Прорамма Школа светофорных наук

Пояснительная записка
Направленность программы: Социально – педагогическая
Уровень обучения: базовый
Программа «Школа светофорных наук» разработана в рамках Федерального закона «О
безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правила
безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах», Положения о дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы МУ ДО Кижингинский ЦДТ.
С каждым годом возрастает интенсивность дорожного движения в нашем населенном пункте
и за его пределами. Автомобили стали неотъемлемой частью нашей жизни, их постоянно
увеличивающееся количество диктует необходимость изучения транспортной среды, знания и
правильного применения правил дорожной безопасности.
Актуальность программы:
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по – прежнему сохраняет свою
актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с
детьми. Программа «Школа светофорных наук» предназначена для того, чтобы дети успешно
усвоили ПДД, узнали историю возникновения ПДД, смогли ориентироваться в дорожных
ситуациях, на практике применяли свои знания и умения.
Цель программы:
Создание условий для формирования у подрастающего поколения устойчивых навыков
безопасного поведения на улицах и дорогах, саморазвития, самопознания, самореализации
личности.
Задачи программы:
Основная задача образовательной программы «Школа светофорных наук» - изучение Правил
дорожного движения и применение их в практических жизненных ситуациях.
Обучающие:


повышение уровня знаний учащихся по ПДД РФ;



усвоение требований разделов ПДД, которые касаются пешеходов, пассажиров,

велосипедистов;


способствование выработке навыков по оказанию первой доврачебной помощи;



способствование

приобретению

навыков

социально

значимой

деятельности

(волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма.
Развивающие:


развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;



способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции, внимательности,

наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания,
находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и
дорогах.
Воспитательные:


воспитывать дисциплину и ответственность за свое поведение на дороге;



выработка культуры поведения в транспорте и дорожного этикета;



формирование сознательности и ответственного отношения к собственной жизни и

здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Программа реализуются следующими формами работы:
- массовые (конкурсы по ПДД, викторины, игры, КВН)
- групповые (экскурсии, акции и рейды на дороге)
- индивидуальные (решение тестов по ПДД, зачеты по ПДД, фигурное вождение на
велосипеде, изготовление буклетов по ПДД для акции).
Основные причины дорожного травматизма школьников:


нарастание концентрации транспорта на улице;



недисциплинированность школьников, их желание выделится среди сверстников,

незнание опасности;


недостаточный надзор за детьми по пути в школу;



незнание Правил дорожного движения, правил поведения на улице;



игры и шалости на проезжей части улицы;



неисправность транспорта, недостаточная квалификация водителя.

Новизна программы состоит в том, что:
- наряду с образовательными задачами, она решает и задачи воспитания законопослушных
граждан нашей страны;
- программа дополнительного образования создает условия для адаптации школьников при
изучении ПДД, вопросов страхования

и оказания первой медицинской помощи,

и дает

возможность сгруппировать и классифицировать большое количество теоретического и
практического материала.
Программа состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть
заключается в следующем: изучение «Правил дорожного движения» - приобретение основных
знаний, меры ответственности за нарушение ПДД для пешеходов, ведение рубрики «Советы
пешеходу». Дорожные знаки: виды знаков. Белые треугольники, знаки команды, информационно
- указательные знаки, сдача зачета по знакам дорожного движения. Основные «законы»
безопасного движения для водителя: Основы правоведения: Закон РФ «О безопасности

дорожного движения», Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс
РФ. Основы страхования. Факторы повышенного риска для водителя, типичные обстоятельства и
действия водителя, опасные ситуации на дороге и маневрирование, виды транспорта. Разводка
транспорта.
Практическая часть: проведение занятий в «Автогородке безопасного движения».
Дорожно – транспортное происшествие – ДТП: техника и тактика водителя на дороге,
предписания «действие в экстремальных ситуациях». Основы медицинских знаний – первая
медицинская помощь при ДТП, первая помощь, если пострадавший находится без сознания,
алгоритм оказания первой медицинской помощи, умение оказать первую доврачебную помощь.
Инструкторская деятельность – проведение занятий по Правилам дорожного движения,
подготовка и проведение игр и соревнований в младших классах, карточки для младших классов
«Опасные участки по дороге в школу», дежурство и рейды на дорогах вместе с работниками
ГИБДД.
Условия реализации программы
Рабочая программа «Школа светофорных наук» - ориентирована на учащихся 1- 8 классов
(6-14 лет) рассчитана на курс занятий продолжительностью от 1-3 лет.
Комплектование групп происходит на основе нормативных документов.
Наполняемость групп диктуется также спецификой направления программы: 1-2 года
обучения – 10-15 человек, 3-й год обучения – 12 человек (индивидуальные занятия)
Режим организации занятий в объединении соответствует общим Положениям, статусу
учреждения. На 1-ом году обучения предусматриваются занятия два раза в неделю по 2 часа. На 2ом и 3-ем годах обучения - занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 ч с перерывами 10 мин.
Продолжительность их 45 мин., в начальных классах – 35 мин.
Таблица режима организации занятий
Года обучения

Продолжительность

Периодичность

Кол-во часов

Кол-во часов

занятия

в неделю

в неделю

в год

1–й

2 часа

2 раза

2

144

2-й

3 часа

2 раза

6

216

3-й

3 часа

2 раза

6

216

Этапы реализации программы
Данная программа рассчитана на три года обучения.
Первый год обучения учащиеся осваивают теоретические направления по Правилам
дорожного движения.

Программа разработана с использованием инвариантных блоков,

предусматривает изучение Правил дорожного движения, оказание первой доврачебной
медицинской помощи, основ страхования, подготовку юных инспекторов движения. В основу
второго – третьего годов участие в различных мероприятиях и соревнованиях по данной тематике
с детьми младшего школьного возраста. Много внимания уделяется совместной работе с
сотрудниками ГИБДД.
Программа

предполагает

систематическую

разноплановую

работу,

использование

творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации
обучения и просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов,
сотрудничество с ГИБДД,

в ходе реализации программы способно изменить деятельность

учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на
дороге. Данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом
для педагогов, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям Правила дорожного
движения.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие
приемов и средств, неформальность, творческий поиск позволяют:
- ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать
модель поведения на дороге;
- привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным
учреждением.
Работа в ходе реализации программы может быть специально организованна, а также
внедрена в обычные плановые формы работы.
Ожидаемые результаты выполнения программ
Образовательный:
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательный:
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;

- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный:
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Деятельность

по

профилактике

дорожно-транспортного

травматизма

школьников

способствуют всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его
интеллектуального, духовного и физического развития, способствуют изучению опасных
ситуаций на дорогах, приобретению навыков самостоятельной деятельности, не в словах, а на деле
пропагандирует соблюдение Правил дорожного движения, и в итоге сохранению жизни и
здоровья детей.
Основные направления профилактики безопасности детского дорожно-транспортного
травматизма


Общая профилактика.



Взаимодействие с сотрудниками ГИБДД, МЧС, соцстрах, медучреждение.



Учеба юных инспекторов движения.



Оформление наглядной ситуации и информационной деятельности.



Пропагандистская работа.



Работа с родителями.
Ожидаемый результат:



Приобретение обучающимися знаний по технике безопасности и жизненно-важным
гигиеническим навыкам.



Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной
помощи.



Формирование интереса к регулярным знаниям велоспортом, повышение спортивного
мастерства.



Овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки,
повышение культурного уровня.
Система отслеживания результатов
Контроль результативности учебного процесса
В процессе обучения проводятся разные виды контроля над результативностью усвоения

программного материала.
Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого
учащегося.

Периодический контроль проводится по окончании изучения каждой темы в виде
викторин и конкурсов.
Планируется участие воспитанников детского объединения в конкурсе «Безопасное
колесо».
В качестве итогового контроля в конце учебного года проводятся занятия на поиск
решения ситуационных задач, а также итоговое занятие на компьютерном тренажере по ПДД.
Мониторинг реализации программы
Оценка результативности (полнота и качество) реализации программы осуществляется на
основе обобщенных оценочных показателей мониторинга, включающие в себя:


развитие умений и навыков детей объединения ЮИД.



количественные параметры проведенных мероприятий с целью пропаганды ДДТТ.



количественные параметры занятых призовых мест на соревнованиях разного

уровня (городских, областных, российских);


результативность

участия

в

городских

и

областных

соревнованиях

юных

инспекторов дорожного движения.
Мониторинг уровня воспитанности:


мониторинг воспитания обучающихся;



определение уровня воспитанности по нравственным параметрам, убеждениям и

поведению;


мониторинг личности члена ЮИД.

Мониторинг здоровья и здорового образа жизни:


показатели физического здоровья;



показатели физической подготовленности;



показатели травматизма;



показатели здорового образа жизни.

Мониторинг социальной успешности:


мониторинг результатов изучения интересов, склонностей, мотивов готовности к

продолжению образования и трудовой деятельности;


удовлетворенность

обучающихся

знаниями,

полученными

на

занятиях

в

объединении в области подготовки к жизни в обществе;


проявление правовых знаний и активной жизненной позиции.

Оценка эффективности реализации программы
Оценки эффективности осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей,
включающих

в

себя:

целенаправленность

воспитательного

процесса,

его

системный,

содержательный и организационный характер; научную обоснованность методов и использование
современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.
Результативность

реализации

программы

измеряется

степенью

инструкторской

подготовленности членов объединения ЮИД и их стремлением к выполнению своего
гражданского долга во всем многообразии форм его проявления, умением и желанием сочетать
общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания
Отечества.
В результате реализации изменяются качества воспитанника: возникает стремление к
самореализации и жизненному самоопределению; умение применять свои знания по Правилам
дорожного

движения,

помогать

людям

в

трудных

дорожных

ситуациях,

правильно

ориентироваться в опасных ситуациях на дорогах, сознательное следование нормам и Правилам
дорожного движения, готовность к самосовершенствованию; знание основ правоведения;
уважение государственных законов и правил; самостоятельность и организованность в опасных
ситуациях; умение ставить цели, прогнозировать и планировать свою деятельность.
Ожидаемый результат:
К концу 1 – го года обучения учащиеся будут знать:
1.

историю возникновения ПДД;

2.

дорожные знаки;

3.

сигналы светофора;

4.

виды транспорта;

5.

причины ДТП;

6.

правила движения на велосипеде;

7.

правила движения по дороге;

8.

как оказывать первую доврачебную помощь.

9.

ориентироваться в дорожных ситуациях;

10.

оценивать свое поведение на дороге;

11.

объяснить товарищу правила поведения на дороге;

К концу 2-го и 3 – го года обучения учащиеся будут уметь:
1.

ориентироваться в дорожных ситуациях;

2.

оценивать свое поведение на дороге;

3.

объяснить товарищу правила поведения на дороге;

4.

фигурно

водить

велосипед,

преодолевать

искусственные препятствия;
5.

оказывать первую доврачебную помощь.

на

велосипеде

естественные

и

Учебно-тематический план
1-й год обучения (144 ч.)
№

Темы занятий

Количество часов

1

Вводное занятие

2

Изучение ПДД. Основные
понятия
и
термины,
используемые в Правилах.
Экскурсия
«Знакомство
с
микрорайоном».
Дорожные знаки, разметка.

3
4
5
6

7
8

Экскурсия «Пересечение улиц
и дорог».
Школа пешеходов, пассажиров.
Регулирование
дорожного
движения
светофорами
и
регулировщиками.
Экскурсия
«Наш
друг
светофор».
Экскурсия «По пешеходным
маршрутам».

Расположение транспортного
средства на проезжей части.
Правила
обихода
автотранспорта.
10 Экскурсия с целью наблюдения
за транспортными средствами.

Всего

теория

2

2

4

4

2
14
2

6
-

Формы
контроля/
аттестации

практика
входная
диагностика
контрольные
вопросы
2
8
2

14

6

8

6

2

4

10

2

8

16

10

6

15 Итоговое занятие.
Итого

беседа по
данной теме
наблюдение

18

6

16

14 Резервное время.

наблюдение
собеседование

12

11 Игры, конкурсы, викторины.

13 Первая медицинская помощь
при ранах, кровотечениях,
ожогах.

творческое
задание
наблюдение
творческое
задание

9

12 Агитационно-массовая работа
в детских садах, начальных
классах.

наблюдение

14

8

16

2

2

6

16

16

2

2

144

42

102

выполнение
творческой
работы
творческая
работа
оценка
выполненной
работы
творческое
задание
тестирование

Учебно-тематический план
2-й год обучения
№

Темы занятий

1
2

Вводное занятие
Правила движения – закон улиц и дорог.
 Основные
причины
Дорожнотранспортного травматизма.
 Пешеходы на дороге.
 Сигналы регулировщика и светофора.
 Велосипед и мопед.
 На загородных дорогах.
 Скоростной режим.
 Обгон,
остановка,
стоянка
транспортных средств.
Шествуем над малышами.
 Игротека «Зеленый огонек».
 Экскурсия «Азбука дорог».
 Малыши рисуют улицу.
 «На огонек » (просмотр видео по
ПДД).
 Мастерская
«Умелые
улицы
светофора».
Несем патрульную службу:
 Рядом с инспектором ГАИ.
 По опасным адресам.
 Это не мелочи!
 После рейда.
 Ваш – друг велосипед.
 На дежурстве в штабе.

3

4

5

6

7
8

Пропагандируем дорожную азбуку:
 Убеждать словом.
 Слово у киноэкрана.
 Агитбригада «Светофор».
 Строительство автоплощадки.
 Приглашаем на праздник.
 Наглядным языком плаката.
Школа первой медицинской помощи при
травмах и несчастных случаях
 Переломы.
 Травматический шок.
 Правила
наложения
стерильной
повязки.
Резервное время
Итоговое занятие
Итого

Всего
часов
2

Часов
теории
2

Часов
практики
-

60

28

32

44

14

40

12

30

10

20

20
2
216

30

28

20

20

1
1
76

1
1
140

Учебно-тематический план
3-й год обучения
№

Темы занятий

Вводное занятие
Изучение ПДД:
 Ответственность за нарушение ПДД.
 Расположение транспортных средств на
проезжей части.
 Правила движения для мотоциклиста,
мопедиста.
 Остановка, стоянка, остановочный путь
транспорта.
 Разводка транспорта.
 Решение карточек (категория А).
 Фигурная езда на велосипеде.
3 Медицинская подготовка:
 Раны, кровотечения, повязки, ожоги, шок,
обморок, переломы.
 Транспортировка пострадавших.
 Способы
искусственной
вентиляции
легких.
4 Агитационно-массовая работа:
 Игровые программы и соревнования.
 Выступления с рефератами.
 Выпуск стенгазет.
 Дежурство в микрорайонах школ.
5 Мастерская «В помощь отрядам ЮИД».
Изготовление пособий, дорожных знаков,
макетов, уголка по БДД.
6 Работа отряда «Маячок». Сбор информации в
школе, в микрорайоне на темы БДД для местной
газеты, работа с корреспондентами клуба.
7 Проведение
семинаров
для
командиров
школьных отрядов ЮИД
8 Проведение районного слета школьных отрядов
ЮИД
9 Резервное время
10 Итоговое занятие
Итого
1
2

Всего
часов
2

Часов
теории
2

Часов
практики

60

40

20

18

7

11

50

12

38

36

4

32

36

4

32

6

6

4
20
2
216

4
1
72

20
1
144

Содержание изучаемого курса
1-й год обучения

1.

Вводное занятие:



что надо знать об отрядах ЮИД;



где создаются отряды ЮИД;



в каком возрасте можно вступить в отряд ЮИД;



как создаются отряды ЮИД;



каковы обязанности членов отряда ЮИД;



какие права членов отряда ЮИД;



атрибуты юного инспектора движения;

2.

Изучение ПДД

Основные понятия и термины, используемые в Правилах:


дорога, ее элементы;



дорожная разметка;



дорожные знаки;



пассажир, пешеход;

Анализ детского дорожно-транспортного травматизма. Разбор конкретных случаев
дорожно-транспортного происшествия, их причин в районе. Обязанности пешеходов, пассажиров,
правил поведения в общественном транспорте.

3.

Экскурсия «Знакомство с микрорайоном учреждения»

Практическая работа: экскурсия по микрорайону учреждения. Безопасный маршрут: дом
– школа – учреждение – дом. Закрепление правил перехода улиц. Правила движения по тротуарам.

4.

Дорожная разметка.

Понятие разметки. Дорожная разметка на улицах и дорогах, в местах остановки
общественного транспорта и на пешеходных переходах. Значение дорожной разметки. Общие
характеристики разметки.
Практическая работа: практические игры «А знаешь ли ты, что…», «Подскажи словечко».
Основные линии разметки (зебра, островок безопасности, сплошная линия, стоп – линия,
перекресток).

5.

Экскурсия «Пересечение улиц и дорог»

Беседа: «Особенности состояния дороги осенью».
Практическая работа: знакомство с различными пересечениями улиц и дорог. Назначение
улиц и дорог: главная и второстепенная дорога.

6.

Школа пешеходов, пассажиров

Кто, по Правилам дорожного движения, является пешеходом, пассажиром, водителем и что
значит одиночный пешеход, группа пешеходов и колонна. Обязанности пешеходов, пассажиров.
Сигналы светофора и регулировщика. Их история. Основные типы светофоров. Значение сигналов
светофора и регулировщика.

7.

Экскурсия «Наш друг - светофор»

Беседа «Мы по улице идем». Беседа – размышление «Жизнь без светофоров».
Практическая работа: подробный анализ окружающей обстановки микрорайона.
Проведение игры: «Будь внимательным».

8.

Экскурсия «По пешеходным маршрутам»

Беседа: «Я – пешеход, для меня есть светофор и пешеходный переход».
Практическая работа: игра «Мы знаем правила безопасного поведения на дороге!».
Анализ конкретных или характерных дорожных происшествий с детьми, нарушившими эти
правила.

9.

Расположение транспортного средства на проезжей части

Начало движения. Маневрирование. Подача сигнала указателями поворота или рукой.
Перестроение транспортных средств. Расположение их на проезжей части.
Практическая работа: с помощью моделей транспортных средств, макетов, схем улиц и
дорог закрепить знания и умения по данной теме.

10.

Экскурсия с целью наблюдения за транспортными средствами

Инструкция: «Правила поведения при проведении экскурсий», «Правила поведения на
улице».
Практическая работа: анализ конкретных ситуаций: начало движения транспортного
средства, маневрирование, подача сигнала указателями поворота или рукой, перестроение
транспортных средств, расположение их на проезжей части.

11.

Игры, конкурсы, викторины

Практическая работа: подготовка игрового материала. Соревнование велосипедистов по
правилам дорожного движения на площадке, в автогородке, оборудованном средствами
регулирования. На перекрестках и пешеходных переходах движением велосипедистов и
пешеходов руководят юные инспектора движения.

12.

Агитационно-массовая работа в детских садах, начальных классах

Беседа: «Твой друг-велосипед». Игровые конкурсные программы: «Веселая улица»,
«Авторинг», «Путешествие по дорогам старухи Аварии», «Когда поют светофоры».

13.

Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях, ожогах

Понятие о ранах. Классификация ран и их осложнения. Профилактика осложнения, понятие
об асептике и антисептике, повязке и перевязке. Виды кровотечений и их характеристика.
Практическая работа: первая помощь при кровотечении, при ожогах, обморожениях,
солнечных и тепловых ударах.

14.

Резервное время

Мероприятия по профилактике ДДТ. Новогодние праздники, праздники, посвященные 8
Марта, 23 февраля, Дню победы, День матери.

15.

Итоговое занятие

Подведение итогов, награждение лучших воспитанников. Планирование и обсуждение
работы объединения на следующий год обучения.
2-й год обучения
1. Вводное занятие
Знакомство с программой второго года обучения. Вводный инструктаж по технике
безопасности при выполнении практических занятий. Учебные пособия и литература,
рекомендованные для освоения курса.
2. Правила движения - закон улиц и дорог
Элементы улицы: проезжая часть, тротуар, полотно трамвайных путей. Их назначение.
Элементы дороги: проезжая, кювет, обочина. Главная и второстепенная улица (дорога). Улица с
односторонним и двусторонним движением. Основные причины дорожно-транспортного

травматизма. Пешеходы на дорогах. Велосипед и мопед. На загородных дорогах. Скоростной
режим, обгон, остановка, стоянка транспортного средства.
Практическая работа: наблюдение за дорожным движением, подачей водителями
предупредительных сигналов, наблюдение за действиями регулировщика на перекрестке.
Практическое вождение велосипеда в Автогородке. Настольная игра «Правила большого города».
3. Шефствуем над малышами
Методические рекомендации по проведению экскурсий, воспитательных мероприятий,
организации среди дошкольников конкурсов рисунков по теме безопасности движения,
разучиванию песен и стихов.
Практическая работа: проведение экскурсии «Азбука дорог». Малыши рисуют улицу.
Просмотр видеокассет по ПДД. Мастерская «Умелые руки Светофора».
4. Несем патрульную службу
Ознакомление учащихся с опасными местами в микрорайоне центра, школы, дома. Виды
перекрестков. Инструкция «Как обеспечить безопасность движения юных пешеходов».
Практическая работа: патрулирование рядом с инспектором ГАИ, на опасных участках
дорог, на дежурстве в штабе, патрулирование у перекрестка.
5. Пропагандируем дорожную азбуку
Административная ответственность за нарушения ПДД и других нормативных правовых
актов в сфере дорожного движения.
Практическая работа: учить убеждать словом, слово у киноэкрана, строительство
автоплощадок, изготовление плакатов, молний, проведение праздников.
6. Школа первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях
Основные правила первой до врачебной помощи пострадавшим. Оказание первой
доврачебной помощи при различных видах травм. Транспортировка пострадавшего при дорожнотранспортным происшествии.
Практическая работа: отработка навыков оказания первой медицинской помощи
пострадавшему при переломах, травматическом шоке, правила наложения стерильной повязки.
Тренировочные занятия с учащимися на площадке.
7. Резервное время

Проведение воспитательных мероприятий по ПДТТ, родительских собраний, массовых
мероприятий, посвященным знаменательным датам, встреч с гостями центра.
8. Итоговое занятие
Подведение итогов. Повторение основных правил безопасного поведения на улицах и
дорогах. Основные особенности сезонов, состояние дорог и возможные ситуации в поведении
учащихся, которые могут возникнуть во время каникул.

3-й год обучения
1. Вводное занятие
Причины дорожно-транспортного травматизма: незнание или невыполнение пешеходами
правил

движения,

нарушение

правил

пользования

общественным

транспортом,

недисциплинированность на улицах.
2. Изучение ПДД:
Ответственность за нарушение ПДД. Федеральный закон «О безопасности дорожного
движения». Расположение транспортных средств на проезжей части. Правила движения для
мотоциклистов, мопедистов. Остановка, стоянка, остановочный путь транспорта. Разводка
транспортных средств. Встречный разъезд. Проезд перекрестков. Приоритет маршрутного
транспортного средства.
Практическая работа: решение карточек (категории А,В), фигурная езда на велосипеде.
Разбор конкретных маршрутов движения.
3. Медицинская подготовка:
Первая медицинская помощь при травмах и переломах. Признаки синдрома длительного
сдавливания, ушиба и сотрясения головного мозга, растяжения связок. Правила наложения
стерильных повязок, шин. Виды транспортировки пострадавшего при различных ранениях.
Практическая работа: способы искусственной вентиляции легких «изо рта в рот», «изо
рта в нос». Наложение стерильных повязок при открытом переломе, проникающем ранением
живота, на нижнюю верхнюю области живота. Транспортировка пострадавших при ранениях

нижних конечностей, живота, грудной клетки, переломах позвоночника. Переноска на руках, с
помощью лямок, с использованием подручных средств.
4. Агитационно-массовая работа:
Подбор материалов. Составление сценариев.
Практическая работа: проведение бесед по правилам дорожного движения в младших
классах школ.
5. Мастерская «В помощь отрядам ЮИД».
Методические рекомендации по оформлению уголка ПДД, символики отряда, эмблема.
Практическая работа: оформление стенда по безопасности дорожного движения. Помощь
младшим классам. Изготовление пособий, дорожных знаков.
6. Работа отряда волонтеров «ЮИД».
Практическая работа: сбор и разработка материалов по ПДД для мероприятий по
профилактике дорожного движения в младших классах.

Выпуск тематических газет,

информационных сообщений.
7. Проведение семинаров для командиров школьных отрядов ЮИД
Штаб проводит сборы командиров, семинары, редакторов отрядных газет, руководителей
агитбригад, лекторских групп.
8. Проведение районного слета школьных отрядов ЮИД
Практическая работа: массовое мероприятие по ПДД. Встреча с инспектором ГАИ.
9. Резервное время
Проведение

воспитательных

мероприятий

по

ПДД,

новогодних

праздников,

международного женского дня 8 марта, 23 февраля, Дня Победы.
10. Итоговое занятие
Подведение итогов за год. Награждение лучших обучающихся, присвоение званий: «Знаток
ПДД», «Мастер фигурного вождения», Санитар – отличник, «Лучший пропагандист».
Нормативно – правовое обеспечение:


Конституция РФ.



Конвенция «О правах ребенка».



Правила дорожного движения.



Устав образовательного учреждения.



Учебный план.



Учебные программы.



Положение об отряде юных инспекторов движения.

Информационно – методическое обеспечение:
Для успешного решения поставленных в программе педагогических задач требуются:


наличие подборки методической и художественной литературы для детей и педагога;



подписка газеты «Добрая дорога детства»;



серия цветных иллюстраций, плакатов;



набор дорожных знаков;



настольные и методические игры по Правилам дорожного движения;



видеофильмы, велосипеды, компьютер;



оборудованный кабинет;



автогородок.

Список литературы для педагога:
1. Правила дорожного движения РФ. Утверждены постановлением Совета Министров
Правительства РФ от 23. 10. 1993г. №1090. Введены в действие с 01. 04. 2001г.
2. Экзаменационные билеты категории «А-В», утверждены Главным управлением ГИБДД
МВД России. – М., 2001.
3. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил
дорожного движения /авт.-сост. В.Е. Амелина, О. Л. Фастова.-2-е изд., испр.- М.: Глобус, 2006.
4. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Методическое
пособие/ Под общей ред. В. Н. Кирьянова. – М., Издательский Дом Третий Рим, 2006. -80с.
5. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/
Под общ. Ред. В.Н.Кирьянова.- М., Издательский Дом Третий Рим, 2007. -56с.
6. Моделирование дорожно-транспортных происшествий. Лукошявиченко О.В. – М.:
Транспорт, 1988г.
7. Макси няева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками.- М.: ТЦ Сфера, 2004.128с. (Серия» Вместе с детьми».)
8. Я пешеход (альбом – раскраска). Компьютерная верстка, обработка – Р.Фаткуллин,
Р.Еникеева. Отпечатано в тип. ЗАО «Башстройинформ», 1998г.
9. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного
движения. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В.- СПб., 2001г.
10. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней
школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями /авт.-сост.
В.В.Шумилова, Е. Ф. Таркова. - Волгоград: Учитель, 2007.
11. Володарская В. Н., Мальцева Е. Л. Рабочие тетради по правилам дорожного движения.
Для 1, 2, 3, 4 классов.
12.

Поляков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 2-3, 2-4

класса. В 3-х частях. - М.: Дрофа; ДиК, 1996.

Список литературы для детей:
1.

Петров А.« Я бегу через дорогу»

2.

Нефѐдова К.«Транспорт, какой он?»

3.

Сапотницкая Н. «Правила маленького пешехода»

4.

Саулина Т. «Три сигнала светофора»

5.

Шалаева Г.« Мои друзья дорожные знаки»

6.

Михалков С. « Мы по улице идем»

7.

Зотов В. « Дорожные приключения»

8.

Дружинина М. «Наш друг светофор»

9.

Михалков С. « Бездельник светофор»

10.

Михалков С.«Моя улица»

11.

Старцева О. «Школа дорожных наук»

12.

Арбеков В. « Про умных зверюшек»

Приложение № 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Уважаемые мамы и папы! Предлагаем вам ответить на вопросы нашей анкеты. Анкета
поможет узнать насколько наши дети могут ориентироваться на улицах и дорогах города, и знают
ли они правила дорожного движения.
1.

Ваш ребенок знает:



Название города, в котором живет;



Свой домашний адрес, название улицы, номер дома и квартиры, номер телефона;



Свой домашний адрес не полностью.

2.

Вы с ребенком добираетесь домой из детского сада:



Пешком;



На транспорте.

3.

Если вам приходится идти пешком и вы с ребенком:



Переходите дорогу только по пешеходным дорожкам, ориентируясь на зеленый

сигнал светофора;


Переходите дорогу по пешеходным переходам, если нет машин, и не смотрите на

сигнал светофора;


Переходите дорогу там, где вам кажется удобным.

4.

Различает ли ваш ребенок сигналы транспортные и пешеходные?



Мой ребенок стоит на месте, если горит красный сигнал светофора и зеленый сигнал

для машин;


Мой ребенок путает сигнал транспортный и пешеходный, часто ошибается, выбирая

момент для перехода улицы;


Мой ребенок не знает, что существует пешеходный и транспортный сигнал

светофора, и ориентируется только на мое поведение.
5.

Знает ли ваш ребенок знаки дорожного движения и может ли рассказать, что они

обозначают?


Да



Нет



Затрудняюсь ответить.

6.

Когда вы последний раз показывали ребенку дорожные знаки, пешеходный переход

и светофор, и рассказывали, что они обозначают?



Я делаю это постоянно, когда приходится переходить дорогу или пользоваться

транспортом;


Я делал это достаточно давно;



Не помню.

7.

Какие виды городского транспорта знает ваш ребенок?



Автобус



Троллейбус



Трамвай



Такси



Метро

8.

Как ваш ребенок ведет себя в городском транспорте?



Мой ребенок спокойно стоит на остановке;



Садится вместе с взрослыми, через переднюю и среднюю дверь. Не шумит, если есть

возможность садится на свободное сидение. Не высовывается из окна, не сорит в салоне.


Мой ребенок бегает и прыгает на остановке, садится в любую дверь, пробирается

побыстрее к свободному месту, расталкивая других пассажиров, громко разговаривает в салоне
транспорта.
9.

Считаете ли вы, что усилия педагогов детского сада по ознакомлению детей с

правилами безопасности поведения на улице:


Будут эффективны только при поддержке с вашей стороны;



Будут эффективны без всякой поддержки с вашей стороны;



Не эффективны, так как научить безопасности поведения на улице могут только

родители.
Спасибо за участие.

Приложение № 2
Вопросы для проверки знаний правил поведения в транспорте
№
п/п
1

2

3

4

5

6

Вопрос
Где должен находиться
пассажир, ожидающий
транспортное средство?
Как должен вести себя
пассажир на автобусной
остановке, ожидая
транспорт?
Что может случиться с
пассажиром, если на
автобусной остановке он
будет невнимательным и
неосторожным?
Как пассажир должен
вест и себя в транспорте?

Ответ
Пассажир должен находиться на автобусной остановке,
посадочной площадке. Если посадочная площадка отсутствует,
транспорт ожидают на тротуаре или обочине.
Ожидая транспорт пассажир должен вести себя спокойно,
быть внимательным и осторожным.
Около автобусной остановки очень интенсивно е движение и
пассажир может попасть под машину.

Пассажир в транспорт е должен вести себя спокойно: не
толкаться, проходить вперед, уступать места пожилым людям и
пассажирам с детьми.
Какие правила
Пассажир не должен заходить в транспорт с мороженным, можно
поведения в транспорте ты запачкать других людей. Нельзя ничего выбрасывать в окно,
еще знаешь?
мусор может попасть в прохожего и загрязнить улицу.
Фантики от конфет и другой мусор нельзя бросать на пол в
автобусе. Бумажку нужно положить в карман, а потом выбросить
в урну.
В автобусе нельзя бегать, нужно крепко держаться за поручни,
водитель автобуса иногда резко тормозит, можно упасть и
получить травму.
Что еще нельзя делать в В автобусе нельзя громко включать музыку, ты будешь мешать
автобусе?
другим пассажирам. Они могут не услышать, когда объявят их
остановку.

Приложение № 3
Вопросы для проверки знаний ПДД
начальные классы
№
п/п
1

2
3

4
5
6
7
8

9
10

Вопрос
Что такое улица?

Ответ

Улица - часть города или населенного пункта с дорогой,
дорожными знаками , пешеходными переходами (зебра, подземный,
надземный), домами и учреждениями , школами и детскими садами.
Что такое дорога?
Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также
тротуар, обочина, разделительные полосы.
Что такое проезжая
Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения
часть?
транспорта. Он а бывает с односторонним (когда машин ы движутся
только в одну сторону, в одном направлении) и двусторонним
движение м (когда машины движутся в противоположных
направлениях), границы которых обозначены разделительными
полосами.
Что такое тротуар?
Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода,
примыкающая к проезжей части, отделенная от не е газонами.
Что такое
Пешеходный переход - участник проезжей части, обозначенный
пешеходный переход? зеброй и предназначенный для движения пешеходов через дорогу.
Что такое
Перекресток - место пересечения двух дорог , регулируемое
перекресток?
светофором.
Что такое остановка? Остановка- место, где останавливается транспорт для посадки и
высадки пассажиров.
Что такое
Железнодорожный переезд - пересечение дорог и
железнодорожный
железнодорожными путями.
переезд?
Для чего нужен
Светофор нужен для регулирования движения транспорта и
светофор?
пешеходов через дорогу.
Какие бывают
Пешеходные переходы предназначены для движения пешеходов
пешеходные
через улицу и бывают трех видов: наземные (зебра), подземные,
переходы?
надземные.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».