
игры,
музыкальные игры, зимние игры.
Интеллектуальные игры. Сюжетноролевые игры, роль игр в развитие
деловых и лидерских качеств у
молодежи.

19

Игра
как
прием
сплочения
коллектива,
умение
проводить
игры, способствующие развитию,
собранности, внимания; навыки

Теория «работа в
группах».
Педагогические
ситуации
«Игры,
в
которые
мы
играем».
Классификация
игр;
умение
объяснить
условие игры
"Копилка
лидера": игры,
конкурсы, песни,
тренинги.

«Рисуночно
е письмо»,
тренинговые
упражнения
«Несчастное
дерево»,
«Медаль».
Упражнение
«Коллаж»

Коллективно
е дело
Проигрыван
ие
конфликтны
х ситуаций.
Игры
«Шляпа»,
«Пойми
меня» и др.
Тренинг
«Мы
вместе».
«Лидер»
«Хлопки»
«Математик
а»
«Все Оли»
Игры
на
сплочение
коллектива:
паровозик
дружбы,
веревочный
курс,построе
ние
Игры
на
выявление
лидера: раз
два три, все
вместе,
сделай шаг

20

коллективной слаженности ребят.
Знакомство
со На примерах различных детских
структурой
детской организаций.
организации
знания символов и
ритуалов,
девиза,
песни ДОО

Знакомство
с
символами ДОО,
знакомство
со
структурой ДОО

Разучивание
песен,
разучивание
приветствий

Принципы,
законы, права,
обязанности,
символы,
ритуалы, девиз,
торжественное
обещание, песня,
герб, эмблема,
флаг,
галстук,
значек, футболка
Планирование

Оформление
символики,
работа над
символами и
ритуалами

Здоровье – это состояние полного
физического, психического и
социального благополучия.
Здоровье человека – это огромное
богатство. Образ жизни человека,
его поведение и мышление, которые
обеспечивают охрану и укрепление
здоровья, называется здоровым
образом жизни (ЗОЖ). Основными
элементами ЗОЖ
являются:двигательная активность,
рациональное питание, отказ от
вредных привычек, умение
управлять своим здоровьем.
Формирование взглядов и
убеждений, соответствующих
здоровому образу жизни, выявление
его преимуществ для личности и
общества; воспитание
сдержанности, самообладания,
сильной воли и характера,
стремление к
самосовершенствованию и борьбе
против негативных явлений.

беседа

проведение
мониторинга
«Ценность
здоровья и
здорового
образа
жизни в
представлен
иях
учащихся»,
обработка
результатов.

Составляющие ЗОЖ. Понятие
«здоровый человек». Психическое,

Организация и
проведение

21

Символика
организации

детской Символы и ритуалы ДО

22

Планирование работы Планирование мероприятий, акций
РДШ

23

Составляющие ЗОЖ.
Общее понимание
здоровья. Резервы
организма.
Нравственный аспект
здоровья.

24

Я -индивидуальность

25

Что такое здоровье?
Почему с возрастом

Работа
в
группах.
Составление
плана
работы

Составляющие
ЗОЖ
Здоровье и
здоровый образ
жизни
Резервы
организма.
Правила личной
гигиены
Как познать себя
Составлени
е рейтинга

26

27

изнашивается
организм

физическое, социальное здоровье.
Формула здоровья. Режим дня.
Вредные привычки. Питание.
Система организации направления
«ЗОЖ» в детской организации.

агитбригад,
акций по
пропаганде
ЗОЖ.

Режим дня

Значение режима в жизни человека

Правило
составления
режима

Рациональное
питание. Культура
питания. Теория
аппетита.

Правильная организация дня, залог
успеха
Рациональное питание. Культура
питания. Теория аппетита.
Составление меню.
Основные правила рационального
питания – это полноценная,
сбалансированная пища,
принимаемая с соблюдением
режима питания. Основные
питательные вещества,
содержащиеся в пище, являются
строительным материалом и
источником энергии.

беседа,
Основные
правила
рационального
питанияПравила
питания и вред
переедания.

28

Значение осанки в
жизни человека

Влияние неправильной осанки на
здоровье. «Определение
правильности осанки, наличия
плоскостопия.» Действие нагрузки
на работу сердца». Беседа о гигиене
ССС. Физкультминутки, зарядка,
тренировка. Их роль в жизни
человека

беседа

29

Двигательная
активность,
закаливание

Движение и спорт – это жизнь.
Физическая активность и здоровье.
Здоровье в порядке – спасибо
зарядке. Гиподинамия и как ее
избежать. Влияние неправильной
осанки на здоровье. «Определение
правильности осанки, наличия
плоскостопия.» Действие нагрузки
на работу сердца». Беседа о гигиене
ССС. Физкультминутки, зарядка,
тренировка. Их роль в жизни
человека

беседа

«Движение - это
жизнь, а жизнь - это
есть движение»

своих
вредных
привычек.
Игра «Что
такое
здоровье?».
Составить
индивидуаль
ный режим
дня
составление
меню на
неделю
конкурс
пословиц
загадок

и

проведение
мониторинга
«Ценность
здоровья и
здорового
образа
жизни в
представлен
иях
учащихся»,
обработка
результатов.
Посещение
спортзала,
бассейна и
т.д.

30

31

32
33

34

Отказ от вредных
привычек
Как избежать
зависимость от
компьютерных игр?
Алкоголь и организм.
История виноделия.
Воздействие алкоголя
на организм. Стадии
алкоголизма. Миф
или реальность.
Умение
управлять
своими
эмоциями
Поступки чувства
Первая доврачебная
помощь
Основы театральной
культуры

Сколько времени можно проводить
у компьютера или телевизора?

беседа

Как уберечь зрение с молоду, на
каком расстоянии должен
находится монитор или телевизор.
Компьютерные игры, их вред и
польза.

Дать представление о театре.
Возникновение и значение театра.
Театр как искусство коллективное,
объединяющее ряд искусств.
Спектакль как объединение, синтез
творческой деятельности многих
работников искусства. Актер. Его
роль в театре.
Личность оратора. Способности
лектора: развитое произвольное
внимание, быстрое переключение и
четкое распределение, высокая
концентрация, хорошая память,
сообразительность и др. Культура
речи. Подготовка речи: выбор темы,
цель речи. Структура выступления.

Понятие
«общение»,
«собеседник».
Виды и функции
общения.
Вербальное
и
невербальное
общение.
Общение
в
группе.
Как
правильно вести
беседу.
Особенности
ораторского
искусства.
Сущность
и
основные этапы
развития
ораторского
искусства,
его
место и значение
в современном
обществе.
Техника
речи. История ораторского искусства. История
Свойства голоса
Основные навыки выступления: ораторского
Ораторское
внешний облик оратора, голос, искусства
искусство.
интонация. Невербальное общение.
Язык жестов
Значение
жестов,
мимики,
интонации.
Упражнения
на
дыхание, дикцию, темп речи, паузы,
логическое
ударение.
Умение
манипулировать своим голосом.
Основы дыхательной гимнастики.

тестировани
е, с
последующи
м
обсуждение
м,
составление
презентаций.

Игра
«Поспорим с
великим»,
практическа
я работа в
группах.
Игры
на
взаимодейст
вие.
Тест
«Умею ли я
общаться».
Тренинг
«Как
говорить.
Как
слушать».
Публичное
выступление

Тренировоч
ный курс:
Жесты
Мимика
Интонация
Невербально
е общение
Упражнения
на дыхание
Дикцию
Темп речи
Паузы
Ударение

35

Актерское мастерство.
Развитие
речи.
Грамотная
речь.
Сценическое
движение,
сценическая речь

36

Звучание,
дикция.
Умение
владеть
грамотной речью в
жизненных ситуациях

Понятие
мышечнодвигательный
аппарат.

37

Ораторское искусство Введение в предмет «Сценическое
Культура
речевого движение». Объяснение темы.
общения
Комплексные упражнения для
развития мышечных групп спины,
живота и ног: упражнения
одиночные в статике; упражнения
одиночные в динамике; парные
упражнения.

Основы
публичного
выступления,
ораторское
искусство,
культура речи,
основы
актерского
мастерства.

38

Секреты ораторского
мастерства
Дейл Карнеги
Введение в историю
детской
журналистики

39

Приемы релаксации, концентрации
внимания, дыхания.
Общие двигательные навыки.
Вводные упражнения. Вводная
композиция. Упражнения на
внимание, память, силу,
выносливость, скорость, ловкость и
др.

Понятие о
внимании,
объекте
внимания.
Особенности
сценического
внимания.
Значение
дыхания в
актерской
работе.

Голосовые
упражнения
Тренинги и
упражнения
с приемами
релаксации.
«Сосулька»,
«Снежинки»
, «Холодно
жарко»,
«Тряпичная
кукла –
солдат»,
«Шалтайболтай»,
«Штанга»,
«Муравей»,.
Комплексны
е
упражнения
для развития
мышечных
групп
спины,
живота
и
ног:
упражнения
одиночные в
статике;
упражнения
одиночные в
динамике;
парные
упражнения
Упражнени
я
«Речи»,
«Ритуал
вручения».

Основы
«Газета на
журналистики
троих»,
Права
и упражнение
обязанности
«Писатель»,
журналистов.
тренинг

Стенгазета.
40

41

42
43

44

Работа с прессой
Учимся писать статью, работать с Алгоритм
Как
подать прессой
написание
информацию в газету
статьи в газету,
эссе
Как создать свою Создание газеты
Умение
газету
оформлять
информационны
й уголок; навыки
выпуска
агитационной
продукции.
Защита презентаций
Работа пресс-центра
Навыки
работы
пресс-центра. Умение
Умение
оформлять оформлять
информационный уголок; навыки информационны
выпуска агитационной продукции.
й уголок; навыки
выпуска
агитационной
продукции.
Что такое хорошо?
Дать первоначальные понятия о «Путешествие в
Что такое плохо?
правилах поведения в обществе, об страну
ответственности за их нарушение.
правоведию»

45

Знакомство
с
Деларацией
Что такое Право и
правоведение
Что в имени тебе
моем

46

Мы-будущие
избиратели

48

Равенство.
Толерантность

понимание
универсальности,
всеобщего характера тех прав, о
которых говорится в Декларации и
Конвенции;
развивать
навыки
участия в дискуссии, умение
излагать собственную позицию,
умение выслушать и принять во
внимание позицию других.

Ознакомить
с
содержанием
статей Всеобщей
Декларации прав
человека
и
Конвенции
о
правах ребѐнка;
формировать у
учащихся
понимание прав
Показать смысл
политических
выборов,
особенности
предвыборной
кампании,
процедуры
голосования

Развитие умения понимать чувства,
настроения, мотивы поведения
других
людей;
усвоение
стандартных приѐмов этических
форм общения и творческого их
использования
с
учѐтом
обстановки.
Эмоционального
состояния партнѐров по общению;

«Где
работать
мне тогда, чем
заниматься?»
(информационно
–
познавательное
занятие)

«Групповой
рассказ».
Написание
статьи, эссе
Составление
листовки,
оформление
газеты

Составление
листовки,
оформление
газеты

«Поверь
в
себя!
с
элементами
тренинга)
«Хочу
спросить!»
ролевая игра
Круглый
стол «Мир
наших
прав».
Викторина
«Знаешь ли
ты?».
ролевая игра
«Мы
будущие
избиратели»
Анкетирова
ние. Деловая
игра
«Послание
президенту».
Нравственно
– правовой
вечер
«Услышим
друг друга»

49

50

51

52

раскрытие
причин
отсутствия
взаимопонимания;
воспитание
толерантности среди подростков.
Работа КДН и ПДН
Профилактика безнадзорности и
правонарушений
несовершеннолетних;
формирование
у
учащихся
правовых
знаний,
законопослушного поведения
и
основ толерантности; развитие
правового
самосознания;
аптимизация
познавательной
деятельности
подростков;
воспитание
чувства
ответственности за свои поступки,
взаимовыручки и уважения к
окружающим людям; развитие
памяти, внимания, мышления.
Основы социального Знакомство с социальным проектом Алгоритм
проектирования. Что Работа над проектом
составления
такое
социальный Работа над проектом
проекта
проект?
Презентация
Учимся
составлять
социальный проект
Тематика социальных
проектов.
Выбор
темы,
работа
в
группах
Защита социального
проекта. Презентация
Волонтерство
История становления и развития Кто
такай
волонтерского
движения. волонтер и как
Содержание
и
направления принять
деятельности. Планирование и решение стать
подготовка волонтерской акции. волонтером?
Коллективный анализ проделанной Зачем
мне
работы,
выработка
плана волонтерство?
дальнейших действий.
Основные
направления
волонтерства.

Итоговое занятие

Подведение итогов за год.

Подведение
итогов за год.

«Правовая
Ассамблея
сказочных
героев»

Работа
по
составлению
социального
проекта

Идеи
для
разработки
программы д
еятельности
волонтѐрско
й
организации
(отряда).
Организация
и
проведение
волонтѐрски
х акций.
Оформление
портфолио
лидера.
Экзаменаци
онные
испытания

Таблица 1.3.1
№

Название раздела, темы

п/п

Количество часов
Всего

Теория

Практика

-

Формы аттестации/контроля

Раздел 1. Кто такой лидер?(36 часов)
1.

Введение в программу. Вводное
занятие
Инструктаж по ТБ

6

6

Собеседование
Тест «Самооценка»

2

“Школа лидера”:
Вводное занятие. Понятия
“лидер”, “организатор”,
“руководитель”. Современное
понимание лидерства.

6

6

3.

Самооценка лидерских качеств.
Организаторская техника
лидера. Типы лидеров.
Тестирование “Я – лидер”.

9

6

3

Тренинговое занятие «Портрет
лидера». Тестирование «Есть
ли у тебя организаторские
способности»

4.

КТД. Методики организаций.
Команда и командообразование.
Основные приемы
формирования команды. Лидер
и его команда

12

6

6

Тренинговое упражнение
«Если команда, это..

5.

Подготовка и проведение
мероприятий
Методы взаимодействия в
группе
Искусство общения
Коллектив
Игра

12

6

6

Тренинги, самопрезентации.
Результативность за участие,
фотоотчеты, онлайнактивность

Итого:

45

30

15

История детских организаций.
Знакомство со структурой
детской организации. РДШ

9

6

3

Итого:

9

6

3

9

6

3

Тест на выявление лидерских
качеств. Работа с результатами
теста.

Раздел 2. РДШ (9 часов)
6

онлайн активность, фото и
видеоотчеты в социальных
сетях.

Раздел 3. ЗОЖ (33 часа)
7

ЗОЖ. Вводное занятие
Я- индивидуальность
Что такое здоровье? Почему с

Форсайт-технологии, тренинги,
тестирование

возрастом изнашивается
организм?
8

Мой режим дня. Правильное
питание
Двигательная активность,
закаливание

9

6

3

Интерактивная лекция,
интеллект-карты

9

Твои поступки, твои чувства
Умение управлять своими
эмоциями

6

3

3

Тестирование
диагностика

10

Значение осанки в жизни
человека
Отказ от вредных привычек

6

4

2

презентация

11

Первая доврачебная помощь
тестирование

3

1

2

презентация

Итого:

33

20

13

Тестирование

Раздел 4. Сценическое искусство (39 часов)
12. Основы театральной культуры
Техника речи, Основы
голосоведения
Актерское мастерство. Развитие
речи. Грамотная речь

9

6

3

Наблюдение
Праздники
конкурсы

13. Сценическая речь
Сценическое движение
Звучание и дикция

9

6

3

Участие в мероприятиях
Выполнение творческих
заданий

14. Умение владеть грамотной
речью в жизненных ситуациях
Логический анализ текста
культура речевого общения

9

6

3

наблюдение

Ораторское искусство
Секреты ораторского искусства
Дейл Карнеги Основы
ораторского искусства
Как выработать уверенность в
себе и влиять на людей выступая
публично

12

6

6

Рефлексия по итогам игровой
деятельности.

Итого:

39

24

15

15

Раздел 5. Информационно - аналитический (журналистика – 33 часов)
16

Введение в историю детской
журналистики
Журналистика-как профессия
Стенгазета. Школьная газета,

9

6

3

участие, фотоотчеты, выпуск
публикаций, написание постов

СМИ
17

Всемирная паутина.
Информация
Гражданственность и
патриотизм
Редакционно-издательская
деятельность

9

3

6

участие, фотоотчеты, онлайнактивность

18

Защита личных макетов
Проекты публикаций в СМИ

6

-

6

Результативность за участие,
фотоотчеты, написание постов

19

Совершенствование навыков
журналистского письма
Работа в выбранной программе
ПК
Защита презентаций

9

3

6

Презентация «Мы редакция»,
выпуск стенгазеты.

Итого

33

12

21

Раздел 6. Правовое воспитание (30 часов)
20

Что такое хорошо? Что такое
плохо?
Знакомство с Декларацией.
Конвенцией о правах человека
Что такое право и правоведение?
Что в имени тебе моем?
Гражданин России

12

8

4

Беседа
Опрос

21

Работа КДН и ПДН
Что такое -Закон?
Преступление и
правонарушение

9

6

3

участие, фотоотчеты,
написание постов

22

Мы- будущие избиратели.
Равенство. Толерантность

6

4

2

Творческое задание

23

Правило дорожного движения

3

2

1

Творческое задание

Итого

30

20

10

9

–

Раздел 7. Волонтерское движение (24 часа)
24. Социальная работа и социальное
служение. История
добровольчества
Волонтерство как институт
формирования и развития
социальной активности
молодежи
Мотивация волонтерской
деятельности Роль волонтерства

9

Опрос
Форсайт-технологии, тренинги,
тестирование

в личностном развитии
25. Работа волонтеров по
пропаганде ЗОЖ
Специальная подготовка
волонтеров

6

4

2

Интерактивная лекция «Зачем
мне волонтерство»?

26. Основы социального
проектирования и проведения
социальных дел
Лидерство в волонтерском
объединении
Школа социальных технологий

9

6

3

Беседа
тест

24

19

5

3

3

-

216

134

Итого:
27. Итоговое занятие
Итого:

Рефлексия

82

2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель

36

Количество учебных дней

216

Продолжительность каникул

с 01.06. по 31.08.

Даты начала и окончания учебного года

с 14.09 по 31.05.

Входная

15.09 – 25.09

Сроки промежуточной аттестации

15.01 – 20.01

Сроки итоговой аттестации (при наличии) 20.05 -25.05

2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты

Материально-техническое
обеспечение

Характеристика
ученические столы двухместные с комплектом стульев;
стол учительский с тумбой и стулья;
стол для компьютера;
шкафы для дидактических материалов, пособий;
специальная и научно-популярная литература для
педагога и учащихся;
канцтовары: ватман, краски, гуашь, картон, цветная

Аспекты

Характеристика

Информационное обеспечение

бумага, кнопки, скрепки, маркеры, карандаши и др.
инфографики о деятельности детских и молодежных
общественных организаций.
-персональный компьютер;
мультимедийный проектор;
видеофильмы, презентации разной тематики по
программе;
оргтехника;
фотоаппарат;
видеокамера.
Педагог дополнительного образования с высшим
педагогическим образованием

Кадровое обеспечение

2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:







Творческая работа
Соревнования
Конкурс
Мероприятие
Фестиваль
Слѐт
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.

Показатели качества реализации

Методики

ДООП
Уровень развития творческого

Методика «Креативность личности» Д. Джонсона

потенциала учащихся
Уровень развития социального

Тест «Уровень социализации личности» (версия

опыта учащихся

Р.И.Мокшанцева)

Уровень сохранения и укрепления
здоровья учащихся

«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений» под ред.
М.М. Безруких

Уровень удовлетворенности

Изучение удовлетворенности родителей работой

родителей предоставляемыми

образовательного учреждения (методика

образовательными услугами

Е.Н.Степановой)

Показатели качества реализации

Методики

ДООП
опрос, наблюдение, самостоятельная работа,
коллективный анализ работ, итоговые занятия,
Оценочные материалы (указать

тематические мероприятия, конкурсы.

конкретно по предметам в

творческие работы учащихся, протоколы наблюдений,

соответствии с формами аттестации) фото и видео процесса работы, отзывы учащихся и
родителей, благодарности, грамоты, дипломы,
портфолио.

2.5. Методические материалы
Методы обучения:


Словесный



Наглядный



Объяснительно-иллюстративный



Репродуктивный



Частично-поисковый



Исследовательский



Игровой



Дискуссионный



Проектный

Формы организации образовательной деятельности:


Индивидуальная



Индивидуально-групповая



Групповая



Практическое занятие



Открытое занятие



Акция



Беседа



Встреча с интересными людьми



Гостиная



Диспут



Защита проекта



Игра



Концерт



Презентация



Мини-конференция



Мастер-класс



Семинар



Спектакль



Салон



Мини-фестиваль



Мини-чемпионат



Турнир



Тренинг



Экспедиция

Педагогические технологии:


Технология индивидуального обучения



Технология группового обучения



Технология коллективного взаимодействия



Технология модульного обучения



Технология дифференцированного обучения



Технология проблемного обучения



Технология дистанционного обучения



Технология исследовательской деятельности



Проектная технология



Здоровьесберегающая технология

2.7.

Список литературы

1. Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях», 1995.
2. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских
общественных объединений», 1995.
45. Горохова Е.В. Хочу быть лидером.- М., 2000.
7. Григоренко Ю.Н. Коллективно - творческие дела. - М., 1999.
8. Жуков И.Н. Игра и детское движение. - М., 1992.
9. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров.- М., 2001.
10. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей.-М., 1997.
11. Прутченков А.С. Схема подготовки социального проекта. - М., 2001.
12. Рожков М.И. Познай себя. - М., 1992.
13. Сделай правильный выбор. - Н.Н.: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002.
14. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам. - М., 2001.
15. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими. - М., 2000.
16. Хочу быть лидером! Выпуск 2,3,4.-Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические
технологии».

Интернет-ресурсы:
1. https://vk.com/fdo56
2. https://vk.com/club114141843
3. http://fdo56.ru/
4. http://upo-fco.ru/
5. http://nsportal.ru/ermagambetova-svetlana-kuvandykovna
6. http://planeta-kids.ucoz.ru/
7. рдш.рф
8. https://dobro.ru/
9. https://wikium.ru/
10. https://academy.yandex.ru/
11. https://rsv.ru/
12. вожатый.рф
13. https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-sotsialno-psihologicheskoy-pomoschisovremennym-podrostkam-i-yunosham-v-sotsialnom-samoopredelenii/viewe
14. Энциклопедия
коллективных
творческих
дел_И.П.
Иванов.
Entsiklopedia_kollektivnykh_tvorcheskikh_del_I_P_Ivanov.pd

15. . Афанасьев С. Сто отрядных дел. - К., 2000. Сто отрядных дел - Афанасьев С., Коморин С.
(djvu.online)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».