РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИЖИНГИНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Дополнительная образовательная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Шахматы» Возраст обучающихся: от 6 до 17 лет. Срок реализации программы – 4 года. Автор-составитель: Одоев М.В. педагог дополнительного образования Кижинга, 2022 г. 1 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки ДООП: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г. (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28. Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МУ ДО Кижингинский Центр детского творчества (приказ муниципального учреждения дополнительного образования № 1/1- О/Д от 25.01.2019 г.) Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), компьютерных шахмат, активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и 2 докладов по истории шахмат), в создании учебно-тематического плана, адаптированного к условиям школы. Актуальность программы в ее своевременности. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать еѐ и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами. Задачи: Обучающие: · Познакомить с историей шахмат; · Обучить правилам игры; · Дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомление с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения. Развивающие: · Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности; 3 · Способствовать формированию выдержки, критического отношения к себе и к сопернику; · · Сформировать навыки запоминания; Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире. Воспитывающие: · привить бережное отношение к окружающим, стремление к развитию личностных качеств; · Прививать навыки самодисциплины; · Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки. Отличительной особенностью данной рабочей программы является: Содержание и материал программы дополнительного образования детей организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности: «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих нетривиальным доступ к сложным разделам в рамках (возможно узкоспециализированным) содержательно-тематического и направления программы. Возраст обучающихся: учащиеся в возрасте от 6 до 17 лет. Наполняемость группы: 15 детей. Срок реализации программы – 4 года. Форма работы объединения: кружковая Режим занятий: 4 1-й год обучения – 144 часа. 4 часа в неделю (2 занятия по 2 часа). 2-й – 4-й годы обучения – 216 часов. 6 часов в неделю (3 занятия по 2 часа или 2 занятия по 3 часа). Ожидаемые результаты (в зависимости от уровня обучения): К концу 1-го года обучения («стартовый уровень») обучающиеся знают: - шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; - названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры. умеют: - ориентироваться на шахматной доске; - играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; - правильно помещать шахматную доску между партнерами; - правильно расставлять фигуры перед игрой; - различать горизонталь, вертикаль, диагональ; - рокировать; - объявлять шах; - ставить мат; - решать элементарные задачи на мат в один ход. К концу 2-го года обучения («базовый уровень») обучающиеся знают: - принципы игры в дебюте; - основные тактические приемы; 5 - что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. умеют: - записывать шахматную партию; - матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; - грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; - точно разыгрывать простейшие окончания. К концу 3-го года обучения («базовый уровень») обучающиеся знают: - план и оценку позиции в дебюте; - сложные комбинации на сочетание идей; - основные идеи и технические приемы в пешечных окончаниях. меют: - грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить сложные тактические удары и проводить комбинации; - точно разыгрывать пешечные окончания. К концу 4-го года обучения («продвинутый уровень») обучающиеся знают: - роль главного судьи, главного секретаря и линейных судей; - исторический обзор развития шахмат; - новинки дебюта, миттельшпиля и эндшпиля. умеют: - грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить сложные тактические удары и проводить комбинации; - точно разыгрывать пешечные окончания. 6 Способы проверки результатов и формы подведения итогов обучения по программе: В программе предусмотрены различные формы контроля и подведения итогов обучения: контрольные уроки, зачеты, игры, внутригрупповые соревнования и др. Приведем основные: · тестовые задания на изученную тему с показом приемов на большой демонстрационной доске; · игровой метод в виде практической партии; · индивидуальная работа – анализ ошибок в сыгранной партии; · игра по эталону с использованием партий сильнейших шахматных мастеров. 7 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН образовательной программы по шахматам первого года обучения № Название раздела, темы Количество часов всего теория Формы аттестации/ практика контроля 8 4 4 собеседование 2 Вводное занятие. Шахматная доска. Шахматные фигуры 18 8 10 3 Начальная расстановка фигур 8 4 4 4 5 Ходы и взятие фигур Цель шахматной партии 16 10 8 4 8 6 6 Игра всеми фигурами из начального положения Шахматная нотация Ценность шахматных фигур Техника матования одинокого короля Достижение мата без жертвы материала Три стадии шахматной партии Основы дебюта Основы миттельшпиля Основы эндшпиля 6 2 4 16 20 12 8 10 6 8 10 6 входное тестирование конкурс дидактич. игр турнир конкурс дидактич. игр текущее тестирование конкурс задач турнир Конкурс задач 8 4 4 4 6 6 6 2 2 2 2 2 4 4 4 144 66 78 1 7 8 9 10 11 12 13 14 Итого: промежуточное тестирование конкурс задач турнир конкурс задач итоговое тестирование СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел «Вводное занятие. Шахматная доска» Знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности, обсуждение плана работы на год. Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски. Раздел «Шахматные фигуры» Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Раздел «Начальная расстановка фигур» 8 Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило “Каждый ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Раздел «Ходы и взятие фигур» (Основная тема учебного курса.) Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра ―на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки. Раздел «Цель шахматной партии» Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила. Раздел «Игра всеми фигурами из начального положения» Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии. Раздел «Шахматная нотация» Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии. Раздел «Ценность шахматных фигур» Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов). Раздел «Техника матования одинокого короля» Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Раздел «Достижение мата без жертвы материала» Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата. 9 Раздел «Три стадии шахматной партии» Шахматная партия. Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). Двух– и трехходовые партии. Раздел «Основы дебюта» Правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат и защита от него. Игра против ―повторюшки - хрюшки‖. Связка в дебюте. Коротко о дебютах. Принципы игры в дебюте: 1. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание ―пешкоедов‖. 2. Борьба за центр. 3. Безопасная позиция короля. Значение рокировки. 4. Гармоничное пешечное расположение. Разумная игра пешками. Классификация дебютов. Раздел «Основы миттельшпиля» Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Понятие о стратегии. Пути реализации материального перевеса. Раздел «Основы эндшпиля» Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило ―квадрата‖. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. 10 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН образовательной программы по шахматам второго года обучения № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Название раздела, темы Вводное занятие. Шахматная доска. Шахматные ходы. Шахматные фигуры. Два особенных хода Когда партия признается ничейной. Ценность фигур. Размены Главные правила в шахматах. Шахматная нотация Мат одинокому королю разными фигурами. Матовая сеть Нападение и защита Как начинать партию. Тактические приемы Открытое нападение. Двойное нападение – двойной удар. Двойной шах Связка. Уничтожение защиты. Отвлечение. Завлечение Посвящается пешкам. Разрушение пешечного прикрытия короля Понятие о дебютах Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций Сеансы одновременной игры Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций Итого: Количество часов Формы аттестации/ практика контроля всего теория 24 12 12 входное тестирование 4 8 2 4 2 4 конкурс задач турнир 12 6 6 конкурс задач 24 12 12 12 16 6 8 6 8 текущее тестирование турнир конкурс задач 4 2 2 турнир 14 6 8 конкурс задач 32 16 16 промежуточное тестирование 40 16 20 8 20 8 турнир конкурс задач 2 8 4 2 4 турнир итоговое тестирование 216 108 108 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел «Вводное занятие. Шахматная доска. Шахматные ходы» Приветствие с коллективом, повторение правил техники безопасности, обсуждение плана работы на год. Сказка о шахматах. Шахматная доска. Белое и черное поле. Горизонтали, вертикали, диагонали. Шахматные ходы и фигуры. Как ходят фигуры (король, ладья, слон, ферзь, конь, пешка). Превращение пешки. Легкие и тяжелые фигуры. Шах и мат. Цель игры – мат королю. Мат ладьей, слоном, ферзем, конем, пешкой. 11 Раздел «Два особенных хода» Рокировка – короткая и длинная. Когда рокировка невозможна. Взятие на проходе. Раздел «Когда партия признается ничейной» Что такое пат. Виды пата. Вечный шах. Виды вечного шаха. Сколько стоят шахматные фигуры. Размены. Таблица стоимости фигур. Раздел «Главные правила в шахматах. Шахматная нотация» «Тронул – ходи!» и «Отпустил руку – ход считается сделанным». Правила поведения во время игры. Для чего нужна шахматная нотация. Запись ходов. Раздел «Мат одинокому королю разными фигурами. Матовая сеть» Мат ферзем. Мат двумя ладьями. Если король в центре. Мат одной ладьей и королем. Мат двумя слонами. Мат конем и слоном. Раздел «Нападение и защита» Нападение (атака) и способы защиты атакованной фигуры. Использование большого материального перевеса. Два пути реализации материального преимущества. Раздел «Как начинать партию. Тактические приемы» Дебют. Миттельшпиль. Эндшпиль. Темп, выигрыш темпа, потеря темпа. Правильное разыгрывание дебюта и получение хорошей позиции. Тактические приемы. Геометрические мотивы. Раздел «Открытое нападение. Двойное нападение – двойной удар. Двойной шах» Двойной удар. «Вилка». Открытое нападение. Что такое шахматная мельница. Открытый шах. Двойной шах. Раздел «Связка. Уничтожение защиты. Отвлечение. Завлечение» Связка. Полная связка. Уничтожение защиты. Жертва. Отвлечение. Завлечение. Спертый мат. 12 Раздел «Пешки. Разрушение пешечного прикрытия короля» Пешечный эндшпиль. Правила квадрата. Ключевые поля. Оппозиция. Захват оппозиции. Гамбит, цель гамбита. Разрушение пешечного прикрытия короля. Пешечная цепь. Пешечный прорыв. Превращение пешки. Раздел «Понятие о дебютах» Главный принцип дебютного развития. Открытые дебюты. Полуоткрытые дебюты. Закрытые дебюты. Раздел «Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций» Участие в турнирах внутри группы, районных квалификационных турнирах, выступление в составе команды учреждения в районных, республиканских соревнованиях. Анализ сыгранных партий и типовых ошибок. Раздел «Сеансы одновременной игры» Сеансы одновременной игры (в том числе тематические) с последующим анализом типичных ошибок. Раздел «Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций» Решение задач, этюдов, комбинаций по теме освоения программного материала. Примечание. Количество учебных часов разделов «Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций», «Сеансы одновременной игры», «Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций» распределяется педагогом по необходимости в течение всего учебного года как отдельными занятиями, так и в составе занятий по освоению других разделов программы. 13 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН образовательной программы по шахматам третьего года обучения № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ контроля всего теория практика Понятие о стратегии. Сила, пространство, время. Роль центра. Защита короля. Пешечная структура. Фигуры и их стратегическая роль. Размен фигур. Подсчет фигур (или ударов) Основные принципы игры в дебюте. Как создается план игры. 18 8 10 входное тестирование 16 10 8 4 8 6 конкурс задач турнир 20 6 10 2 10 4 Тактика – средство осуществления плана. Важнейшие тактические приемы Комбинация – средство достижения цели. Типичные комбинации Основы позиционной игры Роль короля в конце партии. Пешечный эндшпиль Разнофигурный эндшпиль Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций Сеансы одновременной игры Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций Итого: 22 10 12 конкурс задач текущее тестирование турнир 38 18 20 конкурс задач 30 14 14 6 16 8 16 16 8 8 8 8 турнир промежуточное тестирование турнир конкурс задач 2 8 4 2 4 216 102 114 турнир итоговое тестирование СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел «Вводное занятие. Понятие о стратегии. Сила, пространство, время. Роль центра. Защита короля. Пешечная структура» Повторение правил техники безопасности, обсуждение плана работы на год. Стратегия. Тактика. Угроза. Сила, пространство и время. Роль центра. Защита короля. Пешечная структура. Разноликие пешки. Раздел «Фигуры и их стратегическая роль» Ферзь – гроза на шахматной доске. Ладья – фигура дальнобойная. Слон. Союз слона и ладьи – «мельница». Конь. Конь в центре доски силен. Король в дебюте – трус, в середине игры – лентяй, в эндшпиле – герой. 14 Раздел «Размен фигур» Размен – прием тактический. Выигрыш темпа. Ликвидация напряжения (упрощение). Подсчет фигур (или ударов). Раздел «Основные принципы игры в дебюте» Основные принципы игры в дебюте (мобилизация сил, борьба за господство в центре, противодействие развитию противника, забота о безопасности собственного короля). Открытые и закрытые позиции. Связка в дебюте. Освобождение от связки (развязывание). Раздел «Как создается план игры. Тактика – средство осуществления плана. Важнейшие тактические приемы» Понятие о плане игры. Тактика. Тактические приемы. Полусвязка и связка. Связывание фигур. Полное или «абсолютное» связывание, «относительное» связывание. Фигура в засаде. Открытое нападение и открытый шах. Двойной шах. Двойной удар. «Вилка». Промежуточный ход. Раздел «Комбинация – средство достижения цели. Типичные комбинации» Комбинация - мотив, идея и конечная цель. Уничтожение защиты. Разрушение пешечного прикрытия короля. Типичные комбинации: отвлечение; завлечение; блокировка, спертый мат; освобождение линии, поля, вскрытие линий; перекрытие; мат по последней или предпоследней горизонтали; атака на короля, задержавшегося в центре, матовая сеть; ничейные комбинации, пат; вечный шах, повторение ходов. Раздел «Основы позиционной игры» Основы позиционной игры: перевес в развитии, захват центра. Позиционное преимущество. Правило: направлять развитие фигур в сторону центра. Основные два плана в дебюте. Лучшее расположение фигур и пешек. Расположение короля. Расположение ферзя. Расположение ладьи. Расположение слона. Преимущество двух слонов. Расположение коня. Расположение пешек. Оценка позиции. Раздел «Роль короля в конце партии. Пешечный эндшпиль» Пешечные окончания. Централизация короля. Оппозиция. Подсчет ходов (или полей). Цугцванг. Отталкивание плечом. Выжидательный ход. Треугольник. 15 Раздел «Разнофигурный эндшпиль» Слоновый эндшпиль. Слон против пешек. Одноцветные слоны. Два слона. Разноцветные слоны. Когда слон сильнее коня. Коневой эндшпиль. Конь против пешек. Конь и ладейные пешки. Конь + пешка против коня. Конь и несколько пешек. Когда конь сильнее слона. Ладейный эндшпиль. Ладья против слона. Слон и пешка против ладьи. Ладья против коня. Ладья против пешки. Ладья и пешка против ладьи. Ферзевый эндшпиль. Ферзь против ладьи. Ферзь против легких фигур. Матовые угрозы. Вечный шах. Ферзь сильнее двух ладей. Две ладьи выигрывают у ферзя. Раздел «Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций» Участие в турнирах внутри группы, районных квалификационных турнирах, выступление в составе команды учреждения в районных, республиканских соревнованиях. Анализ сыгранных партий и типовых ошибок. Раздел «Сеансы одновременной игры» Сеансы одновременной игры (в том числе тематические) с последующим анализом типичных ошибок. Раздел «Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций» Решение задач, этюдов, комбинаций по теме освоения программного материала. Примечание. Количество учебных часов разделов «Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций», «Сеансы одновременной игры», «Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций» распределяется педагогом по необходимости в течение всего учебного года как отдельными занятиями, так и в составе занятий по освоению других разделов программы. 16 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН образовательной программы по шахматам четвертого года обучения № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Название раздела, темы Вводное занятие. Повторение пройденного материала. Атака и защита Открытое нападение. Как дать мат одинокому королю. Жертва. Материальное и позиционное преимущества. Тема комбинации. Отвлечение и завлечение. Легкофигурный эндшпиль. Принципы разыгрывания дебюта. Комбинация – средство достижения цели. Матовая сеть. Ничейные комбинации, пат. Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций Итого: Количество часов Формы аттестации/ практика контроля всего теория 24 12 12 входное тестирование 30 30 15 15 15 6 15 15 9 конкурс задач турнир конкурс задач 12 6 6 15 18 27 6 9 12 9 9 15 15 6 9 текущее тестирование турнир конкурс задач промежуточное тестирование конкурс задач 18 9 9 турнир 12 6 6 итоговое тестирование 216 102 114 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел «Вводное занятие. Повторение пройденного материала. Атака и защита» Повторение правил техники безопасности, обсуждение плана работы на год. Атака в шахматах. Нападение. Угроза. Контрнападение. Защита в шахматах. Рокировка. Приемы защиты. Контратака – наступление. Раздел «Открытое нападение» Сквозной удар. Защита от нападения. Ловля фигуры. Двойной удар. Связка. Промежуточный ход. Угрозы различного типа. Защита от угрозы мата. Нападай и создавай угрозы. Раздел «Как дать мат одинокому королю» 17 Атака на короля. Как разные фигуры матуют в середине игры. Размен. Материальное и позиционное преимущества. Ослабление короля. Владение открытыми линиями. Материальное равенство. Размен фигур и пешек. Раздел «Жертва. Материальное и позиционное преимущества» Оценка и разбор сложных позиций. Двойной шах – удар сокрушительной силы. Разрушение пешечного прикрытия короля. Спертый мат. Цугцванг. Раздел «Тема комбинации. Отвлечение и завлечение» Рентген. Эполетный мат. Пешечные окончания: правило «блуждающего квадрата». Поля соответствия. Критические поля. Раздел «Легкофигурный эндшпиль» Мат конем и слоном. Ладейный эндшпиль. Ферзевые окончания. Сложные окончания. Раздел «Принципы разыгрывания дебюта» Что надо знать о дебюте. Выбор дебюта. Развитие сил. Разносторонние рокировки в дебюте. Достижение контроля над центром. Типы центра. Обеспечение безопасности короля. Раздел «Комбинация – средство достижения цели» Комбинация – мотив, идея и конечная цель. Уничтожение защиты. Отвлечение, завлечение. Блокировка. Вскрытие линий. Освобождение линий, поля. Спертый мат. Перекрытие. Мат по последней или предпоследней горизонтали. Атака на короля, задержавшегося в центре. Раздел «Матовая сеть. Ничейные комбинации, пат» Вечный шах. Повторение ходов. Миттельшпиль. Форпост. Комбинации на совокупность элементарных тактических идей. Сложные комбинации на сочетание идей. Раздел «Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций» Участие в турнирах внутри группы, районных квалификационных турнирах, выступление в составе команды учреждения в районных, республиканских соревнованиях. Анализ сыгранных партий и типовых ошибок. 18 Раздел «Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций» Решение задач, этюдов, комбинаций по теме освоения программного материала. Примечание. Количество учебных часов разделов «Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций», «Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций» распределяется педагогом по необходимости в течение всего учебного года, как отдельными занятиями, так и в составе занятий по освоению разделов программы. Методическое обеспечение реализации программы. Учебные пособия. 1. Балашова Елена Юрьевна. Шахматная азбука. Первая ступень. Часть I. Тула «Имидж Принт», 2012. Издание второе, исправленное и дополненное. 2. Балашова Елена Юрьевна. Шахматная азбука. Первая ступень. Часть I. Тула «Имидж Принт», 2012. Издание второе, исправленное и дополненное. 3. Балашова Елена Юрьевна. Шахматная азбука. Вторая ступень. Часть II. Москва «Печатные Традиции» 2010. 4. Балашова Елена Юрьевна. Шахматная азбука. Вторая ступень. Часть II. Москва «Печатные Традиции» 2010. 5. Тодд Бардвик. Шахматы для детей. Стратегия и тактика игры. Серия «Вы и ваш ребенок». Питер, 2013. 6. Учебник шахматных комбинаций. Chess school 1a. 7. Владимир Зак, Яков Длуголенский. Я играю в шахматы. Издательство «Детская литература» Ленинград, 1980. Учебно-методический комплект контроля. Перечень диагностических карт и таблиц определяющих уровень результативности образовательной программы: 1. Вопросник к собеседованию (Приложение № 1); 2. Входное диагностическое тестирование. Диагностическая карта входного диагностического тестирования. (Приложение № 2); 3. Диагностическая карта определения уровня освоения тем программы (Приложение № 3); 4. Диагностическая карта уровня результативности конкурсов решения задач (Приложение № 4); 5. Диагностическая карта результатов участия в турнирах (Приложение № 5); 6. Диагностическая карта уровня воспитанности учащихся (Приложение № 6); 19 Приложение № 1 Вопросник к собеседованию «Мои интересы» 1. Как тебя зовут? 2. Сколько тебе лет? 3. Чтобы ты хотел рассказать о себе? 4. Как ты любишь проводить своѐ свободное время? 5. Почему ты хочешь заниматься игрой в шахматы? 6. Что ты знаешь об этой игре? 7. Занимался ли ты ранее шахматами и где проходили эти занятия? 8. Знаком ли ты с именами и деятельностью выдающихся шахматистов? 9. Занимается ли кто-нибудь из твоих родных, друзей или знакомых игрой в шахматы? 10. Как ты думаешь, чем в дальнейшем тебе может помочь это увлечение? 11. Как ты думаешь, сможет ли твоѐ увлечение, когда-нибудь, перерасти в будущую профессию мастера спорта, тренера по шахматам? Приложение № 2 Входное диагностическое тестирование Тест №1 - «Беглый счѐт» Для проведения тестирования нам необходим рисунок, состоящий из чередующихся вслух, без остановки (палец для счѐта не использовать!), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности. Способ проверки результата тестирования: для проверки тестирования необходимо засекать время, которое требуется испытуемому на подсчет чередующихся фигур, а так же учитывать все паузы при счѐте и те моменты, когда испытуемый начинает сбиваться со счета. После чего необходимо сопоставить количество пауз, ошибок и порядкового номера фигур, в том случае, если испытуемый сбился со счета, далее следует вывод педагога об уровне распределения внимания у ребѐнка. 20 Тест № 2 - «Занимательный квадрат» Инструкция: «В трех квадратах нарисованы шахматные фигуры – черные кони. В двух квадратах они располагаются совершенно одинаково, а в оставшемся квадрате один конь помещен не так, как в остальных двух. Необходимо найди этот квадрат, и поставить сверху галочку. Это и есть ответом на предложенное задание. Если задача решена с конями, то точно так же ребѐнку необходимо решить задание с белыми конями и слонами. Способ проверки результата тестирования: Если ребенок безошибочно выполнил все три задания, то это является показателем соответствия его возрастной норме развития. Если ребѐнок выполнил правильно только одно или два задания, то у ребенка есть проблемы в сфере внимания. Что выявляет импульсивных детей или очень эмоциональных. Тот ребѐнок, который не справился ни с одним заданием, скорее всего, имеет низкий уровень развития умения сравнивать различные предметы. При таком 21 результате занятия шахматами рекомендуются для развития аналитического мышления, но со сниженной нагрузкой, условиях. Тест №3 - «Перепутанные линии Задание к тесту: необходимо проследить линию слева направо, чтобы определить, где она кончается. Начинать нужно с линии А. Вы должны записать тот номер, которым эта линия заканчивается. Выполняя задание, нужно проследить линию взглядом, карандаш или палец при этом не пользовать. Педагогу необходимо засекать время, которое требуется ребѐнку для того, чтобы проследить каждую линию на всѐм задании в целом. Выполнить задание необходимо не более чем за 5 минут. 22 Тест №4 - «Разноцветные квадраты» Данное тестирование составлено на основе цветового теста Люшера-Дорофеевой. Тест «Разноцветные квадраты» позволяет исследовать психофизиологическое состояние ребенка и сделать диагностику эмоционального настроя и уровень внутренней активности детей во время прохождения испытуемыми данного тестирования. Для проведения теста каждому ребенку необходимо иметь три цветных карандаша: красный, синий и зеленый. Раздаточным материалом для тестирования служит лист, на котором изображены два ряда по три одинаковых квадрата. Для выполнения теста необходимо, чтобы верхний ряд квадратов был раскрашен так, чтобы каждый из них оказался раскрашенным только в один цвет – каждый квадрат в ряду может быть или только красный, или только зеленый, или только синий. Обязательным условием является то, чтобы все квадраты должны были разного цвета. После выполнения ребенком раскрашивания верхнего ряда квадратов, ему дается новое задание, которое заключается в просмотре ребѐнком раскрашенного им ряда. На данном этапе тестирования педагог предлагает ребѐнку подумать, нравится ли ему такое расположение 23 квадратов по цвету. Хочет ли ребѐнок его изменить, или оставить все по-прежнему. Второй ряд квадратов раскрашивается ребѐнком произвольно (как захочет). Таблица интерпретации результатов ( на основе разработки Дорофеевой) Цветовая Функциональное формула состояние Функциональное К-С-З напряжение (ФН) Функциональное С-К-З расслабление (ФР) Функциональное С-З-К возбуждение (ФВ) Описание функционального состояния Состояние настороженности, которому свойственны ориентировочные эмоции, повышение внимания, активность; это состояние является оптимальным вариантом реагирования функциональной системы. Спокойное, устойчивое состояние, самое оптимальное для различных видов деятельности, не требующих напряжения; это состояние свидетельствует об отсутствии выраженных переживаний. Доминирование положительных эмоций - от переживания чувства удовлетворения до восторга, ликования. Состояние является следствием неудовлетворения Функциональное К-З-С торможение ( ФТ) потребностей (и полярно состоянию функционального возбуждения). Оно свидетельствует о доминировании отрицательных эмоций ( печаль, тоска); диапазон изменений от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги, перенапряжения всех систем организма. Состояние З-С-К аффективного возбуждения (АВ) Состояние З-К-С аффективного торможения (АТ) Активные аффекты с диапазоном изменения эмоций от переживания чувства нетерпения, возмущения до гнева, ярости. Доминирование сильных отрицательных эмоций с диапазоном от состояния растерянности, психического дискомфорта до страха. 24 Приложение № 3 Диагностическая карта определения уровня освоения тем программы. Наименование объединения _______________________________________________________________________________________________ Педагог _________________________________________________________________________________________________________________ Вид диагностики _________________________________________________________________________________________________________ Год обучения _______1_______________________ Группа № ___________________________________________________________________ № п\п Знания и умения / учащиеся 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 15 чел. – 100% 1 чел. = 6,67 % Итого в %: В.у. С.у. С К С К Н.у. С К Хорошо знать все ходы фигур Знать шахматную нотацию Знать сравнительную ценность фигур Знать что такое «ШАХ», «МАТ», «ПАТ». Знать общие принципы игры в начале партии Знать правила поведения во время игры Уметь ставить «МАТ» тяжелыми фигурами Знать и уметь использовать тактические удары: 8 Связка 9 10 11 12 13 Двойной удар Открытый шах Двойной шах Знать, как играть после дебюта Знать простейшие правила игры в эндшпиле Уметь играть шахматную партию Знает и умеет: отлично - о; хорошо - о; удовлетворительно - о; В.У. – высокий уровень; С.У. – средний уровень; Н.У. – низкий уровень; С – середина года; К – конец года. 14 25 Диагностическая карта определения уровня освоения тем программы Наименование объединения _______________________________________________________________________________________________ Педагог _________________________________________________________________________________________________________________ Вид диагностики _________________________________________________________________________________________________________ Год обучения _______2_______________________ Группа № ___________________________________________________________________ № п\п Знания и умения / учащиеся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 12 чел. – 100% 1 чел. = 8,33 % Итого в %: В.у. С.у. С К С К Н.у. С К Уметь решать комбинации на различные темы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комбинации основные на диагональном действии слонов Коневые комбинации Пешечные комбинации Тяжелофигурные комбинации Комбинации с сочетание идей Знать, как проводить атаку на короля Знать технические приемы в эндшпиле: ладейном Знать технические приемы в эндшпиле: ферзевом Знать что такое открытые линии, 7-ая, 2-ая горизонталь и уметь ими пользоваться, Играть шахматную партию с записью и часами Знает и умеет: отлично - о; хорошо - о; удовлетворительно - о; В.У. – высокий уровень; С.У. – средний уровень; Н.У. – низкий уровень; С – середина года; К – конец года. 26 Диагностическая карта определения уровня освоения тем программы Наименование объединения _______________________________________________________________________________________________ Педагог _________________________________________________________________________________________________________________ Вид диагностики _________________________________________________________________________________________________________ Год обучения _______3_______________________ Группа № ___________________________________________________________________ № п\ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Знания и умения / учащиеся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10 чел. – 100% 1 чел. = 10 % Итого в %: В.у. С.у. С К С К Н.у. С К Тренировать технику расчета Уметь решать комбинации на различные темы Знать темы шахматной стратегий: Пешечный центр Подрыв пешечного центра Фигуры против пешечного центра Знать технические приемы Легкофигурных эндшпилей Ладейных эндшпилей Пешечных эндшпилей Уметь работать самостоятельно с шахматной литературой Уметь играть в шахматном турнире с записью и часами Знает и умеет: отлично - о; хорошо - о; удовлетворительно - о; В.У. – высокий уровень; С.У. – средний уровень; Н.У. – низкий уровень; С – середина года; К – конец года. 27 Диагностическая карта определения уровня освоения тем программы Наименование объединения _______________________________________________________________________________________________ Педагог _________________________________________________________________________________________________________________ Вид диагностики _________________________________________________________________________________________________________ Год обучения _______4_______________________ Группа № ___________________________________________________________________ № Знания и умения / учащиеся п\п 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10 чел. – 100% 1 чел. = 10 % Итого в %: В.у. С.у. С К С К Н.у. С К Уметь изучать теорию дебюта Уметь самостоятельно анализировать позицию Решать композиционные позиции с основными тактическими приѐмами в три, четыре, пять ходов. Знать темы шахматной стратегии (разноцветные слоны в миттельшпиле, форпост на открытой и полуоткрытой линии, борьба за открытую линию, роль центра при фланговых операциях). Знать, как использовать борьбу фигуры против пешек в эндшпиле. Знать, как использовать лучшее пешечное расположение в эндшпиле. Знать основные положения Шахматного кодекса РФ. Знает и умеет: отлично - о; хорошо - о; удовлетворительно - о; В.У. – высокий уровень; С.У. – средний уровень; Н.У. – низкий уровень; С – середина года; К – конец года. 28 Приложение № 4 Диагностическая карта уровня результативности конкурсов решения задач Место Общий итог Сумма за 2-е полугодие № 10 №9 №8 №7 №6 №5 №4 №3 Фамилия участников №2 №1 №№ конкурсов и набранные очки Сумма за 1-е полугодие Наименование объединения _______________________________________________________________________________________________ Педагог _________________________________________________________________________________________________________________ Вид диагностики _________________________________________________________________________________________________________ Год обучения ______________________________ Группа № ___________________________________________________________________ 1 чел. = 6,67 % Итого в % высокий уровень 15 чел. – 100% Высокий уровень - В средний уровень низкий уровень Средний уровень - С Низкий уровень - Н 29 Приложение № 5 Таблица исследования уровня воспитанности обучающихся творческого объединения «Шахматы» 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Лидерские качества Уверенность в себе Самокритич ность Умение аргументиро вать Чувство эмпатии Активное участие в совместной деятельности Доброжелательное отношение к старшим Вежливость в общении 1 Средний показатель результативности программы Наименование объединения _______________________________________________________________________________________________ Педагог _________________________________________________________________________________________________________________ Вид диагностики _________________________________________________________________________________________________________ Год обучения ______________________________ Группа № ___________________________________________________________________ № п/п Ф.И. обучающегося Отношение к старшим Отношение к Самооценка сверстникам 12 13 15 15 чел. – 100 % 1 чел. – 6,67 % Итого в % 14 высокий средний низкий 30 Приложение № 6 Таблица результатов турнира Турнир № Начат: _______ г. Окончен:_______г. участники разряд № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 очки место Главный судья: 31 Контрольно-методическое обеспечение Для оценки эффективности и результативности образовательной программы используется авторская система диагностики. Систему диагностирования состоит из следующих компонентов: - собеседование - проводится при приѐме в объединение «Шахматы» с каждым ребѐнком с целью выявления его образовательного уровня и интересов; - входное диагностическое тестирование - тест на выявление интеллектуальных способностей и мотивации выбора данного объединения; - Диагностика определения уровня знаний и умений основного содержания программы; - Диагностика уровня результативности конкурсов решения задач; - Диагностика результатов участия в турнирах; - Диагностика определения уровня воспитанности учащихся; Для отслеживания результативности образовательного процесса диагностика может проводиться 3 раза в год. Используются следующие этапы контроля: Входной (сентябрь-октябрь) - проводится при приѐме в объединение. Текущий (в течение года) – на каждом занятии по результатам освоения основного содержания программы. Промежуточный (декабрь-январь) Итоговый (Май) Для выявления уровня результативности программы по текущему этапу контроля используются следующие формы контроля: На первом этапе обучения: - Контрольная работа; - Партии и их анализ; - Анализ результатов турниров; - Конкурсы решения задач; - Опрос; - Опрос – викторина; - Анализ решѐнных шахматных задач; - Турниры. На втором этапе обучения: - Анализ шахматных партий; - Анализ результатов турниров; - Конкурсы решения задач; - Опрос; 32 - Опрос – викторина; - Анализ решенных шахматных задач; - Анализ качества партий; - Анализ результатов игры; - Анализ результата консультационных партий; - Анализ итогов конкурсов. Параметры оценки результативности программы разработаны на четыре года обучения по трѐм уровням: высокий, средний, низкий. Аннотация к входному диагностическому тестированию. Диагностическое тестирование может проводиться педагогом при зачислении детей на первый год обучения с целью определения способности ребѐнка к аналитическому мышлению, выявления интеллектуального уровня развития учащихся, а так же уровня внимательности и эмоциональности детей. Она представляет собой комплекс психологических методик, позволяющих выявить потенциал детей к обучению игре в шахматы. Если испытуемый не справился с заданиями или справился частично, в этом случае занятия шахматами рекомендуются для развития умения анализировать, но при щадящих условиях, со сниженным объемом нагрузки. Аннотация к диагностической карте определения уровня освоения тем программы. Для фиксации результатов диагностики разработана диагностическая карта. Она представляет собой бланк, на котором построена таблица, критериями которой является уровень освоения разделов учебно-тематического плана. По знаниям и умениям, которыми овладевает обучающийся в ходе освоения разделов, определяется уровень освоения программы (высокий – В; средний – С; низкий - Н). Для большей наглядности используется цветопись: высокий уровень – красный цвет, средний уровень синий цвет, низкий уровень – зелѐный цвет. Диагностика может проводиться 2 раза (в конце первого полугодия и в конце года), а так же – по результатам освоения каждой темы программы. Аннотация к диагностической карте уровня результативности конкурсов решения задач. Помимо диагностической карты, разработанной педагогом, необходимым условием выявления результативности данной программы является таблица результатов конкурсов решения задач. В данной таблице педагогом фиксируются набранные очки обучающихся по итогам конкурсов решения задач, где прописывается сумма очков за первое полугодие, сумма очков за второе полугодие, общий итог и место занятое учениками (I, II, III). Таким 33 образом, определяется уровень освоения программы (высокий – 6,5; средний – 4,3; низкий – 1,2). Для фиксирования решѐнных учеником задач в программе «Шахматы» используется тетрадь учѐта решѐнных задач. Аннотация к тетради учѐта решѐнных задач. Данная тетрадь является основным критерием заполнения сводных таблиц, результатов конкурсов решения задач, рассматривается как форма постоянного контроля. Она представляет собой тетрадь с таблицей, состоящей из двух граф: Ф.И. учащегося и номер выполненных индивидуальных заданий. Тетрадь результативности решения задач необходима педагогу, чтобы в ходе решения шахматных задач, выявить уровень освоения учащимися задач разного уровня сложности. Аннотация к диагностической карте результатов участия в турнирах. Турнирная таблица представляет собой бланк с построенной таблицей, где указывается фамилия и имя участника, разряд, наименование турнира, очки и место в данном турнире. Турнирная таблица необходима педагогу для отслеживания результатов шахматных турниров. Фиксирование этих данных позволяет педагогу выявить динамику индивидуального турнирного опыта учащихся. Аннотация к диагностической карте определения уровня воспитанности учащихся. Для диагностики определения уровня воспитанности учащихся автором отобраны необходимые критерии по каждому из которых определяется уровень воспитанности учащихся (высокий - В, средний - С, низкий - Н). 34 Список литературы. Литература, используемая для образовательного процесса: разработки программы и организации 1. Авербах, Ю. Л., Котов, А. А., Юдович, М. М. Шахматная школа [Текст] Издательство: Ростов на Дону. «Феникс», 2004.-352 с. 2. Авеpбах, Ю. Л. Эндшпиль [Текст] / I-V тома. - М.: Физкультуpа и споpт, 1981-84. 3. Спутник шахматиста [Текст]: справочник / Под ред. В. П. Елесина, В.М.Волкова.- М.: Изд. "Инженеp", 1992. -192 с. 4. Голенищев, В. Е. Пpогpамма подготовки юных шахматистов II pазpяда [Текст] - М.: Изд. "Советская Pоссия", 1979. – 112с. 5. Жуpавлев, H. Шаг за шагом [Текст] - М.: Физкультуpа и споpт, 1986. -288с. 6. Кpогиус, H. В. Психологическая подготовка шахматиста [Текст] -M.: Физкультуpа и споpт, 1996. - 624с. 7. Костьев, А. Н. Уроки шахмат [Текст] - М.: Физкультуpа и споpт, 1994.-208с. 8. Ласкер, Э. Учебник шахматной игры [Текст] / 7-е издание. - М.: Терра-Спорт, 2002.416с. 9. Рохлин, Я. Шахматы [Текст] / Программа занятий. -М.: "Московская пpавда", 1961. 84с. 10. Pомановский, П. Миттельшпиль [Текст] - М.: Физкультуpа и споpт,1963. -224с. 11. Шахматы, наука, опыт, мастеpство [Текст] / Под pед. Б.А. Злотника. -М.: Высшая школа, 1990. - 335с. 12. Шахматы [Текст] / Энциклопедический словаpь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. 123с. 13. Шахматные окончания [Текст] / Под ред. Ю.Авербаха. - М.: Физкультуpа и споpт, 1981. - 288с. 35 Литература, рекомендуемая для обучающихся и родителей. 1. Авербах, Ю. Л. Что надо знать об эндшпиле [Текст] - М.: Физкультуpа и споpт,1960. 98с. 2. Авербах, Ю. Л., Котов, А. А., Юдович, М. М. Шахматная школа [Текст] - Издательство: Ростов на Дону: «Феникс», 2004. - 352 с. 3. Агафонов, А. В. Шах и Мат [Текст] / Задачи для начинающих. – Казань: Учебное издание, 1994. - 32с. 4. Авеpбах, Бейлин. Путешествие в шахматное коpолевство [Текст] -М.: Физкультуpа и споpт, 1978. - 288с. 5. Авеpбах, Ю. Л. Эндшпиль [Текст] / I-V тома. - М.: Физкультуpа и споpт, 1981-84. 6. Блох, В. Комбинационное искусство [Текст] - М.: Изд. "Инженеp", 1993г. -176с. 7. Бондаренко, Ф. Этюд в пешечном окончании [Текст] - М.: Физкультура и спорт, 1973. 160с. 8. Волчок, А. С. Тpенажеp шахматиста [Текст] / Самоучитель. - Hиколаев: Мысль, 1991. 64с. 9. Гуфельд, Э., Калиниченко, Н. Дебютный путеводитель [Текст] -Челябинск, 1991. - 210с. 10. Давыдюк, С. И. Hачинающим шахматистам [Текст] / Упpажнения. Паpтии. Комбинации. - Минск: Полымя, 2002. - 180с. 11. Жуpавлев, H. Шаг за шагом [Текст] - М.: Физкультуpа и споpт, 1986. -288с. 12. Иващенко, С. Д. Сборник шахматных комбинаций [Текст] – Киев: «Радянська школа», 1988 . – 224с. 13. Карпов, А. Е., Гик, Е. Я. Неисчерпаемые шахматы [Текст] - М.: Изд. Московского Унивеpситета, 1991. - 343с. 14. Hимцович, А. И. Моя система [Текст] - М.: Физкультуpа и споpт, 1974. -296с. 15. Hимцович, А. И. Моя система на пpактике [Текст] - М.: Физкультуpа и споpт, 1984г. 576с. 16. Панов, В. П. Основы дебюта [Текст] - М.: Физкультуpа и споpт, 1971.- 64 с. 17. Панов, В. П.. Эстpин , Я. Б. Куpс дебютов [Текст] - М.: Физкультуpа и споpт, 1980.424с. 18. Таppаш , З. Совpеменная шахматная паpтия - [Текст] - М.: Физкультиздат, 1926. - 272с. 19. Шахматный кодекс СССР [Текст] - М.: Центpальный шахматный клуб СССP, 1990. 64с. 36