Допорлнительная общеобразовательная программа Веселые краски

Оглавление
1.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цель, задачи, ожидаемые результаты

1.3.

Содержание программы

2.

Комплекс организационно педагогических условий

2.1.

Календарный учебный график

2.2.

Условия реализации программы

2.3.

Формы аттестации

2.4.

Оценочные материалы

2.5.

Методические материалы

2.6.

Список литературы

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:


Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».



Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(Распоряжение

Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).


Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №

41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству».


Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»


Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении

информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».


Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского

края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке
дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».


Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе
МУ ДО Кижингинский ЦДТ (приказ муниципального учреждения дополнительного
образования Кижингинский центр детского творчества № 1/1 ОД от 25.01.2019 г.)

Актуальность:
Занятия по изобразительному искусству представляют неиссякаемые возможности
для всестороннего развития детей. Встречи с искусством дают возможность обучению
детей видению прекрасного в жизни; активная творческая деятельность каждого ребенка
рождает радость от осознания красоты. Все воздействует на ум, душу, волю растущего
человека, обогащает

его духовный мир. Рисование помогает ребенку познать

окружающий мир; приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов;
развивает зрительную память и способствует развитию образного мышления. Оно учит
чувствовать красоту природы, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствие
к окружающим.

Обучение включает в себя следующие основные предметы
(разделы):
Предмет «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным
курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику,

скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства,
зрелищные и экранные искусства.

Вид программы:
Модифицированная программа – это программа, в основу которой, положена
примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но
измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня
подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности,
нестандартности индивидуальных результатов.
Направленность программы: художественная.
Адресат программы: Программа рассчитана на детей от 6 до 9 лет.
Трудно представить рисующим взрослого человека, который не является
художником. Дети - все художники. Изобразительная деятельность для них естественна и
приятна. Она формируется по мере становления психики ребѐнка и таким образом может
служить показателем психического развития.
Совместная

эстетическая

деятельность

способствует

формированию

у

обучающихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать,
понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной
художественной деятельности на занятиях по изобразительному искусству дети
приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение
на

занятии,

тем

активнее

протекает

процесс

взаимообмена

чувственными

представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально интеллектуальный опыт каждого участника общения.
Срок реализации данной образовательной программы.
Программа рассчитана на 3 года обучения:
Первый год обучения – дети 6-7 лет;
второй год обучения – 7-8 лет
третий год обучения – 8-10 лет.




«Стартовый уровень» - 1 год, 144 педагогических часов;
«Базовый уровень» - 2 год, 216 педагогических часов;
«Продвинутый уровень» - 3 год, 216 педагогических часов;

Форма обучения: Очная
Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные,
Режим занятий:
Предмет

Стартовый уровень

Базовый уровень

Изостудия
«Веселые краски»

4 часа в неделю:
144 часов в год.

6 часов в неделю;
216 часов в год.

Продвинутый
уровень
6 часов в неделю;
216 часов в год.

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты

видов

Цель: Развитие творческих способностей детей средствами различных
изобразительного

искусства,

воспитание

нравственно-эстетических

и

коммуникативных качеств личности


Задачи:



Образовательные:



развивать познавательный интерес к изобразительному искусству;



приобретать определенные знания, умения, навыки, компетенции;



формировать теоретические знания, характерные для художественного

творчества;


пробуждение интереса и любви к искусству.



Развивающие:



развитие эстетического чувства, воображения и творчества;



обучение основам композиции и изобразительной грамотности;



развитие у детей чувства прекрасного.



Воспитательные:



нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения обучающегося,

способного к самоконтролю и имеющего чувство личного достоинства, а также
ответственно относящегося к организации художественной деятельности);


уважительное отношение к народным традициям, историческому прошлому

своего народа, многонациональной культуре, к культуре и искусству других народов
нашей страны и мира в целом;


формирование у детей представления о различных видах и направлениях

изобразительного искусства;


формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;



чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;



понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого

отдельного человека;


любовь к родной природе, своему народу, Родине.
Ожидаемые результаты:



В рамках реализации программы оценивается формирование предметных

компетенций, метапредметных компетенций и личностных результатов.
Личностные результаты:
Сформированы:


потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение

к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других;



нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения обучающегося,

способного к самоконтролю и имеющего чувство личного достоинства, а также
ответственно относящегося к организации художественной деятельности)


толерантность

(разновозрастное

сотрудничество

на

основе

общего

коллективного творчества).


чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.



уважительное отношение к народным традициям, историческому прошлому

своего народа, многонациональной культуре, к культуре и искусству других народов
нашей страны и мира в целом.


понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого

отдельного человека.


эстетические потребности: в общении с искусством, природой, в творческом

отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой
деятельности.


интерес к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству;



внимание, аккуратность, трудолюбие;



любовь к родной природе, своему народу, Родине.
Метапредметные результататы:

Регулятивные УУД
У обучающихся сформированы действия:


понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;



планировать свои действия на отдельных этапах художественной работы;



осуществлять

контроль,

коррекцию

и

оценку

результатов

своей

деятельности;


анализировать причины успеха/неуспеха;



понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;



проявлять индивидуальные творческие способности, знания, умения и навыки

при выполнении практических работ;
Коммуникативные УУД
У обучающихся сформированы действия:


включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и

активность;


работать как индивидуально, так и в группе;



обращаться за помощью;



формулировать свои затруднения;



предлагать помощь и сотрудничество;



слушать собеседника;



договариваться о распределении функций в совместной деятельности,

приходить к общему решению;


формулировать собственное мнение и позицию;



умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость,

злость, удивление, восхищение).
Предметные результаты
Обучаюшиеся будут знать:


терминологию разделов: «Рисунок», «Живопись», «Композиция станковая и

декоративная», «Декоративно-прикладное творчество»;


свойства живописных материалов, их возможностей и эстетическихкачеств;



разнообразные техники живописи;



художественные и эстетические свойства цвета,



выразительные возможности тона и цвета;



основные

законы,

закономерности,

правила

и

приемы

композиции.

Обучающиеся овладеют:


последовательным изображением двух- и трехмерного пространства;



различными техниками декоративно-прикладного творчества и основами

художественного мастерства;


практическими навыками создания объектов в разных видах декоративно-

прикладного творчества;



основами композиции;
навыками передачи объема и формы, четкой конструкции предметов,

передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они
расположены.
К концу первого учебного года:
Дети должны знать:
•

особенности

художественных

средств

различных

видов

и

жанров

изобразительного искусства;
•

виды декоративно - прикладного искусства;

•

закономерности

конструктивного

строения

изображаемых

предметов,

основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени и композиции;
•

различные приемы работы карандашами (простые, цветные), акварелью,

гуашью.
Дети должны уметь:
•

использовать средства художественной изобразительности (формат, свет и

тень, пропорции, цвет, штрих, симметрия, асимметрия, композиция);

•

видеть закономерности линейной и воздушной перспективы (линия

горизонта, точка схода и т. д.), основные средства композиции (высота, горизонт,
цветовые отношения, выделение главного центра и т.д.);
•

рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы и простые натюрморты,

фигуру человека, животных, птиц, пейзаж;
•

создавать художественный образ в композициях;

•

выполнять наброски, эскизы, творческие работы с натуры, по памяти и

воображению;
Дети приобретут:
•

Художественно - творческий характер, уточнения образов представлений и

овладения способами изображении;
•

Контроль над представлением изображаемого предмета;

По завершении второго года обучения:
Дети будут знать:
•

отдельные

произведения

выдающихся

мастеров

изобразительного

искусства;
•

особенности

художественных

средств

различных

видов

и

жанров

изобразительного искусства;
•

закономерности

конструктивного

строения

изображаемых

предметов,

основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы,
светотени, элементы цветоведения, композиции, перспективы;
•

различные приѐмы работы карандашом, акварелью, гуашью;

•

роль изобразительного искусства в духовной жизни человека,

Дети будут уметь:
•

применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и

композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и
цветовые отношения;
•

правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов

и грамотно изображать их на бумаге с учетом перспективы;
•

передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к

изображаемому объекту;
•

передавать

в

рисунке,

живописи

и

сюжетных

работах

объем

и

пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;
•

наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной

перспективы;
•

в сюжетных работах передавать движение;

•

искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно

выполнять наброски и зарисовки к сюжету;
•

приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения

выполненных работ.
•

владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом,

использовать подручный материал;
•

выполнять рисунки, композиции, аппликации;

•

работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и рисункам

•

делиться

детей;
своими

знаниями

и

опытом

с

другими

обучающимися,

прислушиваться к их мнению;
По окончании третьего года обучения:
Знания, которыми овладеет ребенок:
•

Ориентироваться в свойствах и технологии применения материалов, и

инструментов
•

Техника безопасности при работе с материалами и инструментами

•

Умения

•

Основные сведения о разнообразии художественных техник и декоративно-

прикладном творчестве.
•

Основные сведения из истории искусства

•

Умение организовать свое собственное самообразование

•

Уметь определить в какой технике (из знакомых) изготовлен образец

(поделка), определить используемые материалы, инструменты и метод изготовления
(этапы изготовление).
•

Умение применять знания на практике в жизненных (или даже в

нестандартных) ситуациях.
•

Подбирать гамму цветов в соответствии со своим замыслом.

•

Создавать композиции на бумажном листе в соответствии с заданной темой.

•

Рисовать и выполнять творческую работу с натуры и по памяти.

•

составлять

композиции

в

соответствии

со

своим

замыслом

или

поставленной задачей.
•

В соответствие с поставленной целью урока правильно организовать свое

рабочее место.
•

Уметь работать аккуратно в достаточно быстром темпе.

•

Уметь

согласовывать

индивидуальные

сверстниками, оказывать им помощь при выполнение работ.

творческие

замыслы

со

•

Достижение уровня компетентности в знаниях, умениях и навыках по

программе.
•

Способность мыслить творчески:

•

Способность мыслить нестандартно.

•

Внутренняя свобода в принятии творческих решений.

•

Авторская позиция в деятельности.

•

Потребность в постоянном творческом поиске и адекватной самооценке.



Результаты воспитательной работы:

Ребенок научится:
•

-любить

природу и

бережно относиться к

окружающему миру,

патриотические чувства к родине.
•

- легко вливаться в коллектив

•

- самостоятельно разрешать конфликтные ситуации

•

- иметь желание дарить людям радость

•

- защищать свои творческие интересы

•

-ответственно относиться к любому делу и поручениям

«Веселые краски»
Стартовый уровень ( 1 год обучения/ 144 ч.)
Учебный план
№
Практика Количество
Тема занятий
Теория
п\п
часов
Вводное
занятие.
Инструктаж по ТБ,
Правила
поведения
1
обучающихся,
2
2
Правила работы с
карандашом,
кисточкой, красками.
Выразительные
2
1
10
11
средства изображения
3
Форма предметов
1
10
11
Холодная и теплая
4
1
8
9
цветовая гамма
Композиционное
5
2
17
19
решение рисунка
Декоративно6
1
12
13
прикладное искусство
Цвет
и
оттенок.
7
1
6
7
Смешиваем краски
8
Художник и фантазия
1
10
11
9
Иллюстрация к сказке
2
8
10
Развитие
10 конструктивной
2
8
10
формы мышления
Скульптура, как вид
11 изобразительного
1
8
9
искусства. Рельеф.
Работа с бумагой:
12
2
8
10
аппликация, коллаж.
13 Портрет.
1
5
6
Работа с витражными
14
1
10
11
красками.
Графика,
как
вид
15 изобразительного
1
4
5
искусства.
Проведение и участие:
-в
выставках
и
конкурсах
разного
По плану работы Центра детского
16
уровня,
творчества
- мастер-классы,
- мероприятия Центра.
Итого:
20
124
144

формы контроля

аттестации

входная
диагностика

наблюдение
анализ работ
оценка работ
оценка работ
оценка работ
оценка работ
оценка работ
оценка работ
оценка работ
оценка работ
оценка работ
оценка работ
оценка работ
оценка работ
анализ
выполненных
работ

Содержание учебно-тематического плана 1-го года обучения:




































Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ, Правила поведения обучающихся, Правила работы с
карандашом, кисточкой, красками.
Выразительные средства изображения: линия, точка, пятно, цвет.
Виды линий: прямая, волнистая, ломаная, кривая.
Что мы можем нарисовать с помощью этих линий?
Взаимодействие линии и пятна – окраска шкур животных, оперения птиц.
Цветовой спектр. Радуга-дуга.
Цвет и настроение: « веселый» и «грустный».
Пластика линий - деревья за окном. Практическое задание.
Форма предметов.
Рисунок с натуры.
Предметы простой и сложной формы.
Последовательность работы над рисунком.
Тональная проработка формы.
Градации светотени. Практическое задание.
Холодная цветовая гамма. Теплая цветовая гамма.
Красота зимы. Практическое задание.
На севере.
Осенний пейзаж. Практическое задание.
Композиционное решение рисунка.
Размер рисунка и листа бумаги.
Натюрморт «Дары осени». Практическое задание.
Букет подсолнухов.
Цвета весны. Земля – небо в пейзаже.
Заполнение плоскости листа. Практическое задание.
«Аквариум». Творческая работа.
Натюрморт. Практическое задание.
Расположение в пространстве – загораживание предметов.
Декоративно-прикладное искусство.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством.
Дымковская игрушка. Практическое задание.
Мастера украшения.
Узор, орнамент. Выполнение упражнений.
Моя любимая чашка. Роспись.
Тарелка. Роспись.
Роспись кухонной доски.
Цвет и оттенок. Смешиваем краски.
Синий - «Морской пейзаж». Творческая работа.
Желтый - Фрукты. Работа с натуры.
Зеленый - «В лесу».
Красный - «Закат».
Цветовое пятно - Цветочная поляна.

 Маки. Практическое задание.


























Художник и фантазия.
Сказочная Жар-птица. Творческая работа.
«Кляксография», монотипия – отпечатывание, на что это похоже?
Иллюстрация.
Герои любимых сказок.
Иллюстрация к сказке, рассказу.
Развитие конструктивной формы мышления.
Мастера – строители.
Мой дом. Мастера – строители.
Мой город – коллективная работа.
Скульптура, как вид изобразительного искусства. Рельеф.
Скульптура - объемное изображение.
Знакомство с народными промыслами:
Дымковская игрушка.
Фактура поверхности. Рельеф.
Рисуем пластилином. Практическое задание.
Работа с бумагой: аппликация, коллаж.
Выполнение осеннего пейзажа в технике коллаж, в смешанной технике. Подбор
цвета.
Подбор изображений людей, птиц, животных соответствующего размера.
Композиция «Чудо-дерево», « Жар-птица», «Полянка».
Оформление работы в рамку.
Портрет.
Рисуем лицо человека.
Пропорции головы.
Моя семья; мой друг.
Работа с витражными красками.
Что такое витраж?
Роспись по стеклу.
Техника работы витражными красками.
Выполнение орнаментальной композиции. Выполнение декоративных подвесок.
Графика, как вид изобразительного искусства.
Выразительные средства графики.
Работа тушью, гелевой черной ручкой, простыми карандашами.

«Веселые краски»
Базовый уровень ( 2 год обучения/ 216 ч.)
Учебный план
Количество часов

Тема занятий
1

1.1

Введение в программу
Правила техники безопасности в

1.2

изостудии
Особенности

второго

года

Теория

Практика

Всего

3

-

3

1

-

1

2

-

2

форма
контроля
аттестации
входная
диагностика
наблюдение
анализ работ

2

обучения

2.1

Графика

1

47

48

2.2

Граттаж

1

5

6

оценка работ

2.3

Монотипия

1

5

6

оценка работ

2.4

Гравюра на картоне

1

11

12

оценка работ

2.5

Линогравюра

2

13

15

оценка работ

2.6

Гризайль

1

8

9

оценка работ

3

15

18

Натюрморт

и

его

оценка работ

оценка работ

3

изобразительные возможности

3.1

Натюрморт в холодной гамме

1

8

9

оценка работ

3.2

Натюрморт в тѐплой гамме

1

8

9

оценка работ

4

Фигура и портрет человека

2

12

14

оценка работ

4.1

Набросок с натуры

1

5

6

оценка работ

4.2

Силуэт

1

5

6

оценка работ

4.3

Живописный портрет

3

9

12

оценка работ

4.4

Фигура человека в движении

2

10

12

оценка работ

Образ природы

2

6

8

оценка работ

3

3

оценка работ
оценка работ

5

Работа на пленэре

5.1

Работа по впечатлению

2

6

8

5.2

Азы перспективы

1

6

7

Итого:

34

182

216

Итоговая
диагностика

Содержание учебно-тематического плана 2-го года обучения:
Раздел 1. Введение в программу.
Тема 1.1. Правила техники безопасности в изостудии.
Организация рабочего места. Знакомство с новыми художественными материалами
и инструментами.
Тема 1.2. Особенности третьего года обучения.
Обсуждение плана работы текущего года.
Раздел 2. Графика.
Знакомство с разными видами графики и еѐ характерными особенностями (штрих,
линия, контраст чѐрного и белого).
Тема 2.1. Граттаж.
Граттаж – графическая работа на восковой подкладке. Создание линий разного
направления, плавности, длины и характера с помощью процарапывания.
Практическое занятие. Примерные задания: «Космические дали», «Праздничный
город», «Цирк».
Тема 2.2. Монотипия.
Простота исполнения и увлекательность монотипии. Создание фантазийных
рисунков посредством разнообразных спецэффектов в оттиске.
Практическое занятие. Примерные задания: «Волшебные бабочки», «Чудо-рыба»,
«Цветочная поляна».
Тема 2.3. Гравюра на картоне.
Умение расчленять рисунок на части. Наклеивание некоторых деталей одну на
другую для создания разнообразных оттенков и фактур. Получение различных оттисков
при многократном использовании клише.
Практическое занятие. Примерные задания: «Хоровод», «Спортивные игры»,
«Парашютисты».
Тема 2.4. Линогравюра.
Линогравюра как наиболее сложный вид графики. Широкое применение в студии
(выполнение пригласительных билетов, праздничных открыток, афиши). Чрезвычайно
большие возможности линогравюры в передаче тональности, то есть различной степени
светлоты предмета. Разнообразие линий в линогравюре (параллельные, пересекающиеся,
округлые, пунктирные).
Практическое занятие. Примерные задания: «Чугунное кружево», «Уличный
фонарь», «Северное сияние».
Тема 2.5. Гризайль.

Гризайль – одноцветная живопись с использованием тоновой растяжки.
Знакомство с различными приѐмами работы в этой технике для получения тоновых
отношений.
Практическое занятие. Примерные задания: «Метель в лесу», «Вид из окна»,
«Садовник».
Раздел 3. Натюрморт и его изобразительные возможности.
Тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и умение
группировать «говорящие вещи». Знакомство с историей появления этого жанра в
изобразительном искусстве.
Тема 3.1. Натюрморт в холодной гамме.
Использование предметов холодных цветов (синих, голубых, фиолетовых, белых).
Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Гжельская
сказка», «Зимняя фантазия».
Тема 3.2. Натюрморт в тѐплой гамме.
Создание живописного натюрморта в тѐплой гамме для передачи красочного
богатства осенней палитры.
Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Дары осени»,
«Осенний букет».
Раздел 4. Фигура и портрет человека.
Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве. Знакомство с
основными пропорциями фигуры и головы человека. Изображение человека в искусстве
древнего мира.
Тема 4.1. Набросок с натуры.
Набросок с натуры – средство быстро увидеть конечный результат и в дальнейшей
работе исправить свои ошибки. Обучение пятновому и линейному наброску. Передача в
быстром рисунке характерность образа.
Практическое занятие. Примерные задания: «Наброски, выполненные в жанре
карикатуры, шаржа», «Наброски фигуры человека, выполненные одним цветом и
кистью».
Тема 4.2. Силуэт.
Графический портретный рисунок в технике силуэта создаѐт возможность
необыкновенной выразительности образа человека.
Практическое занятие. Примерное задание «Добрый и злой сказочный герой».
Тема 4.3. Живописный портрет.
Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение характера человека, его
настроения. Влияние живописного фона на создание образа.
Практическое занятие. Примерные задания: «Автопортрет», «Семейный портрет».

Тема 4.4. Фигура человека в движении.
Образная

выразительность

фигуры

человека,

изображенной

в

движении.

Конструкция фигуры, основные пропорции и их индивидуальность.
Практическое занятие. Примерные задания: «Фигурное катание», «Спортивные
соревнования», «Танец».
Раздел 5. Образ природы.
Красота природы в разное время года и еѐ изображение в разных состояниях.
Умение передавать контрастные состояния природы.
Тема 5.1. Работа на пленэре.
Выбор мотива. Составление эскизов с натуры (пастель, уголь, карандаш)
Практическое занятие. Примерные задания: зарисовки с натуры деревьев, цветов.
Тема 5.2. Работа по впечатлению.
Передача различными художественными материалами разного состояния природы
(дождь, снег, ледоход, солнечный день, туман).
Практическое занятие. Примерные задания: «Разноцветный дождь», «Первый
снег», «Весна поѐт».
Тема 5.3. Азы перспективы. Знакомство с основными правилами перспективного
изображения.

«Веселые краски»
Продвинутый уровень (3 год обучения/ 216 ч.)
Учебный план
№

Количество часов

форма

Тема занятий
Теория

Практика Всего

входная
диагностика
наблюдение

1.1

Введение в программу
Правила техники безопасности
в изостудии

1

-

1

1.2

Особенности третьего
обучения

1

-

1

1

контроля
аттестации

-

года

анализ работ

3. Королева Живопись
2.1

Гармония цвета

3

12

15

оценка работ

2.2

Контраст цвета

3

12

15

оценка работ

2.3

Цветные кляксы

2

12

14

оценка работ
оценка работ

4. Азбука рисования
3.1

Пропорции

3.2

Плоскостное
изображение

3.3

Рисование с натуры и по памяти

и

2

13

15

2

13

15

2

11

13

оценка работ

объѐмное

оценка работ

Пейзаж

4.
4.1

Образ дерева

2

10

12

оценка работ

4.2

Живописная связь неба и земли

1

9

10

оценка работ

4.3

Времена года

2

13

15

оценка работ

5. Бумажная пластика
5.1

Полуплоскостные изделия

1

8

9

оценка работ

5.2

Объѐмные композиции

1

8

9

оценка работ

5.3

Сувенирные открытки

1

5

6

оценка работ

6. Азы композиции
6.1

Линия горизонта

1

8

9

оценка работ

6.2

Композиционный центр

3

19

22

оценка работ

6.3

Ритм и движение

1

11

12

оценка работ

6.4

Графика

-

11

11

оценка работ

7

Работа на пленэре

-

9

9

оценка работ

8

Итоговое занятие

-

3

3

диагностика

30

186

216

Итого:

Содержание учебно-тематического плана 3-го года обучения:
Третий год обучения, 216 ч.
Раздел 1. Введение в программу.
Тема 1.1. Правила техники безопасности в изостудии.
Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в
изостудии.
Тема 1.2. Особенности третьего года обучения.
Обсуждение учебного плана второго года обучения. Знакомство с новыми
художественными материалами и инструментами.
Раздел 2. Королева Живопись.
Основы цветоведения.
Тема 2.1. Гармония цвета.
Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоническим
сочетанием цвета и «красочным винегретом».
Практическое занятие. Примерные задания: «Дары осени», «Праздничный букет»,
«Зимняя сказка».
Тема 2.2. Контраст цвета.
Три пары контрастных цветов: жѐлтый – синий, красный – зелѐный, оранжевый –
фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения главного.
Практическое занятие: Примерные задания: «Огни цирка», «Сказочная птица»,
«Теремок».
Тема 2.3. Цветные кляксы.
Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятнаотпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна.
Практическое занятие. Примерные задания: «Цветные сны», «Волшебные
бабочки», «Чудо-юдо».
Раздел 3. Азбука рисования.
Тема 3.1. Пропорции.
Пропорции – соотношение частей по величине.
Тема 3.2. Плоскостное и объѐмное изображение.
Плоскостное или объѐмное изображение предметов в рисунке. Передача плоской
фигуры линией, а объѐмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота
объѐмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты
(квадрат, круг, треугольник).
Практическое

занятие. Примерные

задания:

«Эскиз витража», «Любимые игрушки», «Конструктор».
Тема 3.3. Рисование с натуры и по памяти.

«Геометрический

коврик»,

Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями. Рисование с
натуры. Рисование по памяти.
Практическое

занятие. Примерные

задания:

«Зарисовки

предметов

быта»,

«»Зарисовки чучела птиц».
Раздел 4. Пейзаж.
Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе,
умения видеть еѐ красоту в разные времена года.
Тема 4.1. Образ дерева.
Понятие о пластическом характере деревьев. Графические зарисовки деревьев.
Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с
геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник).
Практическое занятие. Примерные задания: «Грустное и весѐлое дерево», «Старая
и молодая берѐзка», «Древо жизни», «Лесная тропинка».
Тема 4.2. Живописная связь неба и земли.
Разнообразные светотональные отношения земли и неба в разных погодных
состояниях. Колористические особенности погоды и освещения.
Практическое занятие. Примерные задания: «Закат», «Хмурый лес», «Солнечный
денѐк».
Тема 4.3. Времена года.
Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей в
разное время года.
Практическое

занятие.

Примерные

задания:

«Царство

осеннего

леса»,

«Хрустальная зима».
Раздел 5. Бумажная пластика.
Знакомство с вариантами объѐмных и рельефных композиций из бумаги.
Превращение плоского листа бумаги в объѐмное изделие.
Тема 5.1. Полуплоскостные изделия.
Полуплоскостные изделия как разновидность объѐмной аппликации. Получение
полуобъѐмных композиций из ажурно вырезанных листьев бумаги, закреплѐнных со
сдвигом на фоне.
Практическое занятие. Примерные задания: «Лесное кружево», «Подводный
мир».
Тема 5.2. Объѐмные композиции.
Создание из мятой бумаги объѐмных элементов и формирование из них разных
форм.
Практическое занятие. Примерные задания: «Ваза с фруктами», «Снеговик».
Тема 5.3. Сувенирные открытки.

Разные технические приѐмы работы с бумагой (сгибание, надрезание, скручивание)
Практическое

занятие. Примерные

задания:

«Новогодняя

открытка»,

«Поздравительная открытка».
Раздел 6. Азы композиции.
Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги
(вертикальный и горизонтальный формат листа).
Тема 6.1. Линия горизонта.
Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта – граница
между небом и землей.
Практическое занятие. Примерные задания: «Восход солнца», «Полѐт птиц».
Тема 6.2. Композиционный центр.
Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может менять свое место
на листе бумаги в зависимости от желания художника.
Практическое занятие. Примерные задания: «Мой любимый цветок», «На берегу
моря», «Ночной город», «Моя любимая сказка».
Тема 6.3. Ритм и движение.
Композиция как ритм пятен. Разнообразные варианты ритмических пятен для
передачи движения в композиции.
Тема 6.4. Графика.
Штрих, линия, контраст черного и белого.
Раздел 7. Работа на пленэре.
Раздел 8. Итоговое занятие.
Выявление освоения теоретических знаний с помощью тестирования. Просмотр
творческих работ обучающихся и их обсуждение.
Награждение грамотами.

Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания учебного года
Сроки промежуточной аттестации

36
с 01.06 по 31.08.
с 01.09 по 31.05
с 10.01-20.01

2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты

Материально-техническое
обеспечение

Информационное обеспечение

Кадровое обеспечение

Характеристика (заполнить)
учебный кабинет, укомплектованный техническими
средствами.
Перечень оборудования, инструментов, материалов:
мольберты, стулья, табуреты, натюрмортный стол,
осветительные приборы, предметный фонд, карандаши,
краски, кисти, бумага, палитры, стаканчики для воды,
интерактивная доска, компьютер.
Электронные справочники, электронные пособия,
обучающие программы по предмету
Мультимедийные образовательные ресурсы,
соответствующие содержанию обучения, обучающие
программы по предмету
педагог дополнительного образования по профилю
2.3. Формы аттестации

Формами аттестации являются:





Зачет
Творческая работа
Конкурс
Выставка

2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества
Методики
реализации ДООП
Уровень развития творческого Методика «Креативность личности» Д. Джонсона
потенциала учащихся
Уровень развития социального Тест «Уровень социализации личности» (версия
опыта учащихся
Р.И.Мокшанцева)
«Организация
и
оценка
здоровье
сберегающей
Уровень сохранения и
деятельности образовательных учреждений» под ред.
укрепления здоровья учащихся
М.М. Безруких
Обучения по ОП предусматривает различные виды
контроля результатов обучения:
1. Текущий, который осуществляется на каждом занятии
педагогом, предполагает совместный просмотр
выполненных изделий, их коллективное обсуждение,
выявление лучших работ. Такая форма позволяет
воспитанникам оценивать не только чужие работы, но и
свои.
2. Начальный, Промежуточный, где происходит
качественная оценка деятельности воспитанников в
объединении.
Уровень теоретической
В конце первого полугодия и в конце учебного года
подготовки учащихся
проводится аттестация обучающихся, проверка уровня
знаний по трѐм уровням освоения программы:
«В» - высокий, освоение программы более 80%;
«С» - средний, освоение программы более 50%;
«Н» - низкий, освоение программы менее 50%.
По итогам аттестации воспитанники переводятся на
следующий год обучения.
В дальнейшем возможен вариант разработки тестов для
итоговой аттестации воспитанников с целью установления
фактического уровня знаний и умений теоретической
части программы.
Уровень удовлетворенности
Изучение удовлетворенности родителей работой
родителей предоставляемыми образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой)
образовательными услугами
1. Демонстрационно - иллюстративные упражнения
раскрывают перед обучающимся основные направления
изучения материала, возможности его применения на
практике.
2. Обучающие упражнения призваны объяснять нюансы
как осуществить применение теории на практике. Они
Оценочные материалы
служат для первичного ознакомления обучающихся с
(указать конкретно по
применением практических действий. И проводятся на
предметам в соответствии с
первоначальной стадии закрепления
формами аттестации)
знаний.
3. В ходе тренировочных упражнений осуществляется
повторение и систематизация усвоенных знаний.
Отрабатываются технические навыки ведения работы.
4 Развивающие упражнения позволяют углублять уже
полученные знания, совершенствовать уже имеющиеся
умения и навыки детей.

2.5. Методические материалы
Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный
 Объяснительно-иллюстративный
 Репродуктивный
 Частично-поисковый
 Исследовательский
 Игровой
 Дискуссионный
 Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
 Индивидуальная
 Индивидуально-групповая
 Групповая
 Практическое занятие
 Открытое занятие
 Беседа
 Встреча с интересными людьми
 Выставка
 Галерея
 Диспут
 Игра
 Презентация
 Мастер-класс
Педагогические технологии:
 Технология индивидуального обучения
 Технология группового обучения
 Технология коллективного взаимодействия
 Технология проблемного обучения
 Технология дистанционного обучения
 Проектная технология
 Здоровье сберегающая технология
Дидактические материалы:




Раздаточные материалы
Инструкции
Образцы изделий

2.6. Список литературы
1. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Пособие
для психологов и педагогов. - М.:Мозаика-Синтез,2009.-178.
2. Изобразительное искусство: Рисунок. 1-11 кл. Живопись.1-11 кл. Основы живописи.
3. 5-9 кл. Основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и декоративно - прикладного
искусства. 1-8 кл. Программы для общеобразоват. шк., гимназии, лицеев.-3-е издание,
стереотип. - М.:
4. Лепская Н.А. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика
«5 рисунков». – М.: Научно - практический центр непрерывного художественного
образования.
5. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.
6. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 кл.
7. Павлова О.В.изобразительное искусство. 5-7 кл.: терминологические диктанты,
кроссворды, филворды, тесты, викторины/ авт.-сост. О.В.Павлова. - Волгоград
:Учитель,2011. -77с.:ил.
8. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.4.
9. Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск:Титул,1996.- 80 с.: цв.ил.
10. Сокольникова Н.М. Обучение в 1 классе по учебнику «Изобразительное искусство»
Н.М.Сокольникова. – М,: АСТ; Астрель; Владимир: ВКТ, 2010._127, (1)с.- (Планета
знаний)
11. Учеб. для общеобразоват. Учеб. Заведении: В 2 ч. Ч.1.- 2-е изд.-М.: Дрофа, 1999.-96с.:
12. Учеб. для общеобразоват. Учеб. Заведении: В 2 ч. Ч.2.- 3-е изд.-стереотип .-М.: Дрофа,
1999.-96с.:
13. Фенина С.В.Беседы о русских художниках
14. Челышева Т.В. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная
область «Искусство», Учебно - методическое пособие. - М.: АПК и ПРО ,2003.- 120с.
15. Школа изобразительного искусства: Вып.3.: Учеб.- метод. Пособие Ш. 67/3 –е изд.,
испр.и доп. –М.: Изобраз. Искусство,1989.-200 с.: ил.
16. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе: пособие для учителей. - М.:
Просвещение, 1984. – 207 с., ил.
17. Школа изобразительного искусства: Вып. 1: Учеб. Пособие. -3-е изд.,испр. И доп.-М.:

Изобраз. Искусство,1986.- 176 с.: ил.

Литература для детей:
1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М: Просвещение, 1989-192с.
2. Кузин В.С, Кубышкина Э.И. Изобразительное искусством начальной школе12класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.Дрофа, 2000128с. ил
3. Андриенко Т.В. Изобразительное искусство 8 класс: поурочные планы по
программе В.С Кузина Волгоград: Учитель, 2006.-122с
4. Павлова О.В. Изобразительное искусство 5-7класс: терминологические диктанты,
кроссворды, тесты, викторины.- Волгоград: Учитель, 2011.-77с.: ил
5. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе
В.С. Кузина. – Волгоград: Учитель, 2008.-186с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».