Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МУ ДО КЦДТ

I.

Общие положения

1.

Настоящее Положение разработано в соответствии с:

2.

Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;
3.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
4.

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018

года N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 5
сентября 2019 года).
5.

Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждѐнной

Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-p;
6.

Письмом Министерства образования и науки России от 18.11.2015 № 09-3242

7.

«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
8.

Уставом МУ ДО Кижингинский Центр детского творчества (далее Учреждение),

9.

Лицензией на образовательную деятельность.

10.

Данное Положение устанавливает порядок деятельности Учреждения по

разработке

и

утверждению

общеобразовательных

авторских

(общеразвивающих)

Положением определяется

структура,

и

модифицированных

программ

оформление,

реализуемых
порядок и

дополнительных
в

Учреждении.

сроки

рассмотрения

дополнительных общеразвивающих программ.
11.

Дополнительная образовательная программа - это нормативно - управленческий

документ Учреждения, определяющий цель, формы, содержание, методы и технологии
дополнительного

образования

детей,

разработанный

по

одной

из

направленностей

дополнительного образования и представляющий собой комплекс средств воспитания,
обучения, оздоровления, развития детей, реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых
и материальных) в соответствии с социальным заказом.
12.

Дополнительные

общеразвивающие

программы

способствуют

обеспечению

реализации права родителей на информирование об образовательных услугах, права на выбор
образовательных услуг, права на гарантию качества получаемых услуг; обеспечивают
интеграцию

и

координацию

деятельности

педагогического

коллектива;

определяют

приоритеты в содержании дополнительного образования детей.
13.

Авторская

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

образовательная программа (далее общеразвивающая) - это документ, созданный на основе
примерной (типовой) образовательной программы и имеющий авторскую концепцию построения
образовательного процесса и (или) содержания образовательной программы. Авторская
программа

разрабатывается

одним

или

группой

авторов.

Внедрению

авторской

образовательной программы в практику предшествует период ее апробации.
14.

Модифицированная образовательная программа - программа дополнительного

образования детей, рекомендованная Министерством образования РФ и адаптированная под
условия учреждения, скорректированная конкретным педагогом, содержание данной программы
основано на типовой, с внесением изменений в отбор тем, порядок их изучения, изменений в
распределении часов, в отбор материала по темам.
15.

По

содержанию

дополнительная

общеразвивающая

программа

должна

соответствовать одной из направленностей осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам: художественной, социально-педагогической, физкультурноспортивной, технической, естественнонаучной, туристско-краеведческой, реализуемой согласно
лицензии на правоведения образовательной деятельности.
16.

При разработке программ учитываются направленность деятельности, уровень

освоения, возраст, уровень подготовки обучающихся (вариативные учебно-тематические планы),
наличие условий (оборудованные рабочие места, наличие техники и оборудования в
мастерских и компьютерных классах), санитарные нормы, требования современной
педагогической науки.
17.

При реализации общеразвивающих программ педагогом, может применяться форма

организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления
содержания образовательной программы.
18.

Сроки

обучения

по

ним

определяются

Образовательной

программой,

разработанной и утвержденной Учреждением. Учреждение осуществляет образовательную
деятельность, реализуя программы в течение всего календарного года, включая каникулярное
время
19.

В пределах осваиваемой дополнительной общеразвивающей программы может

осуществляться обучение обучающегося/обучающихся по индивидуальному учебному плану.
20.

При реализации программ могут организовываться и проводиться массовые

мероприятия, создаваться необходимые условия для совместного труда (отдыха) обучающихся,
родителей (законных представителей).
21.

Положение принимается на педагогическом совете Учреждения и утверждается

приказом директора, вводится в действие с указанием даты введения. Срок действия
положения не ограничен.
22.

Утвержденная директором дополнительная общеразвивающая программа хранится

у заместителя директора по УBP, копия хранится у педагога дополнительного образования.

2. Цели и задачи дополнительных общеразвивающих программ
2.1. Цель дополнительной общеразвивающей программы – обеспечение обучения,
воспитания,

развития

обучающихся.

В

связи

с

этим

содержание дополнительной

общеразвивающей программы должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным
особенностям Республики Бурятия;
- современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения
(индивидуальности, доступности, преемственности,результативности);
- формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения,
дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях и т.д.);
- методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов
деятельности детей);
- средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов

и

материалов в расчете на объединение обучающихся).
2.2. Задачи образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим
программам могут быть направлены на формирование предметных, личностных и
метапредметных результатов обучающихся, в том числе:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном и физическом развитии;
- формирование культуры здорового образа жизни, укрепления здоровья обучающихся;
-

обеспечение

духовно-нравственного,

гражданско-патриотического,

военно-

патриотического, трудового воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявляющих
выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления
здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся.
3. Структура дополнительной общеразвивающей программы
3.1. Дополнительная общеразвивающая программа включает следующие структурные
элементы:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- учебный план
- содержание учебного плана;

- планируемые результаты;
- методическое обеспечение программы;
- список литературы;
- приложения.
3.2. На титульном листе указываются наименование организации дополнительного
образования, сведения об утверждении программы, полное название программы, возраст
обучающихся, срок реализации программы, Ф.И.О. и должность автора (авторов), название
населенногопункта, год разработки программы (приложение 1).
3.3.

Пояснительная

записка

к

дополнительной

общеразвивающей программе

раскрывает:
- направленность программы;
- новизну, актуальность; педагогическая целесообразность;
- цель и задачи (обучающие, развивающие, воспитывающие)программы;
- особенность данной программы на сравнении уже существующих программ;
- вид программы;
- возраст детей, участвующих в реализации данной программы (численный состав
группы зависит от направленности дополнительной образовательной программы и
имеющихся условий, соответствующих требованиям к помещениям для организации основных
видов деятельности);
- сроки реализации программы;
- форма режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы их проверки;
- формы подведения итогов, реализации программы;
- условия реализации программы;
- учебно-тематический план программы содержит (перечень разделов, тем, количество
часов по каждой теме с разбивкой, на теоретические и практические виды занятий).
3.4. Учебно-тематический план программы, помимо цели и задач на каждый учебный
год, содержит: перечень разделов; количество часов по каждой теме с кратким описанием и
разбивкой на теоретические и практические. Необходимо закладывать часы на вводное и
итоговое занятия (приложение 2).
3.5. Содержание учебного плана возможно отразить через краткое описание разделов
и тем внутри разделов. Раскрывать содержание следует в том порядке, в котором они поставлены в
учебном плане. Описать тему означает: указать название темы; перечислить основные
моменты, которые излагаются в рамках данной темы; указать, в каких формах организуется
образовательный процесс (теоретических, практических). В содержании программы количество
и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами учебноготематического плана (приложение

3.6. Планируемые результаты. В этой части необходимо сформулировать личностные,
метапредметные и предметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения
программы. Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания программы.
Планируемые результаты должны соотноситься с задачами.
Контрольные вопросы (задания) усвоения: а) теоретических знаний в соответствии года
обучения в рамках промежуточной (итоговой) аттестации; б) контрольные вопросы (задания)
сформированности умений (практической подготовки) обучающихся в соответствии года
обучения в рамках промежуточной (итоговой) аттестации.
3.7. Методическое обеспечение реализации программы включает в себя описание:
-

дидактических

материалов,

технического

оснащения

занятий,

форм

занятий,

планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс,
конференция и т.д.);
- приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, программнометодического материала, дидактического материала, технического оснащения занятий;
- форм подведения итогов по каждой теме или разделу.
3.8. При составлении списка литературы следует включить в список работы,
отражающие теоретические основы программы (теорию дополнительного образования и
теорию изучения той сферы, на освоение которой будут направлены усилия обучающихся). При
написании списка литературы стоит руководствоваться библиографическим стандартом. Здесь
же указываются списки литературы, рекомендованные педагогу и обучающимся.
3.9. В приложениях к программе могут размещаться примеры занятий (сценарии),
раскрываться схема организации воспитательной работы с детско-подростковым коллективом,
прописываться детали аттестационных испытаний (программа аттестации обучающихся), в
приложении могут быть помещены примеры наиболее удачных эталонных работ и другое.
4. Технические требования к оформлению дополнительной образовательной
(общеразвивающей) программы
4.1. Шрифт: Times New Roman, размер шрифта — 12, положение на странице — по
ширине текста.
4.2. Поля - по 2 см со всех сторон.
4.3. Междустрочный интервал – 1,5
5. Разработка, согласование и утверждение дополнительной образовательной
(общеразвивающей) программы
5.1.

Дополнительная общеразвивающая

программа

разрабатывается

педагогом

дополнительного образования самостоятельно.
5.2. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа рассматривается
на заседании Методического совета Учреждения. Принимается Педагогическим советом
Учреждения и утверждается приказом директора Учреждения.

6. Делопроизводство
6.1. Педагоги Учреждения ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные
(общеразвивающие) программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики,
технологий и социальной сферы.
6.2.

На

основании

дополнительной

общеразвивающей

программы

педагогом

дополнительного образования ежегодно разрабатывается учебно - тематический план, который
является нормативным документом при организации образовательного процесса и ведения
журнала учета рабочего времени педагога.

Приложение 1
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Кижингинский Центр детского творчества

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАІО

на педагогическом совете

Директор МУ ДО КЦДТ

Протокол №

Тарнуева С.Б.

«____»_________20___г

Приказ №_______
«____»_________20___г

.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ(ОБЩЕРАЗВИВАІОЩАЯ)
ПРОГРАММА
«название программы»
(срок реализации - , возраст детей -)

Автор-составитель:
педагог дополнительногообразования

с. Кижинга,
2019 г.

Приложение 2
Пример оформления раздела «Учебно-тематический план»
Разделы

№

Практика

во часов

п/п

11

Общее кол- Tеopия

Вводное занятие

1

Заключительное занятие

1

Формы
контроля

1

-

беседа

1

Концерт,
выставка и т.д.

12
33

Итого:

Приложение 3
Примеры оформления раздела «Содержание учебного плана»
Содержание учебного года 1-го года обучения
Вводное занятие
1.Тема. Вводная беседа о рисунке. Организация работы.
Теория: Вводный теоретический урок. Беседа о предмете рисунок. Организация
рабочего места. Правильная посадка за столом.
Практика: Знакомство с материалами, принадлежностями, инструментами, приемы
работы карандашом, постановка руки. Знакомство с понятиями «линия», «штрих», «пятно».
Материал: Карандаш, бумага формата А4.
2.Тема. Характеристика цвета.
Теория: Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными и составными
цветами.
Практика: Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных.
Орнамент с основными и составными цветами. Применение лессировок.
Материал: акварель, гуашь бумага формата А4.
3. Тема. Этюд овощей и фруктов (яблоко, хурма, слива) на нейтральном цветовом
фоне.
Теория: Знакомство с технологией работы акварелью.
Практика: Поиск цветовых отношений. Локальный цвет и оттенки цвета на свету, в
тени и на рефлексах. Изображение фруктов и овощей на нейтральном фоне.

Материал: акварель, гуашь бумага формата А4.
4. Тема. Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия.
Теория: Понятие «композиция», «симметрия» «асимметрия» в учебном рисунке.
Совершенствование техники работы штрихом.
Практика: Рисунок простейших плоских природных форм с натуры: листьев, перьев,
бабочек, коры деревьев. Копирование рисунков тканей, декоративных народных орнаментов.
Материал: Карандаш, бумага формата А4.
5.Тема. Знакомство с предметом «Пленэр».
Теория: Ознакомление с основными отличиями пленэрной практики от работы в
помещении. Решение организационных задач по месту и времени сбора, оснащению и
основным правилам работы.
Практика: Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа (листьев, цветов,
веток).
Материал: акварель, гуашь бумага формата А4……………и т.д.
Заключительное занятие
Провести открытое занятие. Показ всей структуры занятия, применяемые методы и
приѐмы в работе, представление теоретических знаний. Учить детей анализировать свои
результаты. Беседа по итогам года, отслеживание и обсуждение результатов и планов на
будущий год и пути их реализации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».