Детский театр

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Пояснительная записка
2.
3.
4.
5.

Этапы обучения
Условия реализации программы
Формы подведения итогов и контроля
Прогнозируемый результат

6. Учебный план
7. Учебно-тематический план по 1-му году обучения
8. Содержание 1-го года обучения
9. Учебно-тематический план по 2-му году обучения
10.Содержание 2-го года обучения
11.Учебно-тематический план по 3-му году обучения
12.Содержание 3-го года обучения
13.Методическое обеспечение

ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных направлений современной школы и системы дополнительного
образования – усиление воспитывающей функции всего учебно-воспитательного
процесса, дальнейшее обновление содержания, форм, методов обучения и воспитания в
соответствии с поставленными целями и задачами.
Во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и
передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. В формах театральной
игры дети всегда приобщались к основным культурным ценностям своей общины, к ее
традициям, верованиям и мировоззрению в целом.
История театра, где играют дети, непрерывна, но в ней есть особенно яркие взлѐты. Они
всегда приходятся на переломные эпохи, на то время, когда становится особенно важным
реализовать две взаимообусловленные идеи. Первая заключается в том, чтобы передать
молодому поколению культурные ценности прошлого в наиболее яркой, незабываемой форме,
передать так, чтобы они вошли в плоть и кровь, стали личностно значимыми. Вторая идея
заключается в воспитании поколения свободных творцов, способных генерировать
принципиально новые идеи. Одно без другого, как показывает исторический опыт,
невозможно.
Современный детский и молодѐжный любительский театр крайне востребован
нашим обществом. В это нелѐгкое время, мы, взрослые, часто забываем о детях, с ранних
лет «навешивая» на их хрупкие плечи свои проблемы. В погоне за престижем и деньгами,
в борьбе за выживание, наши дети лишаются детства, не успевая по-настоящему раскрыть
свою индивидуальность, да и просто пофантазировать или помечтать, а из-за непомерно
больших учебных нагрузок, ребѐнок все меньше двигается, отучаясь управлять своим
телом и владеть своим голосом. Именно театр помогает ребѐнку раскрываться, поиграть
своѐ детство, найти своѐ место в жизни, среди ровесников и людей.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность –
предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании
детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во
взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с
занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает
их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру. Она
адресована руководителям творческих объединений школ, педагогам дополнительного
образования по художественно-эстетическому направлению.
Актуальность программы. Театральное искусство имеет незаменимые возможности
духовно-нравственного

воздействия.

Ребѐнок,

оказавшийся

в

позиции

актѐра-

исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это
значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди,
зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим
и важным в жизни.
Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не
отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор
спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к
коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне
закономерный интерес у детей.
Программа «Актерская грамота» – результат многолетней практической работы с
детским коллективом. В основе программы лежит идея

использования потенциала

театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать
процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна авторской образовательной программы состоит в том, что учебновоспитательный
воспитание

процесс

основ

осуществляется

зрительской

через

культуры,

различные

развитие

направления

навыков

работы:

исполнительской

деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в
друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у
воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает
запросам

различных

социальных

групп

нашего

общества,

обеспечивает

совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является
конечным

результатом

профессиональным

программы,

навыкам,

но

предоставляет

даѐт

возможность

условия

для

обучить

проведения

детей

педагогом

профориентационной работы.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность,
позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать,
планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Образовательный процесс построен как последовательный переход воспитанника от
одной ступени мастерства к другой:
Каждая ступень представляет собой определѐнный уровень образования, отличается
особенностью содержания, применяемых педагогических технологий, технических
средств обучения, использованием на занятиях дидактического и наглядного материала.
Программа

«Актерская

грамота»

строится

на

следующих

концептуальных

принципах:
Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере
деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя
как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения
объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что
нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно
выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на
предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и
индивидуальных

возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и

моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В

учебной деятельности используются разнообразные

иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип

систематичности

и

последовательности.

Систематичность

и

последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной
работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших
результатов.

Программа «Актерская грамота» включает несколько основных разделов:

1.

История театра. Театр как вид искусства.

2.

Актерская грамота.

3.

Художественное чтение.

4.

Сценическое движение.

5.

Работа над пьесой.

Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл
познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте
вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы
направлена на получение навыков актерского мастерства.
Этапы обучения
Реализация программы осуществляется на трех уровнях образовательного процесса.
1-й год обучения - начальная ступень «Первые шаги» - основная цель этой ступени –
выявление и развитие общих исполнительских способностей детей, формирование
интереса к актерскому творчеству. В

течение первого года воспитанники получают

первоначальные знания и умения в области театрального искусства, открывают для себя
поведение (действие) как основной материал актерского мастерства, закладывается
фундамент для углубленного представления о театре как виде искусства. Основной
формой работы на первом этапе

являются театральные игры и упражнения-

импровизации.
2-й год обучения – расширенная ступень «Тропинками творчества» – основная цель
– углубленное изучение и овладение актерским мастерством с ориентацией на
исполнительскую деятельность. В течение второго года обучения происходит закрепление
и расширение знаний, полученных на первом этапе, продолжают совершенствоваться
выразительность и яркость поведения в выступлении актера перед зрителем. Формы
работы - тренинги, репетиции.
3-й год обучения - допрофессиональная ступень «Мастерство+Вдохновение» – цель
ступени – закрепление и развитие стремления к творческой деятельности, полная
самостоятельность в работе, педагог выступает в качестве помощника и консультанта.
Третий

год направлен на усвоение более сложного теоретического материала,

ориентацию детей на исполнительскую работу и создания «характера» на сцене. Основной
формой работы является постановка спектаклей и репетиции.

Построение программы по крупным блокам тем -

«Актѐрское мастерство»,

«Сценическая речь», «По страницам истории театра», «Сценическое движение»,
«Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации» - даѐт педагогу возможность
вариативно выстраивать работу с детьми.
В работе по программе принципиально важным является ролевое существование
воспитанника на занятиях: он бывает актѐром, режиссѐром, зрителем.
Главная цель программы – создать условия для воспитания нравственных качеств
личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального
искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Задачи программы:
способствовать формированию:


необходимых представлений о театральном искусстве;



актерских способностей – умение взаимодействовать с партнером, создавать

образ героя, работать над ролью;


речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на

постановку дыхания, дикции, интонации;


практических

навыков

пластической

выразительности

с

учетом

индивидуальных физических возможностей ребенка;
способствовать развитию:


интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;



творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей

каждого ребѐнка;


эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;

создать условия воспитания:


воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;



творческой активности подростка, ценящей в себе и других такие качества, как

доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.


духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами

традиционной народной и мировой культуры.
Условия реализации программы
Количество детей в группе – 10-15 человек. Рекомендуемый возраст детей от 11-15
лет. Выполнение программы рассчитано на 144 учебных часа (1-й год обучения)
Занятия в группах проводятся:
Уровень подготовки детей при приеме в группу следующий:



дети должны иметь навык беглого чтения текста, основы выразительного

чтения;


должны представлять формы работы актера театра;



должны знать основы быстрого запоминания, уметь оперировать памятью.

Уровень подготовленности определяется собеседованием и проведением ряда
упражнений на выразительность чтения.
Исходя из особенностей учебно-тематического плана и специфики занятий,
проводятся групповые занятия, количество детей в группе 5 человек.
Для полноценной реализации данной программы необходимы определенные условия
работы: возможность использования на занятиях элементы театрального костюма,
реквизита, декораций. Для спектакля необходимы: сценическая площадка, репетиционный
зал, выносной свет, аппаратура для музыкального оформления; театральные костюмы,
пастиж, грим, парики.
Формы подведения итогов и контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:


текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью

ребенка в процессе занятий;


промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы

проводимые в Доме детского творчества;


итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными

этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных
устремлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность
текущего контроля.
Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из
форм итогового контроля.
Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие
способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.

Ожидаемый результат
По завершении 1 года обучения воспитанники должны знать:


особенности театра как

вида искусства,

иметь представление о видах и

жанрах театрального искусства;


народные истоки театрального искусства;



художественное чтение как вид исполнительского искусства;



об основах сценической «лепки» фразы (логика речи).
Должны уметь:



активизировать свою фантазию;



«превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения

место, время, ситуацию;


видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых

обстоятельствах;


коллективно выполнять задания;



культуру суждений о себе и о других;



выполнять элементы разных по стилю танцевальных форм.
Содержание занятия-зачета: открытое занятие, включающее: упражнения на

память физических действий и исполнение воспитанниками текста (короткого),
демонстрирующего владение «лепкой» фразы.
По завершении 2 года обучения воспитанники должны знать:


историю театра Древней Греции, особенность древнегреческого театра;



о видах театрального искусства, о взаимосвязи театра с другими видами

искусства;
Должны уметь:


пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом

пространстве;


Сознательно управлять речеголосовым аппаратом;



Логично и естественно произнести сложную фразу, небольшой отрывок из

заданного текста;
 взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью.


Сочинять, подготавливать и выполнять этюды;



Анализировать работу свою и товарищей;



Выполнять основные элементы вальса.

Содержание занятия-зачета: спектакль или открытое занятие, включающее:
упражнения на коллективную согласованность действий и исполнение воспитанниками
работ из своего чтецкого репертуара.
По завершении 3 года обучения воспитанники должны знать:


О конфликте в драматическом произведении;



О характере и

развитии характера героя в столкновении с другими

действующими лицами;


О средневековом театре и о трансформации средневекового театра в
современных театрализованных празднествах;
Должны уметь:



Использовать и совершенствовать приобретенные умения при решении

исполнительских задач;


Точно соблюдать текст при исполнении;



Культурно воспринимать реакцию зрителей;



Самостоятельно работать над ролью, вносить корректировку в исполнение

своей роли от спектакля к спектаклю;


Выполнять основные элементы латиноамериканских танцев.

Контроль знаний и умений учащихся проводится в форме отчѐтного спектакля,
тестирования, рефератов, творческих конкурсов, экзамена.
Учащиеся третьего года обучения участвуют в составлении этюдов, творческих
заданий для учащихся 1–2 годов обучения, что также может рассматриваться как одна из
форм проведения итогового контроля.
Учащиеся, прошедшие все этапы обучения по данной программе, должны получить
общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки:


пользования театральными понятиями и терминами: «этюд», «действие»,

«событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.;


использование полученных практических навыков при работе над внешним

обликом героя – гримом, костюмом, прической;

с

использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать

партнером,

действовать

в

предлагаемых

обстоятельствах,

импровизировать,

сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память, общаться со зрителем;


владения

сценической речи;

необходимыми

навыками

пластической

выразительности

и



активного проявления своих индивидуальных способностей в работе над

общим делом – оформлении декораций, записей фонограмм.
А главное, стремиться к постоянному духовному совершенствованию, расширению
своего культурного кругозора.
При анализе уровня усвоения программного материала воспитанниками педагог
использует карты достижений обучающихся, где усвоение программного материала и
развитие других качеств ребенка определяются по трем уровням:
 максимальный – программный материал усвоен обучающимся полностью,
воспитанник имеет высокие достижения (победитель международных, всероссийских,
областных конкурсов, района и т.д.);
 средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных
ошибок; участвует в смотрах конкурсах и др. на уровне Дома детского творчества,
посѐлка.
 минимальный

–

усвоение

программы

в

неполном

объеме,

допускает

существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах
на уровне коллектива.

Учебный план
№

1 год

Раздел

1.

Вводное занятие.

2

2.

История театра. Театр как вид
искусства.

30

3.

Актерская грамота.

30

4.
5.

Художественное чтение
Сценическое движение.

10
10

6.

Работа над пьесой

44

7.

Мероприятия и
психологические практикумы

10

8.

Экскурсии

8

9.

Итоговое занятие
ВСЕГО:

2
144

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(1-й год обучения) 144 ч.
1.Вводное занятие «Разрешите представиться» - 2 часа
Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с
театром как видом искусства.
Практическая

работа:

Просмотр

творческих

работ,

видеофильмов

со

спектаклями, мероприятиями выпускников.
Форма проведения занятия – презентация коллектива.
Приѐмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: видеофильмы, фотографии.
Форма подведения итогов: анкетирование, беседа.
2. История театра. Театр как вид искусства - 30 часов
2.1.Первоначальные представления о театре как виде искусства.
Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства.
Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального
искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл),
театр кукол, радио- и телетеатр.
Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта
учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о
театре как виде искусства. Просмотр театральных постановок драматического театра
им.Щепкина г.Белгород. Игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в
твоем доме. Театр на улице», «Школьный театр. Профессиональный театр для детей.
Зачем люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся,
приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в
театре».
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.
Приѐмы и методы:

метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-

иллюстративный.
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски
с записями спектаклей .
Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные импровизации.

2.2. Театр как одно из древнейших искусств
Теория: Народные истоки театрального искусства («обряд инициации», игры,
празднества).
Практическая работа: проигрывание игр, обрядов бурятского народа, праздники
«Сагаалган», «Эрын гурбан наадан»- на придуманные или взятые из литературных
источников сюжеты.
Формы проведения занятий: игровые групповые занятия.
Приѐмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительноиллюстративный
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски
с народными песнями, танцами.
Форма подведения итогов: игры-импровизации
2.3. Развитие представления о видах
театрального искусства: театр кукол
Теория: Рождение театра кукол. Зарубежные братья Петрушки. Виды кукольного
театра.

Знакомство

с

современным

кукольным

театром.

Его

художественные

возможности. Особенности выразительного языка театра кукол.
Практическая работа: просмотр с детьми кукольных спектаклей. Изготовление
кукол-петрушек или других кукол.
Формы проведения занятий: практические занятия, творческая лаборатория.
Приѐмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительноиллюстративный, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски
с кукольными спектаклями.
Форма подведения итогов: разыгрывание сценок на темы сказочных сюжетов.
2.4. Театр – искусство коллективное
Теория: Знакомство с театральными профессиями. Спектакль

– результат

коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра».
Практическая работа: творческие задания на ознакомление с элементами
театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов.
Формы проведения занятий: заочная экскурсия по театральным цехам.
Приѐмы и методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: фотографии, DVD, CD – диски.
Форма подведения итогов: рефераты на тему:
программке».

«Путешествие по театральной

3. Актерская грамота - 30 часа
3.1. Многообразие выразительных средств в театре
Теория:
музыкальным

Знакомство
и

с

шумовым

драматургией,
оформлением.

декорациями,

Стержень

костюмами,

театрального

гримом,

искусства

–

исполнительское искусство актера.
Практическая работа: тренинги

на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая

нить», «Много ниточек, или Большое зеркало».
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приѐмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод
импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.
3.2. Значение поведения в актерском искусстве.
Теория: возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения
своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.
Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий
(одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я
буду играть один..»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то
другое (индивидуально, с помощниками).
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приѐмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод
импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: самостоятельная импровизация
3.3. Бессловесные и словесные действия
Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла.
Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как
подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.
Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений- тренингов., упражнение:
«Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные
стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным
использованием текста.
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы, занятия-зачѐт.
Приѐмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод
импровизации.

Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.

4.

Художественное чтение – 10 часов

Художественное чтение как вид исполнительского искусства.
Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы
практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата.
Литературное произношение.
Практическая работа: отработка навыка правильного дыхания при чтении и
сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и
подвижностью». Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла»,
Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка
правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом.
Формы проведения занятий: групповые
Приѐмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового
содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, упражнения на развитие и
управление речеголосовым аппаратом.
Логика речи.
Теория: Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе.
Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы.
Пояснения на басах и верхах.
Практическая работа: Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ
«Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения

для языка: «Уколы», «Змея»,

«Коктейль». Чтение отрывков или литературных анекдотов.
Формы проведения занятий: групповые, игровые.
Приѐмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового
содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, исполнение текста,
демонстрирующего владение «лепкой» фразы. Словесные воздействия.

Теория: Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного
произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь
рисуемой картины с жанром литературного произведения.
Практическая работа: Упражнения на «распро-ультра-натуральное действие» :
превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с
помощником); упражнения

для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун»,

«Аквалангист».
Формы проведения занятий: групповые, занятие-зачѐт.
Приѐмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового
содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: исполнение каждым воспитанником работ из своего
чтецкого репертуара.

5.

Сценическое движение – 10 часов
Основы акробатики.
Теория:

Школы

и

методики

движенческой

подготовки

актера.

Развитие

психофизического аппарата. Основы акробатики, работа с равновесием, работа с
предметами. Техника безопасности.
Практическая

работа:

Разминка

плечевого

«Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор».

пояса:

«Ветряная

мельница»,

Тренинг :«Тележка», «Собачка»,

«Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок
назад, кенгуру, кузнечик. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение
назад на спину.
Формы проведения занятий: групповые.
Приѐмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных
нагрузок, метод взаимообучения.
Дидактический материал: маты или акробатические дорожки
Форма подведения итогов: этюды
5.2. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
Теория: Беседы: «В поисках собственного стиля», «Танец сегодня», «Об Айседоре
Дункан». «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт», «Вальс Дружбы»,
«Фигурный вальс».
Практическая работа: Универсальная разминка. Элементы разных по стилю
танцевальных форм. Классический танец (батман тандю, батман жете, гран батман).

Основные позиции рук, ног, постановка корпуса. Разучивание основных элементов
народного танца: простой шаг, переменный шаг, шаг с притопом, веревочка, ковырялочка.
«Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт». Разучивание их основных
элементов.
Разучивание вальсового шага. Счет танцев «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс».
Позиции в паре. Основные элементы бального танца «Фигурный вальс»: «балансе с
поворотом», «окошечко», «вальсовая дорожка», «правый поворот в паре».
Формы проведения занятий: групповые.
Приѐмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных
нагрузок, метод взаимообучения.
Дидактический материал: маты или акробатические дорожки
Форма подведения итогов: танцевальная композиция на заданную тему.
6. Работа над пьесой – 44 часов
6.1. Пьеса – основа спектакля
Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка,
кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.
Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета,
выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия.
Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной
конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи.
Общий разговор о замысле спектакля.
Формы проведения занятий: практические
Приѐмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового
содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: анализ пьесы
6.2. Текст-основа постановки.
Теория:

Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика

персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.
Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу»,
«Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик
персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в
тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического
соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям
Формы проведения занятий: практические

Приѐмы и методы: эвристический, проблемный Дидактический материал:
индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: составление таблицы «История про…, который…».
6.3. Театральный грим. Костюм.
Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из
способов

достижения

выразительности:

обычный,

эстрадный,

характерный,

абстрактный. Способы накладывания грима.
Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для
героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приѐмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал:

гримировальный набор, жирный крем, тональный

крем, помада, гуммоз, пудра, различные кисти, ватные тампоны, бумажные салфетки,
альбомы, краски, карандаши.
Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима.
6.4.

Театральный костюм.

Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об
образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.
Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приѐмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: иллюстрации из книг, фотографии, альбомы, краски,
карандаши.
Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды».
6.5. Репетиционный период.
Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с
реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым
оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных
средств. Генеральная репетиция.
Формы проведения занятий: репетиции
Приѐмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.
Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя).
Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы).

7. Мероприятия и психологические практикумы-10 часов.
Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий.
Тематическое планирование, разработка сценариев.
Практическая работа. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри
учреждения. Выявление ошибок Оформление газеты «В мире театра».
Форма проведения занятия: вечера, праздники, конкурсы.
Приѐмы и методы: эвристический, метод полных нагрузок
Дидактический материал : сценарии.
Формы подведения итогов: Совместное обсуждение и оценка сделанного.
8. Экскурсии – 8 часов.
Экскурсии.
9. Итоговое занятие – 2 часа
Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.
Практическая работа: экзамен-выступление: упражнения на коллективную
согласованность; превращение и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены;
этюды

на

оправдание

заданных

бессловесных

элементов

действий

разными

предлагаемыми обстоятельствами; упражнения по курсу «Художественное слово».
Форма проведения занятия: блиц-турнир, зачет.
Приѐмы и методы: дизайн-анализ, создание ситуации достижения и успеха.
Дидактический материал : текст викторины.
Формы подведения итогов: экзамен, самоанализ деятельности

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(2-й год обучения) 216 ч.
1.Вводное занятие. – 3 часа
Цели и задачи обучения. Знакомство с курсом. Перспектива творческого роста на 2ом году обучения.
Практическая работа: Участие детей в мероприятии «День открытых дверей».
Форма проведения занятия – игра-путешествие.
Приѐмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: видеофильмы, фотографии.
Форма подведения итогов: анкетирование, беседа.
2. История театра. Театр как вид искусства - 42 часа
2.1. Страницы истории театра: театр Древнего Востока.
Теория: Культура и искусство Древнего Востока. Мистерии - праздники в храмах
Древнего Востока.
Практическая работа: Драматургический анализ мифа об Осирисе: завязка,
кульминация, промежуточные события, главные герои-противники. Реконструкция
мистерии «Песнь семи Хатхор».
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.
Приѐмы и методы: эвристический, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с раздаточным материалом, таблицы для
драматургического анализа мифа.
Форма подведения итогов: разыгрывание мистерии.
2.2. Страницы истории театра: театр Древней Греции.
Теория: Общий подъем культуры и искусства в Древней Греции. Общественновоспитательная роль театра. Особенности древнегреческого театра: сочетание музыки и
пластики, слова – активное средство воздействия на зрителя. Костюм и маска – элементы
обобщенной характеристики персонажей. Трагедия и комедия – основные жанры
древнегреческой драматургии.
Практическая работа: Комментирование чтение отрывков из «Прометея
прикованного» Эсхила. Чтение книги А.Говорова «Алкамен – театральный мальчик».
Знакомство по иллюстрациям и фотографиям с устройством зрительного зала и
оформлением сценической площадки древнегреческого театра. Заочная экскурсия по
современному театральному зданию.
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.
Приѐмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительноиллюстративный.
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(3-й год обучения), 216 ч.
1.Вводное занятие. – 3 часа
Теория: Цели и задачи обучения. Учебный план. Перспектива творческого роста.
Практика: Показ литературно-музыкальной композиции для воспитанников 1-го
года обучения..
Форма проведения занятия: выставка, мини-конференция.
Приемы и методы: создание ситуации успеха, наглядный, словесный, игровой.
Дидактический материал: выставочные экспонаты, фото, иллюстрации.
Формы подведения итогов: анкетирование, беседа.
2. История театра. Театр как вид искусства - 42 часа
2.1. Страницы истории театра: средневековый площадной театр.
Теория:.

Актер

средневекового

театра,

средневекового
синтетический

театра,

его

характер

религиозный
искусства

смысл.

Актер

«профессиональных

развлекателей». Символика и условность оформления средневекового спектакля. Связь
театра со средневековой литературой и изобразительным искусством. Трансформации
традиций средневекового театра в современных театрализованных празднествах
(карнавалах, маскарадах, шествиях).
Практическая работа: Знакомство с искусством средневековой Европы по
иллюстрациям и слайдам, по описаниям театральных представлений. Разыгрывание
сценок, импровизации в духе средневековых театральных жанров. Подготовка этюдов
«Средневековый театр». Просмотр видеофильмов с карнавалами, маскарадами.
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.
Приѐмы и методы: эвристический, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с раздаточным материалом, литература по
теме, видеофильмы.
Форма подведения итогов: разыгрывание мистерии.
2.2. Страницы истории театра: Театры, где играют дети.
Теория: Судьба школьного театра в России. Первый русский просветитель – Симеон
Полоцкий. «Потешная палата», «Комедиальная храмина». Школьный театр Славяногреко-латинской академии. Детское театральное движение 80-х гг. XX в. Современные
школьные театры.

Практическая работа: Знакомство по иллюстрациям и фотографиям с
устройством зрительного зала и оформлением сценической площадки русских театров.
Заочная экскурсия по современным театрам.
Приѐмы и методы:

метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-

иллюстративный,
Дидактический материал: литература, фотографии, DVD, CD – диски.
Форма подведения итогов: блиц-опрос.
2.3. Гении русской сцены.
Теория:

Знакомство

с

жизнью

и

творчеством

М.Щепкина,

П.Мочалова,

В.Каратыгина..
Практическая работа: самостоятельная подготовка воспитанниками рефератов на
тему.
Формы проведения занятий: устный журнал.
Приѐмы

и

методы:

поисковый,

эвристический,

метод

взаимообучения,

объяснительно-иллюстративный.
Дидактический материал: литература по теме, фотографии, DVD, CD – диски.
Форма подведения итогов: создание папки-накопителя «Гении русской сцены».
2.4. Великие русские драматурги.
Теория: Знакомство с жизнью и творчеством Н. Островского и других драматургов.
Практическая работа: самостоятельная подготовка воспитанниками рефератов на
тему.
Формы проведения занятий: устный журнал.
Приѐмы

и

методы:

поисковый,

эвристический,

метод

взаимообучения,

объяснительно-иллюстративный.
Дидактический материал: литература по теме, фотографии, DVD, CD – диски.
Форма подведения итогов: создание папки-накопителя «Гении русской сцены».
3. Актерская грамота - 48 часов
3.1. Средства актѐрского искусства.
Теория:

Проявление

индивидуальности

человека

в

особенностях

общения.

Расширение сферы знаний о закономерностях действий. Знакомство с логикой
межличностного общения. Борьба в межличностном общении как условие сценической
выразительности.
Практическая работа: Этюды на удерживание настойчивости. Упражнения на
перевоплощение путем изменения логики взаимодействия с партнером. Упражнение «Я
играю так, потому что …». Просмотр и прослушивание музыки и видеоклипов. Работа над

одной ролью (одним отрывком) всех студийцев. Упражнения на коллективную
согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя). Воспитывающие
ситуации «Что будет, если я буду играть один..». Превращения заданного Формы
проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых предмета с помощью
действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приѐмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод
импровизации.
Дидактический материал: карточки с упражнениями и этюдами..
Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.
3.2. Актер и его роли.
Теория: Проявление основных характерологических особенностей человека в
особенностях логики построения взаимодействий с партнером (параметры общения).
Значение постоянной работы над совершенствованием техники в творчестве актера.
Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий
(одновременно, друг за другом, вовремя); Этюды на выразительность подачи одного из
параметров межличностного общения: соотношение сил, интересов, инициативности,
претенциозности или поглощения делом., или Большое зеркало». Выполнение этюдов,
упражнений- тренингов. Упражнение: «Я сегодня – это …»
Формы проведения занятий: игровые, практические.
Приѐмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод
импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: Анализ работы своей и товарищей.
3.3. Импровизация.
Теория: Роль импровизации, взаимосвязь импровизации с техническими навыками в
репетиционной работе. Мизансцены спектакля. Импровизация и точность выполнения
установленных мизансцен.
Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений- тренингов. Анализ
работы своей и товарищей. Этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки,
сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным
использованием текста.
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы, занятия-зачѐт.

Приѐмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод
импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.
4.Художественное чтение – 18 часов
4.1.

Индивидуальные формы выступления

Теория: Многообразие индивидуальных форм выступления. Чтецкий номер в
концерте. Мелодекламация. Литературная композиция и монтаж. «Театр одного актера».
Практическая работа: Отработка навыка правильного дыхания при чтении и
сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и
подвижностью».Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла»,
Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Основы сценической
«лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы.
Формы проведения занятий: групповые
Приѐмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового
содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: Исполнение текста, демонстрирующего владение
«лепкой» фразы.
4.2.

Разнообразие художественных приемов литературы.

Теория: Многообразие групповых форм выступления. «Поэтический театр», «Синяя
блуза», «Агитбригада», капустник.
Практическая работа: Создание композиции путем сокращения текста с
сохранением основной темы, идеи, главных героев. Соединение различных по
содержанию, форме, стилю, ритму фрагментов литературных произведений.
Формы проведения занятий: групповые, игровые, занятие – зачѐт.
Приѐмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового
содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: капустник ко Дню театра.

5.
5.1.

Сценическое движение – 15 часов
Основы акробатики.

Теория: Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника
безопасности.
Практическая работа: Продолжение работы над разминкой плечевого пояса.
Сценические падения : падения вперед согнувшись, падение назад на спину.
Формы проведения занятий: групповые.
Приѐмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных
нагрузок, метод взаимообучения.
Дидактический материал: маты или акробатические дорожки
Форма подведения итогов: этюды
5.2. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
Теория: Контрастная музыка: быстрая, медленная, веселая грустная. Сюжеты
некоторых танцев. Особенности их движений. Элементы современного танца. Обучение
танцу и искусству танцевальной импровизации.
Практическая работа: Универсальная разминка. Тренировка суставно-мышечного
аппарата, разучивание основных движений под музыку. Упражнения на вокальнодвигательную координацию. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Позиции
рук, позиции ног. Самба – основной шаг, шаг с продвижением, виск, бутафого, кортеджако. «Ча-ча-ча» - основной шаг, веер, раскрытие (или «Нью-Йорк»). Основы
европейского бального танца «Медленный вальс».Танцевальные композиции
Формы проведения занятий: групповые.
Приѐмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных
нагрузок, метод взаимообучения.
Дидактический материал: маты или акробатические дорожки
Форма подведения итогов: Составление

и разучивание танцевальной

композиции с выученными элементами.
6. Работа над пьесой – 69 часов
6.1. Пьеса – основа спектакля
Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка,
кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.
Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета,
выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия.
Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной
конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи.
Общий разговор о замысле спектакля.

Формы проведения занятий: практические
Приѐмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового
содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: анализ пьесы
6.2. Текст-основа постановки.
Теория:

Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика

персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.
Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу»,
«Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик
персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в
тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического
соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям
Формы проведения занятий: практические
Приѐмы и методы: эвристический, проблемный
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: составление таблицы «История про…, который…».
6.3. Театральный грим. Костюм.
Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из
способов

достижения

выразительности:

обычный,

эстрадный,

характерный,

абстрактный. Способы накладывания грима.
Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для
героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приѐмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал:

гримировальный набор, жирный крем, тональный

крем, помада, гуммоз, пудра, различные кисти, ватные тампоны, бумажные салфетки,
альбомы, краски, карандаши.
Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима.
6.4.Театральный костюм.
Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об
образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.
Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории

Приѐмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: иллюстрации из книг, фотографии, альбомы, краски,
карандаши.
Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды».
6.5. Репетиционный период.
Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с
реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым
оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных
средств. Генеральная репетиция.
Формы проведения занятий: репетиции
Приѐмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.
Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя).
Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы).
7. Мероприятия и психологические практикумы-12 часов.
Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий.
Тематическое планирование, разработка сценариев.
Практическая работа. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри
учреждения. Выявление ошибок Оформление газеты «В мире театра».
Форма проведения занятия: вечера, праздники, конкурсы.
Приѐмы и методы: эвристический, метод полных нагрузок
Дидактический материал : сценарии.
Формы подведения итогов: Совместное обсуждение и оценка сделанного.
8. Экскурсии – 9 часов.
Экскурсии в краеведческие музеи, в храмы посѐлка, в природу
9. Выпускной экзамен - 3 часа
Итоговый результат выпускного экзамена выводится на основании трех оценок:
 за участие в спектаклях (качество и количество);
 за устный ответ и импровизированное выполнение этюда;
 за исполнение актѐрских работ и чтецкого репертуара на экзамене-концерте.

 карточки с заданиями для

занятий-зачѐтов, экзамена-выступления по разделам

программы;
 творческие задания;
 тесты по разделу «История театра»;
 кроссворды, викторины и др.
В учебно-воспитательный процесс следует включать экскурсии в краеведческие
музеи, вечера-встречи с деятелями театрального искусства, воспитательные мероприятия,
психологические тренинги, посещение спектаклей профессионального и любительских
театров, что позволит накопить и расширить зрительский опыт воспитанников, развить у
них умение отличать настоящее искусство от «лживого», приходить к правильному
нравственному суждению.

Методическое обеспечение:
Литература для педагога:
Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К.
Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. – М.: Центр «Педагогический
поиск», 2002. – 160 с.
2.
Бабанский Ю. К. Педагогика / Ю.К. Бабанский - М., 1988. - 626 с.
3.
Безымянная О. Школьный театр. Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2001г.-270 с.
4.
Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед.интов./Под ред.проф.А.В.Петровского. – М., Просвещение, 1973.
5.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации /
Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
6.
Воронова Е.А. «Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый – звонок
последний. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.-220 с.
7.
Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс»,
2004 г.-333 с.
8.
Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся, играем»
2004, 2005 г.г.
9.
Корниенко Н.А. Эмоционально-нравственные основы личности: Автореф.дис.на
соиск.уч.ст.докт.психол.наук / Н.А.Корниенко – Новосибирск, 1992. – 55 с.
10.
Кристи Г.В. Основы актерского мастерства, Советская Россия, 1970г.
11.
Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ ЦРСДОД,
2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
12.
Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии,
Белгород, 2003 г.
13.
Немов Р.С. Психология: Учебн.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн.- 4е изд. /
Р.С. Немов – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.-Кн.»: Психология образования.- 608
с.
14.
Особенности воспитания в условиях дополнительного образования. М.: ГОУ
ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
15.
Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по
воспитанию, классных руководителей и воспитателей/Библиотека администрации школы.
Образовательный центр “Педагогический поиск”/под ред. Гуткиной Л.Д., - М., 1996. - 79с.
16.
Панфилов А.Ю., Букатов В.М.. Программы. «Театр 1-11 классы». Министерство
образования Российской Федерации, М.: «Просвещение», 1995г.
17.
Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками:
Учебное пособие. - Белгород: Изд-во Белгородского гос. пед. университета, 1995. -222с.
1.

1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.

Литература для детей и родителей:
Савкова З. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития
речевого голоса. М.: «Искусство», 1975 г. – 175 с.
Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных
коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288
с.: ил..
У. Шекспир «Собрание сочинений»
Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа» - Ростов
н/Д:Феникс, 2005. – 320 с.
«Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев)- Волгоград. Учитель , 2004г
Щуркова Н.Е. Классное руководство: Формирование жизненного опыта у учащихся. М.: Педагогическое общество России, 2002. -160с.
Чернышев А. С. Психологические основы диагностики и формирование личности
коллектива школьников/ А.С. Чернышов – М., 1989.- 347с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».